4.8. Описание системы АБС тягача, назначение, условия эксплуатации и монтаж комплектующих.
Габаритные чертежи компонентов описанных ниже приведены в приложениях 14…29.
4.8.1. Блок управления (БУ, ECU)
«Knorr-Bremse» АБС (модификации 2х, EU-12, ABS-6).
До 2007г. в широком применении были блоки управления «Knorr-Bremse» — 2х и EU12 (номер 0 486 104 104), на данный момент блок управления заменили на более мощный -ABS6. Различия в подключении, а так же назначение контактов колодок подключения будут рассмотрены ниже.
АБС 2х в основном применяется на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах. Выполняется в конфигурациях 4S/2K, 4S/3K и 4S/4K. Система снабжается 2х канальной АБС и функцией контроля замедления.
АБС EU12 так же применяется на грузовых автомобилях и автобусах. Выполняется в конфигурациях 4S/3K и 4S/4K. Система снабжается Зх или 4х канальной АБС/ПБС, притом ПБС управляет тормозами при помощи одного электромагнитного клапана. Связь ПБС с регулятором контроля двигателя как правило осуществляется через шину CAN SAE (компьютерный интерфейс) J1939.
Так же выпускается такая система в конфигурации 6S/6K. Такой вариант управления тормозами применяется в основном на трехосных автобусах, или транспортных средствах на которых имеется более 2х мостов.
АБС-6 выпускается в трех модификациях: Standard (только функции АБС), Premium (функции АБС и ПБС), Advanced (система ESP).
Система снабжается Зх или 4х канальной АБС/ПБС, притом ПБС управляет тормозами при помощи одного электромагнитного клапана. Связь ПБС с регулятором контроля
двигателя как правило осуществляется через шину CAN SAE (компьютерный интерфейс) J1939. В зависимости от модификации блока функциональность изменяется.
Назначение.
Блок управления используется в качестве центрального управляющего устройства для АБС/ПБС в автотранспортных средствах с прицепом и без прицепа с пневматической тормозной системой.
Блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты от влаги и механических повреждений, крепится под капотом автомобиля в верхнем углу со стороны водителя. Внешний вид и внутреннее строение представлены на рисунке 40. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, формирования управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения механизмов вспомогательной тормозной системы, и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.
Блок управления обеспечивает следующие функции (в зависимости от конфигурации блока управления):
-АБС — функция;
-ПБС — функция;
-функция ограничения скорости;
-управление АБС/ПБС;
-диагностика АБС/ПБС.
Функционирование.
Все элементы блока управления размещаются на одной плате, благодаря этому увеличивается объем свободного пространства для монтажа, при этом надежность блока управления увеличивается. Плата находится в корпусе снабженном приемными гнездами для штекеров.
При включении системы (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включается диагностическая сигнальная лампа с символом «АБС» или «ABS» на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и средств коммутации.
При исправной системе лампа диагностики гаснет через несколько секунд после включения системы, либо при начале движения, при достижении транспортным средством скорости 5-7 км/ч.
При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления включается лампа диагностики. При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система автомобиля будет работать в обычном режиме (без режима АБС).
Во время режима тест-контроля блок управления автоматически проводит диагностику системы — целостность электрических цепей датчиков угловой скорости, модуляторов и других компонентов (при наличии). Во время режима диагностики происходит срабатывание модуляторов: одновременно по обоим бортам на обеих осях. Срабатывание необходимо для проверки электроклапанов и соленоидов модулятора, сопровождается выбросом небольшого количества воздуха из выхода 3 — порт сброса в атмосферу.
Устройства функционального контроля и сигнализации системы контролируют и фиксируют следующие параметры и отказы:
-снижение питающего напряжения ниже минимального предела 18В;
-повышение питающего напряжения выше максимального предела 30,5В;
-снижение уровня сигнала датчиков ниже допустимого уровня амплитуды сигнала 0,1В при зазоре между торцом датчика и зубом ротора 1,2 мм;
-обрыв или короткое замыкание в цепи датчика;
-обрыв или короткое замыкание в цепи исполнительных устройств (модуляторов, электроклапанов);
-наличие рабочего напряжения на электроклапанах модуляторов до начала движения АТС и в течение времени более 1с после включения питания;
-наличие рассогласования частоты вращения колес и амплитуды выходного сигнала датчика выше заданной величины;
-недостоверное значение сигнала датчика;
-нарушение заданных алгоритмов работы.
Рисунок 40. Блок управления
Обслуживание.
Электронная система в обслуживании не нуждается, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).
При накапливании в памяти блока управления определенного количества пассивных ошибок (70-80), работа блока управления блокируется (максимальное количество для каждой модели блока управления индивидуально), в этом случае необходимо произвести принудительную очистку памяти (см. раздел «Диагностика АБС»),
Внимание: при проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения тестера и приборов в положение «выключено» и отключение выключателя «массы». Категорически запрещается проводить сварочные работы на шасси (тягач/автобус/прицеп) при подключенном электронном блоке. Необходимо отключить все разъемы от блока управления непосредственно перед проведением сварочных работ.
Если диагностическая лампа не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определенной по мигающему коду (см. раздел «Диагностика систем АБС тягача, автобуса»), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.
Блок управления ремонту не подлежит и при выходе из строя подлежит замене.
Технические характеристики блоков управления приведены ниже.
Номинальное напряжение:12или 24 В постоянного напряжения;
Рабочее напряжение:от22 до 30 В постоянного напряжения;
Потребление электрического тока: -0,5 А;
Рабочая температура: от-40° С до + 80° С;
Температура хранения:от- 30° С до + 60° С.
Все электрические входы и выходы защищены от возможности короткого замыкания на корпус.
Подключение разъемов.
Блок управления АБС использует от двух до пяти разъемов для подключения электрических соединений в зависимости от модели блока и количества предоставляемых им функций.
На рисунках 41а и 41б показаны разъемы подключения блоков управления разных поколений, а в таблицах 6а и 6б обозначения контактов для различных конфигураций.
Рисунок 41. Разъемы блока управления
а) разъемы подключения БУ АБС EU12 и 2х; б) разъемы подключения БУ ABS-6.
Блок АБС EU12, 2х.
В разъеме X1 конструктивно предусмотрен переключатель, который включает аварийную лампу, соединяя контакты Х1-18 и Х1-12, когда соответствующий разъем не вставлен в БУ. При подключении к БУ, соединение 2 контактов прерывается (лампа гаснет). Это переключает аварийную лампу на управление через контакт X1-18. Данная функция позволяет определить подключены ли питающие разъемы к БУ или нет.
Перед соединением или разъединением штекерных разъемов блока управления необходимо ключ «в замке» повернуть в положение «0» и отключить «массу».
Контрольная лампа системы АБС сигнализирует о неисправности системы, а так же служит средством вывода информации о виде неисправности системы в режиме диагностирования. Режим диагностирования задается с помощью кнопки диагностирования АБС.
Контрольная проверка функционирования системы проводиться следующим образом:
-включить «массу». Включить питание приборов (повернуть ключ в «замке» в положение «I»). При этом обязательно должна загореться контрольная лампа АБС. Лампа должна погаснуть через 2 секунды. Если лампа погасла, система исправна и проверка считается законченной;
-если лампа не погасла, необходимо запустить двигатель и начать движение, при скорости 6-10 км/ч контрольная лампа должна погаснуть;
-проверить действие тормозов в режиме разгон — движение — торможение. Если сигнальная лампа не включается, это так же свидетельствует об исправности системы, и проверка считается законченной.
Отсутствие свечения лампы диагностики сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х1-7 и Х1-8 «плюс», Х1-10 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-29В.
В случае постоянного свечения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).
Назначение колодок БУ EU12, 2х:
X1 — питание и внешние связи;
Х2 — передняя ось (датчики скорости и исполнительные механизмы);
Х3 — передняя ось (датчики скорости и исполнительные механизмы);
Х4 — задний мост (датчики скорости и исполнительные механизмы);
Х5 — не используется если отсутствует дополнительная ось. Применяется только на 6-канальных системах или при наличии в блоке функции ПБС.
Блок ABS-6.
Как и в предыдущих моделях блоков управления, в разъеме X1 конструктивно предусмотрен переключатель, который включает аварийную лампу, соединяя контакты X1-18 и X1-12, когда соответствующий разъем не вставлен в БУ. Данная функция в точности повторяется и на этом виде блоков управления.
Отсутствие свечения лампы диагностики сразу после включения приборов свидетельствует об отсутствии подачи питания на блок управления АБС, о неисправности блока управления, либо о неисправности самой лампы. В этом случае следует убедиться в надежности подключения устройств коммуникации (кабелей, разъемов) электронного блока управления. Напряжение бортовой сети, замеренное на клеммах Х1-3 и X1-16 «плюс», X1-1 «минус» подачи питания к блоку управления должно быть в пределах 22-29В для 24 вольтовых систем (8-16В для 12 вольтовых).
В случае постоянного свечения сигнальной лампы АБС следует выполнить диагностирование системы с использованием световых мигающих сигналов (блинк-кодов).
Назначение колодок БУ ABS-6:
X1- питание и внешние связи;
Х2- передняя ось и задний мост (датчики скорости и исполнительные механизмы);
Х3- применяется в БУ серии Premium для подключение устройств ПБС;
Х4- применяется в БУ серии Advanced для подключения устройств системы ESP.
Назначение контактов БУ EU12, 2х.
Таблица 6 а. Назначение контактов
Обозначение разъема | Обозначение | Тип | Описание |
X1-1 | CAN L | Вход/Выход | CAN |
Х1-2 | CAN SHLD | — | CAN |
Х1-3 | CAN H | Вход/Выход | CAN |
X1-4 | — | — | Не используется |
X1-5 | ORS | Вход | Переключатель режима бездорожья |
Х1-6 | TCS | Вход | Переключатель ПБС |
X1-7 | U ECU | Питание | Напряжение «зажигания» |
X1-8 | U PCV2 | Питание | Постоянное электропитание |
X1-9 | — | — | Не используется |
Х1-10 | GND ECU | Питание «масса» | Масса |
Х1-11 | — | — | Не используется |
Х1-12 | GND PCV2 | Питание “масса” | Масса |
Х1-13 | DIAK | Вход/Выход LSS | Диагностическая линия |
Х1-14 | DIAL | Вход | Диагностическая линия |
Х1-15 | — | — | Контакт сигнальной лампы |
Х1-16 | NCL/TCL | Выход LSS | Лампа ПБС |
Х1-17 | RET | Выход LSS | Тормоз-замедлитель |
Х1-18 | WL | Выход LSS | Аварийная лампа |
Х2-1 | RELSL | Выход HSS | Клапан сброса модулятора переднего левого колеса |
Х2-2 | HLDSL | Выход HSS | Клапан удержания модулятора переднего левого колеса |
Х2-3 | GNDSL | Выход LSS | Общий провод модулятора переднего левого колеса |
Х2-4 | WSS_SL+ | Вход | Датчик скорости переднего левого колеса |
Х2-5 | WSS_SL- | Вход | Датчик скорости переднего левого колеса |
Х2-6 | SLS | Вход | Переключатель стоп-сигнала |
Х3-1 | — | — | Не используется |
Х3-2 | — | — | Не используется |
Х3-3 | DKV | ВхоД | PWM интерфейс для дизеля |
Х3-4 | WSS_SR+ | Вход | Датчик скорости переднего правого колеса |
Х3-5 | WSS_SR- | Вход | Датчик скорости переднего правого колеса |
Х3-6 | DKR | Выход LSS | PWM интерфейс для дизеля |
Х3-7 | REL_SR | Выход HSS | Клапан сброса модулятора переднего правого колеса |
Х3-8 | HLD_SR | Выход HSS | Клапан удержания модулятора переднего правого колеса |
Х3-9 | GND_SR | Выход LSS | Общий провод модулятора переднего правого колеса |
Х4-1 | REL_DL | Выход HSS | Клапан сброса модулятора заднего правого колеса |
Х4-2 | HLD_DL | Выход HSS | Клапан удержания модулятора заднего правого колеса |
Х4-3 | GND_DL | Выход LSS | Общий провод модулятора заднего правого колеса |
Х4-4 | GND_TCV | Выход LSS | Масса клапана ПБС |
Х4-5 | WSS_DL+ | Вход | Датчик скорости заднего правого колеса |
Х4-6 | WSS_DL- | Вход | Датчик скорости заднего правого колеса |
Х4-7 | TCV | Выход HSS | Клапан ПБС |
Х4-8 | WSS_DR+ | Вход | Датчик скорости заднего левого колеса |
Продолжение таблицы 6 а. Назначение контактов
Обозначение разъема | Обозначение | Тип | Описание |
Х4-9 | WSS _DR- | Вход | Датчик скорости заднего левого колеса |
Х4-10 | REL_DR | Выход HSS | Клапан сброса модулятора заднего левого колеса |
Х4-11 | HLD _DR | Выход HSS | Клапан удержания модулятора левого правого колеса |
Х4-12 | GND_DR | Выход LSS | Общий провод модулятора заднего левого колеса |
Х4-13 | — | — | Не используется |
Х4-14 | — | — | Не используется |
Х4-15 | — | — | Не используется |
Х5-1 | RELJ_DL | Выход HSS | Клапан сброса модулятора заднего правого колеса |
Х5-2 | HLD_DL | Выход HSS | Клапан удержания модулятора правого колеса 3-й оси |
Х5-3 | GND_DL | Выход LSS | Общий провод модулятора правого колеса 3-й оси |
Х5-4 | GND _TCV | Выход LSS | Масса клапана ПБС |
Х5-5 | WSS DL+ | Вход | Датчик скорости правого колеса 3-й оси |
Х5-6 | WSS DL- | Вход | Датчик скорости правого колеса 3-й оси |
Х5-7 | TCV | Выход HSS | Клапан ПБС |
Х5-8 | WSS DR+ | Вход | Датчик скорости левого колеса 3-й оси |
Х5-9 | WSS DR- | Вход | Датчик скорости левого колеса 3-й оси |
Х5-10 | REL_DR | Выход HSS | Клапан сброса модулятора левого колеса 3-й оси |
Х5-11 | HLD_DR | Выход HSS | Клапан удержания модулятора правого колеса 3-й оси |
Х5-12 | GND_DR | Выход LSS | Общий провод модулятора левого колеса 3-й оси |
Назначение контактов БУ ABS-6.
Таблица 6 б. Назначение контактов
Обозначение разъема | Обозначение | Тип | Описание |
X1-1 | GND | Масса | Масса |
Х1-2 | — | — | Не используется |
Х1-3 | U_ECU | Питание | Напряжение «зажигания» |
X1-4 | — | — | Не используется |
Х1-5 | — | — | Не используется |
Х1-6 | — | — | Не используется |
Х1-7 | J1939_Lo | Вход | Диагностическая линия |
Х1-8 | J1939_Hi | Вход/Выход | Диагностическая линия |
X1-9 | — | — | Не используется |
Х1-10 | WSS_DR+ | Вход | Датчик скорости передний правый |
Х1-11 | WSS_DR | Вход | Датчик скорости передний правый |
Х1-12 | ABS WL_GND | Масса | |
Х1-13 | DIAK | Вход/Выход LSS | Диагностическая линия |
Х1-14 | DIAL | Вход | Диагностическая линия |
Х1-15 | — | — | Не используется |
Х1-16 | U_PCV2, UB | Питание | Постоянное электропитание |
Х1-17 | RET | Retarder/Exhaust brake | Управление ретардером |
Продолжение таблицы 6б. Назначение контактов
Обозначение разъема | Обозначение | Тип | Описание |
Х1-18 | ABS WL, WL | Выход LSS | Аварийная лампа |
Х2-1 | PCVSLIV | Клапан удержания | Клапан удержания модулятора заднего левого колеса |
Х2-2 | PCVSLGND | Масса | Общий провод модулятора заднего левого колеса |
Х2-3 | PCVSLOV | Клапан сброса | Клапан сброса модулятора заднего левого колеса |
Х2-4 | PCVSRIV | Клапан удержания | Клапан удержания модулятора заднего правого колеса |
Х2-5 | WSS SL+ | Вход | Датчик скорости задний левый |
Х2-6 | PCVSRGND | Масса | Общий провод модулятора заднего правого колеса |
Х2-7 | PCVSROV | Клапан сброса | Клапан сброса модулятора заднего правого колеса |
Х2-8 | WSS SL- | Вход | Датчик скорости задний левый |
Х2-9 | PCVDRGND | Масса | Общий провод модулятора переднего правого колеса |
Х2-10 | PCVDRJV | Клапан удержания | Клапан удержания модулятора переднего правого колеса |
Х2-11 | WSS SR+ | Вход | Датчик скорости задний правый |
Х2-12 | PCVDLGND | Масса | Общий провод модулятора переднего левого колеса |
Х2-13 | PCVDROV | Клапан сброса | Клапан сброса модулятора переднего правого колеса |
Х2-14 | WSS SR- | Вход | Датчик скорости задний правый |
Х2-15 | WSS DL+ | Вход | Датчик скорости передний левый |
Х2-16 | WSS DL- | Вход | Датчик скорости передний левый |
Х2-17 | PCV_DL_OV | Клапан сброса | Клапан сброса модулятора переднего левого колеса |
Х2-18 | PCVDLIV | Клапан удержания | Клапан удержания модулятора переднего левого колеса |
Х3-1 | ABS ORC | Вход | Включатель внедорожного режима |
Х3-2 | DIF | Выход | Управление блокировкой дифференциала SOL |
Х3-3 | DIFGND | Масса | Управление блокировкой дифференциала SOL |
Х3-4 | AL PCV IV | Выход | Клапан удержания левого модулятора 3-й оси |
Х3-5 | — | — | Не используется |
Х3-6 | ALPCVGND | Масса | Общий провод модулятора левого колеса 3-й оси |
Х3-7 | AL PCV OV | Выход | Клапан сброса левого модулятора 3-й оси |
Х3-8 | — | — | Не используется |
Х3-9 | ARPCVGND | Масса | Общий провод правого модулятора 3-й оси |
Х3-10 | ARPCVIV | Выход | Клапан удержания правого модулятора 3-й оси |
Х3-11 | SS AL+ | Вход | Левый датчик скорости 3-й оси |
Х3-12 | SS AR+ | Вход | Правый датчик скорости 3-й оси |
Продолжение таблицы 6б. Назначение контактов
Обозначение разъема | Обозначение | Тип | Описание |
X3-13 | ARPCVOV | Выход | Клапан сброса правого модулятора 3-й оси |
Х3-14 | SS AL- | Вход | Левый датчик скорости 3-й оси |
Х3-15 | SS AR+ | Вход | Правый датчик скорости 3-й оси |
Блоки управления ABS-6 представляющие собой новое поколение систем безопасности представлены несколькими типами блоков управления. Внешний вид блоков показан на рисунках 42 и 43:
-STANDARD (ABS 4S/4M) — экономичная базовая система АБС, с её помощью можно построить конфигурации до 4S/4M.
-PREMIUM (ABS/ASR) — с её помощью можно построить конфигурации до 6S/6M и включает в себя дополнительные функции (АБС, ПБС, контроль неисправности тормозной системы и т.д.).
-ADVANCED (ABS/ASR/ESP) — с её помощью можно построить конфигурации до 6S/4M, включает в себя функции регулирования стабильности движения транспортного средства.
Сравнение систем:
Рисунок 42. Внешний вид блоков управления разного поколения ABS6
Рисунок 43. Внешний вид блока управления ABS-6
Комплектация систем ABS-6 (основная и дополнительная):
Датчик скорости: измерение скорости вращения или ускорения колеса (АБС/ПБС (динамика колеса));
Датчик давления (только в ESP):измерение тормозного сигнала и давления торможения прицепа (trailer service pressure);
Датчик угла поворота руля (только в ESP): измерение угла поворота руля;
Датчики продольного и поперечного ускорения угла (только в ESP): измерение поперечного ускорения и вращение вокруг вертикальной оси (динамика транспортного средства).
«Wabco».
Назначение.
Блок управления используется в качестве центрального управляющего устройства для АБС/ПБС в автотранспортных средствах с прицепом и без прицепа с пневматической тормозной системой.
Блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты от влаги и механических повреждений, крепится под капотом автомобиля в верхнем углу со стороны водителя (см. п.6. «Диагностика АБС тягача, автобуса блинк-кодами»). Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, формирования управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения механизмов вспомогательной тормозной системы, и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы. Внешний вид и внутреннее строение блока показаны на рисунке 44.
Блок управления обеспечивает следующие функции:
-АБС — функция,
-ПБС — функция,
-функция ограничения скорости,
-управление АБС/ПБС,
-диагностика АБС/ПБС.
Функционирование.
При включении системы (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включается диагностическая сигнальная лампа с символом «АБС» или «ABS» на щитке приборов, происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и средств коммутации.
При исправной системе лампа диагностики гаснет при начале движения, когда транспортное средство достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась.
При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления включается лампа диагностики. При этом возможно отключение соответствующего контура АБС и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).
Рисунок 44. Блок управления
Во время режима тест — контроля блок управления автоматически проводит диагностику системы — целостность электрических цепей датчиков угловой скорости, модуляторов и других компонентов (при наличии). Во время режима диагностики происходит срабатывание модуляторов поочередно по обоим бортам: левый борт (передняя ось — задний мост) — одно срабатывание, правый борт — два срабатывания). Срабатывание необходимо для проверки электроклапанов и соленодидов модулятора, сопровождается выбросом небольшого количества воздуха из выхода 3 — порт сброса в атмосферу.
Устройства функционального контроля и сигнализации системы контролируют и фиксируют следующие параметры и отказы:
-снижение питающего напряжения ниже минимального предела 18В;
-повышение питающего напряжения выше максимального предела 30,5В;
-снижение уровня сигнала датчиков ниже допустимого 0,1 В при зазоре между торцом датчика и зубом ротора 1,2 мм;
-обрыв или короткое замыкание в цепи датчика;
-обрыв или короткое замыкание в цепи исполнительных устройств (модуляторов);
-наличие рабочего напряжения на электроклапанах модуляторов до начала движения АТС и в течение времени более 1с после включения питания;
-наличие рассогласования частоты вращения колес и амплитуды выходного сигнала датчика выше заданной величины;
-недостоверное значение сигнала датчика;
-нар