ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
ВНИМАНИЕ.
Техническое обслуживание двигателей фирмы “CUMMINS”, автоматических и механических коробок передач, а также передних осей мод. «RL-85A» ф. “ZF” (Германия), гидромеханической передачи ГМП (ф. “VOITH»), мостов фирмы “RABA” и “MADARA” необходимо проводить в соответствии с рекомендациями Руководств по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию упомянутых агрегатов, прикладываемых (при их применении) к автобусным шасси или автобусам (а также см. Приложения и раздел «Особенности выполнения ремонтных работ» данного Руководства).
Длительная и безотказная эксплуатация автобуса возможна только при его регулярном и качественном техническом обслуживании с соблюдением требований и рекомендаций, изложенных в эксплуатационной документации.
В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании.
Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее необходимо проверить специальным прибором или на стенде.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ВИДЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПЕРЕЧНИ ОПЕРАЦИЙ технического обслуживания автобусных шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 в составе автобусов
Техническое обслуживание, рекомендации по предпродажной подготовке, текущему ремонту и регулированию, периодичности выполнения ТО автобусного шасси и автобусов, изготовленных на базе шасси КАМАЗ, приведены в «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов».
Техническое обслуживание автобусов на базе шасси КАМАЗ-5297 и КАМАЗ-5297-90 подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
В начальный период эксплуатации проводятся:
— ежедневное техническое обслуживание (ЕТО),при котором осуществляется общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида;
— техническое обслуживание ТО-1000,выполняемое один раз в интервале первых (500-1000) км пробега. При поставке автобуса своим ходом к месту эксплуатации потребитель (владелец, организация, обеспечивающая доставку) обязан провести ТО-1000 и Т0-5000 в Сервисном центре, аттестованном ОАО «КАМАЗ», в соответствии с приведенными в данном разделе и «Сервисной книжке» интервалами обслуживания;
— техническое обслуживание Т0-5000,выполняемое один раз в интервале первых (4000-5000) км пробега.
В начальный период эксплуатации автобусовпроисходит приработка деталей в агрегатах шасси, поэтому при проведении технического обслуживания профилактические крепежные, смазочно-очистительные, регулировочные работы должны выполняться тщательно, что обеспечит надежность и экономичность работы автобуса, а также длительный срок его службы. Техническое обслуживание в начальный период должно проводиться независимо от условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации автобуса выполняются следующие виды обслуживания:
Для автобусов с годовым пробегом: | |
менее 120000 км | 120000 км и более |
— ежедневное обслуживание (ЕО) | |
— техническое обслуживание ТО-10000 | |
— техническое обслуживание ТО-30000 | |
— техническое обслуживание ТО-40000 | — техническое обслуживание ТО-60000 |
— техническое обслуживание ТО-80000 | — техническое обслуживание ТО-120000 |
— техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в год (осенью или весной) | |
— техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в два года |
Основным назначением периодических обслуживаний ТО-10000, ТО-30000, ТО-40000 (ТО-60000), ТО-80000 (ТО-120000)является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-10000 не входит ни в ТО-30000, ни в ТО-40000 (ТО-60000), ни в ТО-80000 (ТО-120000) в свою очередь, операции ТО-30000 не входят в ТО-40000 (ТО-60000), ни в ТО-80000 (ТО-120000), операции ТО-40000 (ТО-60000) не входят в ТО-80000 (ТО-120000).
При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО, так и нескольких видов ТО одновременно.
Ежедневное техническое обслуживание автобуса на шасси КАМАЗвыполняется раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние в объеме ЕТО.
В основной период эксплуатациипериодическое обслуживание выполняется в зависимости от годового пробега автобуса с периодичностью, соответствующей категории условий эксплуатации (с учетом коэффициента корректировки), указанной в таблице 4.
Коэффициенты корректирования нормативов категорий дорог в зависимости от условий эксплуатации автобусов указаны в таблице 3.
Таблица 3
Категория условий эксплуатации | Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации | Установленный ресурс, км, не менее |
I | 1,0 | 500000 |
II | 0,9 | 450000 |
III | 0,8 | 400000 |
Перечни работ, необходимые для проведения технического обслуживания автобусов, приведены в разделах «Техническое обслуживание» агрегатов и сборочных единиц автобуса и в таблице 5 (в начальный и основной периоды эксплуатации).
Таблица 4 — Категория и характеристика условий эксплуатации автобусов
Категория условий эксплуатации | Характеристика условий эксплуатации автобусов * |
I | Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) на равнинной, слабохолмистой, холмистой местности |
II | Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в гористой местности, а также в малых городах (до 100 тыс. жителей) и пригородной зоне (все типы рельефа, кроме горного). Автомобильные дороги, имеющие щебеночные и гравийные покрытия (во всех видах рельефа, кроме гористого и горного), за пределами пригородной зоны |
III | Автомобильные дороги, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города), в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах (более 100 тыс. жителей). Автомобильные дороги, имеющие щебеночные и гравийные покрытия, за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, а также дороги в пригородной зоне, улицы малых городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытия. Автомобильные дороги, имеющие покрытия из булыжного камня, за пределами пригородной зоны, а также дороги в пригородной зоне и улицы малых городов и больших городов (равнинная местность) |
Примечание — * подробно см. в «Сервисной книжке по обслуживанию автобусов»
Таблица 5 — ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ | |||||||
Примечания: Знаком (+) обозначены работы, которые необходимо выполнять при соответствующем техническом обслуживании. Работы в начальный период эксплуатации (TO-1000 и ТО-5000) выполняются один раз за весь срок службы автобуса. * — Наименование технического обслуживания автобусов с годовым пробегом 120000 км и более. ** — Периодичность замены и марки применяемых масел приведены в химмотологической карте (см. Приложения А и Б) | |||||||
Операция | Содержание операции | Наименование технического обслуживания | |||||
ТО-1000 (*ТО- 1000) | TO- 5000(*ТО- 5000) | ТО-10000 (*ТО- 10000) | ТО-30000 (*ТО-30000) | ТО-40000 (*ТО- 60000) | TO- 80000(*ТО- 120000) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ВНИМАНИЕ. Перечень и периодичность работ, выполняемых при проведении технического обслуживания двигателя ф. “CUMMINS”, коробок передач ф. “ZF”, гидромеханической передачи ГМП и мостов ф. “RABA” и ф. “MADARA” проводить в соответствии с рекомендациями Руководств по эксплуатации и техническому обслуживанию упомянутых агрегатов | |||||||
Двигатель | |||||||
Проверить: | герметичность впускного тракта двигателя | + | + | ||||
крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска, устранить неисправности | + | ||||||
состояние клапана пылесборника | + | ||||||
угол опережения впрыскивания топлива | + | ||||||
зазор в электромагнитной муфте привода вентилятора | + | + | |||||
работу предпускового подогревателя | + | ||||||
систему выпуска отработавших газов | + | ||||||
наличие люфта и неисправностей в приводе ТНВД | + | + | |||||
состояние и крепление жгутов проводов и штекерных разъемов ЭСУД | + | + | |||||
при необходимости закрепить опоры силового агрегата | + | + | |||||
состояние балки передних опор силового агрегата | + | ||||||
Закрепить: | скобы крепления форсунок | + | |||||
радиатор системы охлаждения и ОНВ | + | ||||||
кронштейны и хомуты топливного бака | + | ||||||
Отрегулировать: | натяжение ремня привода генератора и водяного насоса и вентилятора | + | + | ||||
тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел | + | + | + | ||||
давление подъема игл форсунок (стенд) | + | ||||||
Коробка передач (ГМП, АКП), сцепление | |||||||
Закрепить | коробку передач (ГМП, АКП), ПГУ сцепления к двигателю | + | + | + | |||
Определить | и устранить неисправности, зафиксированные электронным блоком ГМП, АКП | + |
Карданная передача | |||||||
Проверить: | состояние и зазор в подшипниках шарниров карданных валов | + | |||||
зазор в шлицах карданного вала | + | ||||||
Закрепить | фланцы карданного вала | + | + | + | |||
Ведущий мост, передняя ось | |||||||
Проверить: | состояние подшипников шкворневых соединений (при вывешенных колесах) | + | + | ||||
работу механизма блокировки межколесного дифференциала | + | ||||||
люфт в подшипниках ступиц колес ведущего моста, при необходимости отрегулировать подшипники ступиц и положение датчиков АБС | + | ||||||
крепление гаек колес | первый раз — после пробега 100 км, затем — после пробега 500 км, в дальнейшем — после пробега каждых 5000 км | ||||||
состояние подшипников ступиц колес по нагреву ступиц в течение обкаточного пробега и по наличию люфта. При необходимости выполнить смазывание и регулирование подшипников. Отрегулировать положение датчиков АБС | + | ||||||
Закрепить | картер главной передачи ведущего моста | + | + | + | |||
Отрегулировать: | подшипники ступиц передних колес, при необходимости отрегулировать положение датчиков АБС (передняя ось КАМАЗ) | + | |||||
схождение передних колес | + | ||||||
Подвеска, каркас основания шасси, колеса | |||||||
Проверить: | состояние каркаса основания шасси | + | |||||
герметичность пневмосистемы подвески | + | ||||||
состояние и крепление реактивных штанг передней и задней подвески | + | ||||||
состояние шарнира А-образной рамы передней подвески (передняя ось КАМАЗ) | + | ||||||
состояние А-образной рамы передней подвески (передняя ось КАМАЗ) | + | ||||||
состояние и крепление амортизаторов подвески | + | + | |||||
Закрепить: | стремянки передней и задней подвески | + | + | ||||
болты крепления кронштейнов и реактивных штанг передней подвески | + | — | |||||
Отрегулировать | высоту уровня пола салона (при необходимости) | + | + | ||||
Рулевое управление | |||||||
Проверить: | шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг (внешним осмотром) | + | + | + | |||
крепление сошки рулевого механизма | + | + | + | ||||
люфт в шарнирах рулевых тяг | + | ||||||
люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления | + | ||||||
свободный ход рулевого колеса | + |
Закрепить: | рычаги поворотных кулаков | + | + | + | |||
рулевой механизм | + | + | |||||
Тормозная система | |||||||
Проверить: | работоспособность пневмопривода манометрами по контрольным выводам | + | |||||
зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном (диском), износ тормозных накладок, при необходимости заменить | + | ||||||
шплинтовку пальцев штоков тормозных камер | + | + | |||||
состояние тормозных механизмов по нагреву тормозных барабанов (дисков) в течение обкаточного пробега. При необходимости отрегулировать, обеспечив полное растормаживание тормозного механизма | + | ||||||
Закрепить: | кронштейны ресиверов к раме шасси | + | + | ||||
тормозные камеры | + | + |