Выключение сцепления осуществляется с помощью пневмогидравлического усилителя (ПГУ) фирмы Wabco.
ПГУ состоит из 3-х основных частей: исполнительного пневмоцилиндра, следящей системы и указателя износа накладок сцепления.
Устройство ПГУ показано на рис. 1.
Рис. 1. Пневмогидравлический усилитель (ПГУ) фирмы Wabco: 1 — корпус гидравлический; 2 — поршень тдравлический; 3 — манжета гидравлическая; 4 -указатель износа накладок; 5 — шайба указателя износа; 6 — корпус указателя; 7,10-пружина поджимная; 8 — пневмопоршень; 9 — пневмоцилиндр; 11 — чехол; 12 — шток; 13 — трубка дренажная. А — зазор при износе накладок; I — следящая система ПГУ.
При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам в пневмогидроусилитель, где воздействует на гидравлический поршень 2 (рис. 1) ПГУ и поршень 1 (рис. 2) следящего устройства.
Рис. 2. Следящая система ПГУ: 1 — поршень гидравлический; 2 — поршень пневматический; 3 — крышка; 4 — сапун; 5 — клапан; 6 — корпус следящей системы.
Под действием поршня следящего устройства перемещается пневматический поршень 2 (рис. 2), который воздействует на клапан 5 следящего устройства. Клапан открывает доступ воздуху в пневмоцилиндр 9 (рис. 1) ПГУ, увеличивая силовое воздействие штока 12 ПГУ на вилку выключения сцепления. С помощью следящего устройства автоматически изменяется давление воздуха, поступающего в пневмоцилиндр ПГУ, в зависимости от усилия воздействия водителя на педаль сцепления.
После прекращения работы педали, давление жидкости в ПГУ сбрасывается, пневматический клапан следящей системы закрывается, пневматический поршень ПГУ устанавливается в исходное состояние.
С помощью поджимной пружины поршень 8 (рис. 1) ПГУ со штоком 12 всегда связаны беззазорно с вилкой включения сцепления, муфтой, диафрагменной пружиной, нажимным диском сцепления. При износе накладок сцепления беззазорная связь обеспечивает отслеживание поршнем ПГУ износа накладок — поршень по мере износа все больше перемещается вглубь ПГУ и воздействует на указатель износа накладок.
Указатель износа 4 все больше выдвигается под воздействием поршня, шайба 5 указателя отходит от корпуса 6 указателя и при достижении зазора между шайбой и корпусом 23 мм, износ накладок достигает критической величины и необходимо произвести замену накладок либо ведомого диска с накладками в сборе.