Руководство по обслуживанию и контролю гидравлических механизмов управления и насоса
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ ПРОИЗВОДСТВА «ПРВА ПЕТОЛЕТКА»
Что необходимо знать о гидравлических механизмах управления.
Кроме надежного привода насоса, надо обратить внимание на достаточный уровень масла в резервуаре. Если на соединительных местах и масляных магистралях отсутствуют точки без уплотнения, которые подробным осмотром легко обнаруживаются, тогда и не будет расхода масла. Также водителю придется быстро привыкнуть к проведению контроля уровня масла в резервуаре гидравлического механизма управления, как это он делает при контроле уровня масла в двигателе или уровня воды в радиаторе.
К сожалению, часто масляные резервуары недоступно установлены на автомобиле. Поэтому, можно ожидать попадания грязи, смываемой с соседних частей в резервуар при заливке масла. Это вызывает опасность у тех резервуаров, у которых отсутствует дополнительный фильтр к наливу масла, Дополнительный фильтр устанавливается по специальной просьбе. В стандартном исполнении, фильтр очистки масла, обязательно, устанавливается в обратный шланг.
Основные обязанности водителя в отношении гидроруля, следующие: контроль уровня масла в резервуаре (проводить раз в неделю), проверка состояния уплотнений на соединениях и масляных магистралях, исключаются поворот руля до конечного положения и удержание его в таком положении при нерабочем состоянии автомобиля, в случае обнаружения любых препятствий, водителю не разрешается проводить регулировку, ведь он должен передать автомобиль на осмотр уполномоченной сервисной станции, при недостаточном количестве масла в резервуаре, управление рулем затруднено.
Избегать перегрузки. Один хорошо сконструированный и отрегулированный гидроруль вообще не поддается перегрузке. Однако, перегрузка возможна в тех случаях, когда водитель делает несерьезный поступок и поворачивает передние колес все до конечного положения (аншлаг), когда автомобиль в нерабочем положении. В таких случаях масляный насос гидроруля терпит сверхперегрузку по отношению к нормальной перегрузке, и тогда можно ожидать заклинивания насоса. Из этого происходит обще принятое правило, которое гласит: руль можно поворачивать, только тогда, когда автомобиль находится в рабочем положении, т.е. кода ездит и когда колеса чуть-чуть перекатываются. Необходимо всегда иметь в виду то, что значительно высшее дополнительное усилие, которым располагаем, может привести к несоблюдению данного правила, тем не менее к необдуманному поступку при управлении. Все знают, что периодично надо выполнять замену масла в: двигателе, КПП, валах и других автомобильных агрегатах. То же самое относится к гидрорулю, но замена масла проводится в более длинном временном периоде.
Замена масла. У гидрорулей с шариком первая замена масла проводится одновременно с заменой масла в двигателе, а потом на каждых 50.000 км пробега. С заменой масла проводится и замена фильтрующего замена в резервуаре. Руководство к обслуживанию устанавливает тип масла и в каких промежутках времени необходимо проводить определенные осмотры гидроруля.
Как специалисты по автомобильному делу, водители или специалисты по обслуживанию, мы должны звать, что дополнительная регулировка винта-ограничителя не допускается — этим занимаются, только, уполномоченные мастерские и только специалисты по гидрорулям, которые применяют специнструменты. При проверке холостого хода руля, двигатель должен работать, в противном случае появятся сомнения о наличии сверхдопущенного зазора.
Прв1шущесво каждого гидроруля, заключаемое в применении малого усилия мышц, которым достигается эффективный коэффициент полезного действия, выбывает опасность. В большинстве случаев можно судить, что почти каждый водитель, который в первый раз сидит за гидрорулем, преодолевает извилины большими скоростями, в результате чего происходит износ автошин. Раньше, когда водитель управлял механическим рулем, для преодоления извилины он должен был подействовать достаточно высоким усилием от рук, пока при управлении гидрорулем, та же самая извилина преодолевается с применением части раннего усилия. В некоторых случаях езда на извилинах при великих скоростях приводит автомобильной катастрофе из-за мягкого разворота руля. Тем водителям, которые первый раз встречаются с гидрорулем надо подробно представить все эти информации и предупредить их, чтобы на извилинах не ездили на больших скоростях и не применяли повышенное усилие поворота руля. Пока водитель не привыкнет к другим новым условиям работы гидроруля, нужен определенный временной период. Так же надо предупредить водителя не поворачивать руль до крайнего конечного положения, когда автомобиль в нерабочем положении. Если какой-то автомобиль попадет в катастрофу, неопытные водители будут оправдываться словами «гидроруль изменил”. Но надо еще раз отметить, что на сотни тысяч автомобилей, на которых установлены гидрорули, во многих странах мира никто никогда не мог утвердить, что “гидроруль изменил”. Данная констатация относится к случаю правильной установки и правильного обслуживания гидроруля. Конструкция гидроруля надежная, что не исключает возможности поломки и повреждения его, если автомобиль ударит в какое-то препятствие. В таких случаях последствия те же самые, что и у каждого другого руля. В течение года нам удалось проанализировать и конструировать те детали, которые будут установлены на те места, на которых они будут обязательно ломаться при катастрофах. Те места, на которых детали обязательно ломаются, имеют за цель, при перегрузке гидроруля (в момент катастрофы), представлять случай более видным, так что его невозможно не заметить. Таким способом исключается возможность повреждения какой-то детали, раньше повреждение, которое наступит по причине износа материала,чтобы оно не было обнаружено Б первой его стадии.
Способ работы гидроусилителя руля с шариками. Для получения гидравлического усилия при осуществлении управления, которое начнет с поворачивания руля, клапанный механизм надо вывести из нейтрального положения. Центровочная пружина удерживает клапан в нейтральном положении посредством регулировочного винта. Поэтому необходимо создать усилие, которое может справиться с перенапряжением пружины. Поршень, связанный с сегментной осью и дальше с помощью управляемых колес, одной постоянной связью, сопротивление сопоставляет оборотному движению. Поэтому при управлении ведущая гайка гидроусилителя руля, нагружается по периметру через втулку и ряда шариков, справляясь с натяжением пружины. Масло под давлением, попадающее с насоса в секцию гидроусилителя руля, направляется в секцию цилиндра, из которого управление осуществляется гидравлическим способом.
Масло под давлением имеет боковую циркуляцию из-под клапана и попадает в продольный шарнир поршня. Для нивелировки давления масло подается на противоположную сторону, в продольное отверстие одного диаметра, и через горизонтально стоящие отверстия подводится к лобовым площадкам клапанного механизма, которые от цилиндра отсоединены уплотнительными кольцами. В нейтральном положении клапана, масло, протекавшее через подводные и обратные распределительные фаски, поступает в среднюю часть клапанного механизма, и потом, через соответствующее отверстие течет вверх, к одному отверстию поршня. Оттуда, масло подается в обратную магистраль. При перемещении клапана сторона поршня, на которой действует давление, отсоединяется от обратной магистрали, а противоположная сторона цилиндра связывается с обратной магистралью. Клапан управления имеет два поршня обратного действия, задачей которых является затруднение перемещения клапана из нейтрального положения, в зависимости от давления масла. Таким образом, усилие управления на руле повышается и становится пропорциональным усилию, создаваемому на колесах.
Рисунок 1 — Гидроусилитель руля с шариками типа 5045, распределительный клапан в нейтральном положении. 1 — корпус, 2- поршень, 3 — шпиндель, 4 — червяк-скользящая труба, 5 — сегментный вал, 6 — шарики,7 — трубка для шариков — ротационная трубка, 8 — гайка руля, 9 — кольцо резьбовое, 10 — промежуточная крышка, 12 — клапан ограничения давления, 13 — лопастной насос, 14 — резервуар для масла
Работа клапана обратного действия. Клапаны установлены в отверстиях клапанов управления и соединены с крепежными пластинами, занимают аксиальное положение и застрахованы. На наружные поверхности обоих клапанов, масло всегда действует под давлением, а что касается внутренних поверхностей клапана, масло действует только на одну сторону при рабочем положении клапана.
Рисунок 2 — Распределительный клапан в рабочем положении. Разворот руля по часовой стрелке. Для левозаходного червяка, масло подводится в правую секцию цилиндра.
Рисунок 3 — Распределительный клапан в рабочем положении. Разворот руля против часовой стрелки. Для левозаходного червяка масло под давлением подводится в левую секцию цилиндра
То же самое относится к лобовым поверхностям в отверстиях клапанного механизма. Таким образом создается усилие, стремящее вернуть клапанный механизм в нейтральное положение. Данная характеристика понимается как гидравлическое обратное действие.
Гидравлическое ограничение гидроусилителя руля с шариками А) Составные части и способ работы. На крышке корпуса (40) установлены два клапана (55), в которых скользят поршни (рисунок 4). Оба винтовых поршня соединяются торцовыми кулачками сегментного вала (30). При повороте сегментного вала клапаны остаются в закрытом положении, пока торцовые кулачки сегментного вала не соприкоснутся с одним клапанным поршнем, пока не поднимет его и откроет (рисунок 5).
Клапаны отверстиями соединены с обратной магистралью. Масло под давлением подается из левого цилиндра через отверстие в крышке корпуса к левому клапану, пока масло из правого цилиндра через отверстие в корпусе подается к правому клапану.
При поворачивании вала по часовой стрелке (см. рисунок 6, ход поршня вправо), левый клапанный поршень включается после определенного перемещения рычага управления, которое можно изменить путем заворачивания или отворачивания клапана. Таким способом через седло клапана масло под давлением подается из левого цилиндра в обратную магистраль. При этом положение клапана управления не меняется. Правый клапан ограничения управления, за это время, остается закрытым. Если сегментный вал поворачивается против часовой стрелки, тогда открывается правый клапан по предварительно определенному пути, и тогда масло попадает из правого цилиндра в обратную магистраль.
В случаях, когда клапан ограничения управления в открытом положении, гидроусилитель руля можно дальше поворачивать до крайнего конечного положения колес, т.е. до крайнего конечного положения гидроусилителя руля, только воздействием повышенного усилия и при сильно уменьшенном гидравлическом усилии.
Б) Регулировка гидравлического ограничителя гидроусилителя руля.
Первая регулировка крайнего конечного положения гидроусилителя руля проводится на пробном стенде на заводе производителя согласно инструкциям — чертежам производителя автомобилей.
Последующая регулировка проводится на автомобиле, после установки гидроусилителя руля. Данную регулировку можно проводить путем манометра или чисто механическим способом.
1 Регулировка па пробном стенде.Изготовитель гидроусилителей руля проводит регулировку крайнего конечного положения с требуемым отклонением сошки, согласно данным производителя автомобиля. Однако, для выполнения данной регулировки, без обязанностей последующей коррекции гидроусилителя руля при установке на автомобиль, надо учесть все возможные отклонения, находящиеся в перечне отклонений, и которые могут в передаточном механизме гидроусилителя руля в деталях механизма гидроусилителя и деталях самого автомобиля. Расстояние, существующее в таких случаях при гидравлическом ограничении управления между частями ограничителя колеса, должно быть уточнено на соответствующую величину. ППТ в таких случаях утвердил отклонение до 6° на сошке. При такой регулировке до достижения крайнего конечного положения колеса необходимо подействовать от руки для преодоления соответствующего пути. Регулировки, описанные в пп. 2 и 3 соответствующий путь значительно сокращается.
2 Регулировка на автомобиле с помощью манометра.На нагнетательном шланге между насосом и гидроусилителем руля устанавливается манометр (предел давления до 250 бар, см. рисунок 6) и поднять вверх ось управления (домкрат установить из-под оси, а если на автомобиле нет жесткой оси, тогда управляемые колеса должны стоять на поворачивающихся плитах для выполнения регулировки гидравлического ограничения). Во всяком случае, ось управления должна быть под нагрузкой, для сравнения возможных ошибок, которые могут возникнуть при прогибке в момент измерения.
Пока двигатель работает, повернуть гидроусилитель руля до крайнего конечного положения колеса, без применения больших усилий. За это время другой механик должен держать регулировочный щуп толщиной (2-3) мм между частями ограничителя колеса для обеспечения дополнительного запаса. Толщина регулировочного щупа зависит от жесткости механизма управления и поэтому допущены случаи применения более толстых щупов для некоторых автомобилей. С достижением ограничения, дальше поворачиваем рулевое колесо (5 секунд, не более), преодолевая этим реактивное усилие клапана управления, все до получения плотного налегания ограничителя. Для этого нужно развить усилие на рулевом колесе от 100-209 Н (10-20 кгс) в зависимости от возвратного действия гидравлического усилия. В таком положении манометр должен показывать давление масла между 30 и 85 бар. Регулировку можно скорректировать путем ослабления контргайки (а 1, т.е. б I), пока соответствующая втулка клапана (а 2 или 6 2) заворачивается или отворачивается. При таких операциях рулевое колесо не держать в руках, чтобы во время такой работы образовалось проточное давление масла. Потом затянуть контргайку (а 1, т.е. 6 1) моментом затяжки 25-35 Нм (2,5-3,5 кгс.м). Регулировка второго ограничителя колеса проводится таким же способом. Клапан (а 2) и гайка (а 1) на рисунке 7 должны перемещаться, когда рычаг управления, рисунок 6, движется в направлении А. Соответственно этому, перемещаются клапан (6 2) и гайка (б 1), когда рычаг управления движется в направлении Б.
Рисунок 6 — Регулировка с помощью манометра 1 — манометр, 2 — обратная масляная магистраль, 3 — насос, 4 — нагнетательная магистраль, 5 — подключение «Т”, 6 — гидроусилитель руля, 7 — винт для регулировки “б» гидравлического ограничения для отклонения сошки по направлению «Б», 8 — винт для регулировки «а” гидравлического ограничения для отклонения сошки по направлению «А ”
На следующих рисунках показана схема краткого исполнения ППТ гидроусилителя руля с шариками, с регулировкой гидравлического ограничения в крышке секции и с подключенным лопастным насосом и движением поршня в правую сторону.
После выполнения регулировки гидравлическое усилие действует до момента достижения ограничения на колесах. Проверка регулировки проводится путем нормальной загрузки автомобиля и при медленном движении его делается разворот, пока гидравлическое усилие не выключится.
В таком положении между частями ограничителя колеса должно стоять дополнительное расстояние 1-3 мм. Данная проверка дает возможность уточнения толщины измерительного щупа, которые прокладываются.
Если давление, при развороте сошки по направлению А или Б раньше или поздно упадет, тогда втулки клапана (а 2 и 6 2) надо завернуть, согласно описанному ниже порядку.
Если замеряемое давление, превышает 35 бар, соответствующий клапан для ограничения управления (55), надо дальше заворачивать по часовой стрелке. Если давление ниже 30 бар, соответствующий клапан (55), дальше надо отворачивать (против часовой стрелки). На рисунке 7 величиной “ф” показано расстояние, которое должно стоять между частями ограничителя колеса, при гидравлическом ограничении управления и оно составляет 2 мм. Данный метод контроля применяется, прежде всего, при серийной установке. Однако, до проведения серийной регулировки, для каждого типа автомобиля, необходимо согласовать толщину регулировочного щупа. Регулировочные щупы устанавливаются между ограничителями колеса.
При регулировке на монтажной линии и для согласования толщины их надо учесть следующие отклонения:
а) кинематические ошибки, которые возникают на гидроусилителе руля при прогибе,
б) сильную затяжку, которая появляется на деталях механизма гидроусилителя руля при управлении нормально нагруженным автомобилем при более медленном движении,
в) зазор между частями ограничителя колеса при воздействии гидравлического ограничения управления.
Кроме того, для каждого типа автомобиля надо один раз выполнить замер поворота рулевого колеса по ободу. Поворот рулевого колеса по ободу получается следующим способом: руль поворачивается без применения усилия и без повышения давления пока колеса не достигнут крайнее конечное положение, а затем поворачивается дальше с применением повышенного усилия на рулевое колесо и с повышенным давлением масла до получения давления 40-50 бар. Для проведения серийных регулировок поворот рулевого колеса контролируется по обозначениям на рулевом колесе.
Рисунок 7 — Контроль крайнего конечного положения колеса 1 — положение болта крайнего конечного положения, 2 — ограничитель колеса на оси, 3 — ограничитель колеса «е”(регулировка на автомобиле без манометра), 4 — регулировочный винт
3 Регулировка ограничения управления на линии осуществляется следующим порядком:
Автомобиль поднять вверх, установить регулировочные щупы на ограничитель колеса и повернуть рулевое колесо до крайнего конечного положения колеса. Из этого положения рулевое колесо дальше поворачивается с применением больших усилий, чтобы проехал указанную линию на рулевом колесе, поворачивая при этом беспрерывно рулевое колесо туда — сюда на (2-3) см. Второй механик медленно заворачивает клапан по часовой стрелке, пока давление не упадет. Это сразу чувствуется, потому что рулевое колесо сразу можно поворачивать дальше, но с применением значительно повышенного усилия. В таком положении клапан застрахован контргайкой и гайкой, затянутой моментом затяжки 25-35 Нм (2,5-3,5 кгс.м).
Регулировка второго ограничителя колеса проводится точно так же. Втулка клапана «а 2» и контргайка “а 1” (на рисунке 6) должны быть отрегулированы, когда сошка движется по направлению «А». Втулка клапана “б” и контргайка “б 1” регулируются, когда сошка движется по пути «Б”. Контроль. Автомобиль под нормальной нагрузкой во время движения легко поворачивать пока гидравлическое усилие не выключится. Между частями ограничителя колеса должен стоять зазор 2-3 мм, отвечающий развороту руля на 20-30 град.
4 Регулировка гидроусилителя руля, установленного на автомобиле.
1 Снятие зазора на гидроусилителе руля осуществляется в пределах прямолинейного движения в следующем порядке:
а) ось управления поднять вверх,
б) рулевое колесо установить в среднее положение, которое получается разделением общего числа оборотов рулевого колеса на половину,
в) отвернуть гайку (50) на крышке корпуса,
г) рулевое колесо повернуть до одного крайнего конечного положения и замерить нужный момент трения для поворачивания рулевого колеса за пределами прямолинейного движения (на 1/2 поворота до достижения крайнего конечного положения). Для поворачивания рулевого колеса использовать прибор для замера крутящего момента, который устанавливается на гайку рулевого колеса,
д) потом замерить момент трения в среднем положении (точка наибольшего усилия). С применением прибора для замера крутящего момента разворачивать рулевое колесо в левую и правую стороны за 1/2 числа оборотов от положения прямолинейного движения, а регулировочный винт (31) затягивать до получения увеличения крутящего момента от 40-50 Н.м (4-5 кгс.м) по сравнению с замеренной величиной указанной и т.д,
е) гайку (50) затянуть моментом затяжки 90 Н.м (9 кгс.м), крепко придерживая регулировочный винт. Установленный крутящий момент еще раз проверить. Крутящий момент, превышающий установленный (50 Н.м) в пределах прямолинейного движения не улучшает характеристики управления и условия передаточного механизма. Тем не менее вызывает появление высокого давления, и в связи с этим ненужный износ.
2. Регулировка крайнего конечного положения гидроусилителя руля — смотри раздел «Снятие гидроусилителя руля с автомобиля».
Рисунок 8 — Лопастной насос: 703 — приводной вал, 704 — шпонка, 705, 707 — упорные кольца, 706 — шариковый подшипник, 709 — игольчатый подшипник, 710 — корпус, 711, 732 — резьбовые винты, 713 — винт с полукруглой головкой, 714 — табличка с обозначением типа, 715 — штифт, 716, 717, 722, 725 — О-кольца, 718 — торцовая плита на приводной стороне, 721 — ротор-комплект, 722.1 — опорное кольцо, 723 — торцовая плита к крышке, 724, 730 — пружины, 725.1 — кольцо, 726 — крышка, 727 — пружинный предохранитель, 728 — глушитель, 729 — поршень клапана-комплект, 730 — пружина, 731 — уплотнительное кольцо
Способ работы. При поворачивании приводного вала и с ним соединенного ротора, нажимаются радиально подвижные лопасти, направляющиеся в прорезах их центробежной силой, а масло на дорожку для направления кольца. Две лопасти с последовательностью одна за другой образуют одну камеру (всего 10) и ограничены по боковой стороне нажимными дисками. Каждая камера питает два раза за один поворот максимально эффективный объем камеры. Всасывающие и нажимные камеры устанавливаются так, что гидравлические радиальные усилия, действующие на ротор, аннулируются.
В торцовом диске на стороне крышки (723) и торцовом диске на приводной стороне (718) установлены 4 канавки и масло под давлением подается к торцовой поверхности лопасти насоса и таким способом масло распыляется от центробежного усилия. С увеличением числа оборотов, т.е. с увеличением расхода питания насоса, увеличивается падение давления за заслонкой на стороне клапанного поршня с пружиной. Как только гидроусилие преодолеет усилие пружины, поршень движется к пружине и излишнее масло протекает через свободное отверстие во всасывающий канал насоса. Таким образом, гидроусилитель во всех диапазонах вращения насоса питается почти постоянным расходом масла. В поршне по ограничению расхода установлен шариковый клапан нагнетания пружиной, регулирующий максимальное давление в насосе.
Обслуживание насоса. Гидравлическим маслом в то же время проводится смазывание насоса. Важным является в одинаковых интервалах контролировать уровень масла в резервуаре. Рекомендуется контроль через каждые 5000 км пробега, т.е. по инструкциям изготовителя автомобиля.
Возможность всасывания воздуха внутри кругового потока масла, как и наличие наименьших пузырьков воздуха в масле после его выпуска, являются причинами контроля уровня масла в рабочем состоянии насоса. Всосанный воздух сжат обратным потоком, и после выключения насоса расширяется вследствие нормального давления воздуха. По этой причине после выключения насоса уровень масла в резервуаре повышается на приблизительно (1-2) см. До включения насоса рекомендуется контроль уровня масла в резервуаре и по потребности дополнение маслом до около 2 см над верхним обозначением на измерителе в нерабочем состоянии насоса. После этого надо включить насос (двигатель), наблюдать за уровнем масла, при необходимости — долить. Если уровень масла понижается значительно, тогда нужно из гидравлического устройства выпустить воздух. Чтобы не произошло всасывание воздуха при ремонтных работах, следует проконтролировать герметичность привода и затянуть все резьбовые соединения и трубопроводы высокого давления.
При ремонте насоса или ГУ Ра необходимо заменить патрон фильтра (4) в резервуаре (1) масла следующим образом. Слить масло из ГУРа, отпустить барашковую гайку (9) и снять крышку резервуара. Снять прокладку (10) с корпуса (2) винта и вытянуть крышку (5) фильтра вместе с нагнетательной пружиной (6), заменить патрон (4).
Для бесперебойной работы насоса необходимо применять соответствующие гидравлические масла, которые одновременно являются смазкой. Поэтому для комплектного устройства необходимо только одно масло.
Залив масла и устранение воздуха
Проверка герметичностисистемы гидроусилителя руля проводится после определенного пробега согласно инструкциям изготовителей автомобилей. Если гидроусилитель руля встроен дополнительно, проверка проводится после пробега первых 1000 км, а именно, после 25 рабочих часов.
Примненяемое масло.Масло, применяемое для привода гидроусилителей руля, одновременно применяется как смазочное средство для смазки всей системы гидроусилителя руля.
Поэтому, для безупречной работы гидроусилителя руля задаются строгие требования к маслу, которые базируются на следующем:
а) применение масла на температурах до 110 °С,
б) аддитивы, содержащиеся в масле способствуют улучшению:
способа преодоления давления, уменьшению трения и износа, предотвращения пенообразования, более стабильной вязкости, привыкания к герметичным материалам.
в) прозрачность, гомогенное масло без содержания нерастворимых веществ и с добавками, которые не выделяются, даже после длительных простоев.
г) показатели технического испытания масла:
— не вызывает коррозию стали,
— набухание уплотнительного материала отсутствует,
— не вызывает отвердение герметичных материалов,
— устойчивость лакокрасочных поверхностей.
Резервуар масляный: 601 — маслоуказатель, 602, 606 — уплотнительные кольца, 603 — винт, 604, 610, 611, 614 — прокладки, 604.1 — защитный колпачок, 605 — крышка, 607 — опора фильтра, 608 — фильтр, 609 — всасывающий патрубок, 612 — тарельчатый клапан, 613 — гайка, 615 — резервуар, 616,617 — О-кольца, 618 — кронштейн, 619, 620 — втулки, 640 — табличка с данными о масле
Во всех указанных случаях нежелательные влияния масла исключаются. Масла, отвечающие данным требованиям, это гидравлические масла АТФ (Дехрон или М2С 33 или тип А Суффих А), вязкости приблизительно 3,5 °Е при температуре 50 °С, температура отвердения меньше -35 °С с незначительной тенденцией образования пены. Масла с повышенным процентом вязкости, могут привести к образованию высокого поддавления в шланге впуска, в результате чего слышится шум при работе насоса. Масла более известных производителей, которые можно у нас купить, и которые удовлетворяют перечисленные требования, и которые разрешены со стороны изготовителя, следующие:
INA: IN A ATF В; SHELL: SHELL ATF Dexron 11-20137;
ESSO: ESSO ATF Dexsron D-20277; BP: BP Autran DX HD-20335.
Все масла периодично подвергаются контролю качества.
Замена масла и фильтрующего элемента проводится одновременно с контролем, указанным в разделе «Руководство к проведению контрольных проверок». Смешивание двух типов масла не рекомендуется. Пред установкой нового фильтрующего элемента, надо смазать держатель фильтра.
Выпуск масла. Управляемую (среднюю) ось поднять вверх или освободить продольную рулевую тягу от сошки. Отвернуть пробку для выпуска масла, которая установлена на нижней части секции гидроусилителя руля. Поворачиванием рулевого колеса привести поршень гидроусилителя руля в верхнее крайнее положение. После этого включить двигатель и проработать на холостом ходу около 10 секунд, до исчезновения масла из насоса и резервуара.
В выключенном состоянии двигателя для контроля еще раз повернуть рулевое колесо в направлении от одного до другого ограничителя до прекращения течи масла.
Налив масла. Примечание: надо обратить внимание на то, чтобы при наливе в резервуаре находилось определенное количество масла, во избежание проникновения воздуха в гидроусилитель руля. Кроме того, во время налива масла и устранения воздуха из гидроусилителя руля, двигатель должен работать на холостом ходу и этот факт надо обязательно учесть.
При повышенном числе оборотов снова будут проникать пузыри воздуха, которые с протеканием масла через насос, разлагаются на большое количество более мелких пузырей. Это может привести к образованию пены в насосе, что удлиняет процесс устранения воздуха.
Оставшийся воздух, который при движении не замечается во время эксплуатации, автоматически выделяется на поверхность масла в резервуаре. Поэтому уровень масла в резервуаре, не должен занимать крайнее верхнее положение, пока выпускные отверстия на крышке резервуара, должны быть чистыми.
Заправка гидроусилителя и насоса маслом осуществляется через отверстие налива масла, находящегося на крышке резервуара масла. Для первой заправки и при замене масла, рекомендуется снять крышку с резервуара и наполнить резервуар маслом.
Так как объем системы в несколько раз превышает объем резервуара масла, заправка резервуара маслом повторяется несколько раз. После каждой заправки резервуара, электростартером (без включения двигателя) запускается двигатель, пока вся система не наполнится маслом. При этом уровень масла в резервуаре быстро падает, вследствие чего, масло нужно постоянно подливать, и, конечно, предотвращать появление проникновения воздуха в систему.
Для заполнения некоторых типов ППТ ГУР-ов нужно следующее количество масла:
тип 5036 -0,7 л; тип 5038 — 0.9 л; тип 5042 — 1,5 л; тип 5045 — 1,9 л.
Устранение воздуха. Когда система гидроусилителя руля наполнена маслом, и когда при запуске двигателя уровень масла не падает ниже верхнего обозначении уровня масла но указателю уровня масла, можно произвести пуск в работу двигателя. Руль медленно разворачивать в крайние конечные положения для устранения из цилиндра оставшегося воздуха. При этом надо следить за уровнем масла и если он падает, то сразу подливать его. Такую работу сюит проводить все до достижения стабилизации уровня масла в резервуаре на верхнем обозначении уровня по указателю уровня масла и до прекращения выделения воздушных пузырей. После поступка, проведенного по указанным выше инструкциям и отключения двигателя, уровень масла в резервуаре не должен подняться больше (1-2) см. После этого выключить двигатель, и ось автомобиля снять с ножек.
Прибор для проверки работы гидроусилителя руля
Описание. Прибор для проверки ППТ гидроусилителя руля, предназначен для проверки работы гидроусилителя руля и его насоса, производительностью 20 л/мин не более и давлением 150 бар не более. Использованием данного прибора можно проводить замер производительности насоса, а также самое высокое давление и проток масла в гидроусилителе руля. Проверка работы проводится на установленных агрегатах.
Прибор состоит из следующих основных агрегатов:
1 Прибора для замера давлений и производительности насоса, а также механического зазора гидроусилителя руля.
2 Термометра для замера температуры масла.
3 Манометра для замера низкого давления от 0-25 бар (2).
4 Крана в 3-х направлениях (3).
5 Манометра для замера давления насоса рулевого управления от 0-250 бар (4).
6 Бленды для замера производительности при числе оборотов холостого хода двигателя, т.е. (протока 17 л/мин не более).
7 Клапана ограничения давления для защиты манометра замера давления в насосе рулевого управления.
8 Предохранительного клапана (5), налаженного на 150 бар, для защиты насоса и шлангов.
Детали для замера протока масла в гидроусилителе руля:
1 Счетчик с кольцевым поршнем