Для проведения ремонтных работ необходимо снять силовой агрегат с шасси автобуса, для чего необходимо:
— отсоединить электропровода от выводов «+» и аккумуляторных батарей;
— отключить все электронные блоки (двигателя, ГМП, АКП, АБС, подогревателя);
— разъединить штекерный разъем передних фонарей и указателей поворота;
— вывернуть пробку сливного отверстия и слить масло из картера двигателя. Ввернуть пробку;
— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения через кран радиатора и через краны теплообмена предпускового подогревателя;
— ослабить затяжку хомута и отсоединить воздухопровод от воздухоочистителя, вывернуть болты хомутов крепления воздухоочистителя к кронштейну, снять воздухоочиститель;
— ослабить затяжку хомутов и отсоединить питающие и дренажные топливопроводы в соединении со шлангами, вывернуть болт крепления скобы, снять скобу;
— отсоединить трос управления коробкой передач (при наличии);
— отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления рулевого гидроусилителя;
— ослабить хомут и снять шланг с трубки вспомогательной тормозной системы;
— вывернуть болты и отсоединить патрубок от водяного насоса. Отсоединить рукав от водяной коробки;
— отсоединить перепускную трубу расширительного бачка и рукав отвода охлаждающей жидкости из компрессора в расширительный бачок;
— отсоединить электропровода и штекеры опт.
— преобразователя указателя температуры охлаждающей жидкости и выключателя сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости;
— выключателя сигнализатора аварийного падения давления масла и сигнализатора засоренности фильтра очистки масла;
— генератора;
— преобразователя тахометра (спидометра);
— стартера;
— отвернуть накидные гайки, снять трубку от компрессора к регулятору давления;
— отсоединить трубопровод от преобразователя указателя давления масла к фильтру очистки масла;
— отвернуть гайки крепления левого и правого выпускных коллекторов от приемных труб глушителя выхлопа;
— отсоединить передний конец карданного вала коробки передач, отвернув гайки и вынув болты;
— вывернуть болты крепления кронштейнов подвесок силового агрегата к подушкам передней, поддерживающей и задних опор;
— вывернуть болты и отсоединить пневмоусилитель сцепления от картера сцепления, оставив висеть его на трубопроводах;
— отсоединить трубопроводы подвода охлаждающей жидкости к блоку от подогревателя и отвода из блока в подогреватель;
— ослабить хомут и отсоединить шланг предпускового подогревателя от нижней трубы радиатора;
— ослабить натяжение ремней привода вентилятора и снять ремни;
— вывернуть болты крепления картера сцепления по периметру;
— зацепив крюками подъемно-транспортного приспособления за рым-болты, вывесить двигатель и, переместив его вперед, разъединить с коробкой передач;
— поднять двигатель над рамой, развернуть его влево на 90° и установить на тележку.
Для установки силового агрегата на шасси автобуса необходимо:
— зацепить крюки подъемно-транспортного приспособления за рым-болты, поднять двигатель и переместить его в моторный отсек. Подать двигатель назад, чтобы шлицы ведущего вала коробки передач вошли в шлицы ведомых дисков механизма сцепления, и состыковать с коробкой передач;
— ввернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика со стороны коробки передач с пружинными шайбами, со стороны двигателя — с плоскими пружинными шайбами;
— ввернуть болты крепления с шайбами кронштейнов подвесок силового агрегата к подушкам передней, поддерживающей и задних опор;
— подсоединить шланг предпускового подогревателя к нижней трубе радиатора и закрепить хомутом;
— подсоединить трубопроводы подвода и отвода охлаждающей жидкости от блока к подогревателю и закрепить хомутами;
— подсоединить перепускную трубу от расширительного бачка и рукав отвода охлаждающей жидкости из компрессора в расширительный бачок;
— подсоединить к картеру сцепления пневмоусилитель верхним болтом с пружинной шайбой через скобу отжимной пружины и нижним болтом с пружинной шайбой;
— присоединить через асбостальную прокладку приемные трубы глушителя выхлопа к левому и правому выпускным коллекторам гайками с пружинными шайбами;
— подсоединить передний конец карданного вала к фланцу коробки передач;
— подсоединить накидными гайками трубку от компрессора к регулятору давления;
— подсоединить трубопровод от преобразователя указателя давления масла к фильтру очистки масла;
— подсоединить электропровода и штекеры.
— к стартеру;
— преобразователю тахометра (спидометра);
— генератору;
— выключателю сигнализатора аварийного падения давления масла и сигнализатора засоренности фильтра очистки масла;
— преобразователю указателя температуры охлаждающей жидкости и выключателю сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости;
— подсоединить патрубок к водяному насосу и рукав к водяной коробке;
— надеть шланг на трубку вспомогательной тормозной системы, затянуть хомут;
— подсоединить маслопроводы низкого и высокого давления рулевого гидроусилителя накидными гайками;
— подсоединить трос управления коробкой передач (при наличии);
— подсоединить шланги к питающим и дренажным топливопроводам, затянуть хомуты. Закрепить топливопроводы скобой, ввернуть болт с пружинной шайбой;
— установить воздухоочиститель, закрепив его хомутами к кронштейну. Подсоединить к воздухоочистителю воздухопровод от двигателя, затянуть хомут. Проверить герметичность впускного тракта;
— залить масло в картер двигателя до отметки В на указателе уровня;
— залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения через заливную горловину расширительного бачка;
— установить и подтянуть ремни привода вентилятора;
— подсоединить штекерный разъем передних фонарей и указателей поворота;
— подсоединить все электронные блоки (двигателя, ГМП, АКП, АБС,подогревателя);
— подсоединить электропровода к выводам аккумуляторных батарей;
— пустить и прогреть двигатель. Проверить работу двигателя, правильность регулировки привода механизма сцепления, тросов привода управления подачей топлива, правильность подключения приборов электрооборудования. Течь масла, топлива и охлаждающей жидкости не допускается;
— остановить двигатель и через четыре — пять минут долить масло в картер до отметки В на указателе уровня.