Сцепление предназначено для обеспечения плавного трогания автобуса с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Состоит из механизма сцепления и привода сцепления.
Сцепление, применяемое на автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 с механическими коробками передач мод. “6S-1200 ВО” (ф. “ZF”), — однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа, с центральным расположением диафрагменной пружины, модели MFZ 430 ф. «SACHS» — см. рисунок 90.
Рисунок 90 — Механизм сцепления мод. MFZ 430: 1 — ведущий вал; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — упорное кольцо; 6 — диафрагма; 7 — кожух сцепления; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — вилка выключения сцепления; 10 — вал вилки выключения сцепления; 11 — кольцо ограничительное; 12 — коробка передач; 13 — пневмогидроусилитель ф. «WABCO»
Техническая характеристика сцепления мод. MFZ 430 | |
Передаваемый крутящий момент, Н.м (кгс.м) | 1600 (160) |
Число трущихся поверхностей | две |
Диаметр фрикционных накладок, мм: | |
— наружный | 430 |
— внутренний | 240 |
Толщина, мм: | |
— ведомого диска с накладками | 10 |
— накладки | 3,6 |
Число нажимных пружин | 1 |
Усилие пружин при сцеплении, кН (кгс): | |
— включенном | 28 (2800) |
— выключенном | 25 (2500) |
Параметры нажимной диафрагменной пружины: | |
— толщина, мм | 5,1 |
— диаметр, мм: | |
— наружный — контакта с подшипником | 393 120 |
— число лепестков | 24 |
Усилие на муфте выключения, Н (кгс) | 600 |
Ход муфты выключения (рабочий), мм | 12 |
Передаточное число рычагов | 4,84 |
Тип демпфера (гасителя крутильных колебаний) | пружинно-фрикционный |
Максимальный угол поворота демпфера, град. | 13 |
Шлицы ступицы ведомого диска: — тип | прямобочные |
— количество | 10 |
— диаметр, мм: | |
— наружный | 50,8 |
— внутренний | 44 |
— ширина паза | 7,88 |
Педаль сцепления: | |
— ход, мм: | |
— свободный (до включения главного цилиндра) — полный | 6-12 145-150 |
— максимальное усилие, Н (кгс) — тип сервомеханизма | 147(15) |
пружинный, на педали | |
Масса, кг: | |
— сцепления в сборе (без маховика и механизма привода) | 36 |
— ведомого диска | 6,5 |
Тип подшипника выключения | шариковый, однорядный, закрытый |
гидравлический | |
Привод управления сцеплением | с пневмоусилителем, имеется следящее устройство |
В механизме однодискового диафрагменного сцепления мод. MFZ-430 (см. рисунок 90) для выключения сцепления применен привод без зазора между муфтой выключения сцепления и диафрагмой.
Нажимной диск 4 через четыре пакета соединительных пластин крепится к чашеобразным втулкам, которые установлены в кожух 7 сцепления.
Крутящий момент от двигателя через маховик 2 передается на кожух сцепления и через чашеобразные втулки на нажимной диск сцепления и далее на поверхность трения ведомого диска 3, ступица которого установлена на шлицы ведущего вала 1 коробки передач. Штампованный кожух 7 устанавливается на маховик с помощью двенадцати болтов М10. Между кожухом и нажимным диском размещена диафрагменная пружина 6 вытяжного типа, под действием которой ведомый диск зажимается между нажимным диском и маховиком.
Выключающее устройство сцепления состоит из двадцати четырех лепестков диафрагмы и муфты выключения сцепления, установленной непосредственно на самих лепестках диафрагмы при помощи запорного кольца «булавочного» типа (см. рисунок 95 раздела «Ремонт»).
ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ (см. рисунок 91), предназначенный для дистанционного управления сцеплением, — гидравлический, снабженный пневмоусилителем, состоит из педали 1 сцепления с отжимной пружиной 11, главного цилиндра 2, трубок и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления, трубки подвода воздуха от пневмопривода тормозных механизмов к усилителю сцепления.
В приводе управления сцеплением для уменьшения усилия на педали введена дополнительно сервопружина, прикрепленная одним концом к верхней части педали, другим — к кронштейну.
Рисунок 91 — Привод сцепления MFZ 430: 1 — педаль; 2 — главный цилиндр; 3 — нижний упор; 4 — кронштейн; 5 — компенсационный бачок; 6 — сервопружина; 7 — рычаг; 8 — толкатель поршня главного цилиндра; 9 — эксцентриковый палец; 10 — верхний упор; 11 — отжимная пружина; 12 — пневмоусилитель ф. «WABCO»; 13 — трубка подачи жидкости; 14 — трубка подвода воздуха
ГЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР 2 гидропривода установлен на кронштейне 4 педали сцепления и состоит из следующих основных частей: толкателя, поршня, корпуса главного цилиндра, пробки цилиндра и пружины.
В корпусе главного цилиндра образованы две полости, разделенные перегородкой.
Верхняя полостьпредназначена для заправки гидропривода рабочей жидкостью через отверстие, закрытое защитным чехлом, и для хранения необходимого запаса рабочей жидкости. При правильно заправленной и прокаченной системе уровень жидкости в полости должен составлять 3/4 рабочего объема.
Нижняя полостьвыполняет функцию рабочей полости главного цилиндра, в которой устанавливается поршень с манжетой и пружиной. Рабочая полость закрывается со стороны привода пробкой.
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ расположена слева впереди водителя и установлена на кронштейне 4, закрепленном на передней панели кабины водителя. Ось педали установлена в двух приваренных к кронштейну опорах и зафиксирована в одной из них шплинтом. Педаль вращается на оси, на втулке из антифрикционного материала.
Ось педали смазывается смазкой № 158, закладываемой при сборке. Ход педали определяется двумя ограничителями, привернутыми к кронштейну. Ограничитель, расположенный в средней части кронштейна, ограничивает ход педали при движении ее вниз (при выключении сцепления), а ограничитель, расположенный в верхней части кронштейна, — при движении ее вверх (при отпускании педали и включении сцепления). Педаль постоянно поджимается к верхнему ограничителю хода пружиной.
К ступице педали приварен рычаг толкателя поршня главного цилиндра. В проушину рычага устанавливается эксцентриковый палец, предназначенный для соединения с проушиной толкателя и обеспечения регулировки зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра при отпущенной педали сцепления.
Рисунок 92 — Пневмогидравлнческий усилитель ф. «WABCO»: 1 — корпус гидравлический: 2 — поршень: 3 — манжета: 4 — указатель износа накладок: 5 — шайба указателя: 6 — корпус указателя: 7, 10 — пружины поджимные: 8 — пневмопоршень: 9 — пневмоцилиндр: 11 — чехол: 12 — шток: 13 — трубка дренажная: А — зазор при износе накладок: I — следящая система (см. ниже)
I — Следящая система: 1 — поршень гидравлический: 2 — поршень пневматический: 3 — крышка; 4 — сапун; 5 — клапан; 6 — корпус следящей системы
ПНЕВМОУСИЛИТЕЛЬ привода сцепления служит для уменьшения усилия, необходимого для выключения сцепления. ПГУ сцепления MFZ-430 — мод. «Wabco — 9700514230» {см. рисунок 92) прикреплен четырьмя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны по ходу движения автобуса.
Устройство и принцип работы пневмогидроусилителя ф. «IVABCO.» приведены в Приложении Н.
Регулирование усилия производится натяжением сервопружины с помощью гайки 6 {см. рисунок 93 — Свободный ход педали сцепления). После регулирования контргайку 5 нужно затянуть. При отпускании педаль не должна зависать. В случае зависания натяжение сервопружины 4 нужно ослабить.
При отпущенной педали сцепления толкатель 2 (см. рисунок 94 — Главный цилиндр сцепления), связанный через эксцентриковый палец 3 (см. рисунок 93 — Свободный ход педали) с рычагом толкателя, находится в верхнем положении. Поршень под действием пружины прижат к перегородке корпуса. Между толкателем и поршнем имеется зазор А (см. рисунок 94 — Главный цилиндр), полости через отверстия в поршне сообщаются между собой.
При нажатии на педаль сцепления толкатель поршня выбирает зазор, закрывает отверстие в поршне, предотвращая перетекание жидкости из верхней полости в нижнюю, и перемещает поршень, сжимая пружину. Поршень, имеющий большую площадь, чем проходное сечение пробки, перемещаясь, создает давление, которое по шлангам и трубопроводам передается к входному отверстию пневмогидроусилителя на гидравлический поршень и поршень следящего устройства, автоматически изменяющего давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.
При отпускании педали сцепления поршень под действием давления в гидросистеме и пружины возвращаются в исходное положение. Толкатель, перемещаясь вместе с педалью сцепления, отрывается от поршня и сообщает полости между собой.
Рисунок 93 — Свободный ход педали сцеплении: 1 — пружина педали сцепления; 2 — корончатая гайка; 3 — эксцентриковый палец; 4 — сервопружина; 5 — контргайка; 6 — гайка
Рисунок 94 — Главный цилиндр сцепления: 1 — пробка; 2 — толкатель; 3 — главный цилиндр; 4 — поршень; 5 — бачок А — зазор между поршнем и толкателем главного цилиндра; Б — нормальный уровень жидкости