Силовой агрегат. Двигатель и его системы. Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Двигатель, сцепление и коробка передач объединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом.

Автобусные шасси КАМАЗ могут быть укомплектованы силовыми агрегатами, состоящими из двигателя (EURO 3) :

— мод. 740.65-240 (КАМАЗ) с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы «VOITH») или автоматической коробкой передач (AKII “ZF-ECOMAT”);

— мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы «CUMMINS») с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы “VOITH») или автоматической коробкой передач (АКП “ZF-ECOMAТ”);

— мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы “CUMMINS») или моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) и механической коробкой передач мод. “6S-1200 ВО” (фирмы “ZF”) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы «SACHS»).

ПОДВЕСКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА

Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из одной передней, двух задних и поддерживающей опор.

ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА состоит из двух круглых амортизаторов, представляющих собой резиновую подушку 4 (см. рисунок 16 — Передняя опора)с опорными шайбами 7 и стяжными болтами 1, с помощью которых они крепятся к балке передней опоры двигателя (для двигателей мод. «КАМАЗ» амортизаторы опоры расположены по оси силового агрегата — см. рисунок 16; для двигателей фирмы “CUMMINS” — по краям).

ЗАДНИЕ ОПОРЫ расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 8 (см. рисунок 17 — Задняя опора),прикрепленного к картеру сцепления 9; башмака 1, соединенного с кронштейном стяжным болтом 2; кронштейна 3, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону каркаса основания шасси.

Между крышкой 4, кронштейном и башмаком расположена резиновая подушка 5, выполняющая функцию гасителя колебаний. Для защиты от повреждений подушки сверху опоры установлен защитный колпак 7.

Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 6.

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОПОРА состоит из балки 5 (см. рисунок 18 — Поддерживающая опора),которая крепится к лонжеронам 8 каркаса основания шасси с помощью кронштейнов 3 через проставку 7; резиновой подушки 1 с накладкой 6 и обоймой 2. Регулирование установки опоры осуществляется подбором плоских шайб 4.

Рисунок 16 — Передняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — стяжные болты; 2 — балка передней опоры; 3 — двигатель; 4 — резиновая подушка опоры; 5, 6 — платики; 7 — опорная шайба

Рисунок 17-Задняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — башмак; 2 — стяжной болт; 3 — кронштейн лонжерона; 4 — крышка; 5 — резиновая подушка опоры; 6 — втулка башмака; 7 — защитный колпак; 8 — кронштейн двигателя; 9 — картер сцепления

Рисунок 18 — Поддерживающая опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — подушка опоры; 2 — обойма подушки; 3 — кронштейн балки; 4 — регулировочные шайбы; 5 — балка опоры; 6 — накладка подушки; 7 — проставка; 8 — лонжерон

ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ

Двигатели EURO 3 мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия) или мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270» (см. рисунок 19 — Общий вид двигателя фирмы “CUMMINS,r) — четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с рядным расположением шести цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД).

Двигатели EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (см. рисунки 20 и 21 — Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации) — четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с V — образным расположением восьми цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД).

Внимание.

1) Описание устройства двигателей EURO 3 моделей «CUMMINS ISBe» и их систем, требования к эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию двигателей фирмы “CUMMINS” приведены в Руководствах по эксплуатации на данные двигатели (прикладываются к шасси).

2) Подробные сведения о конструкции, техническом обслуживании двигателей EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) приведены в Руководстве по эксплуатации «Двигатели КАМАЗ нового поколения» (740.60-3902001 РЭ).

Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.

Система смазочная — комбинированная.

Система питания — разделенного типа с V-образным или рядным топливным насосом высокого давления с электронным регулятором.

Система управления — электронная.

Система охлаждения наддувочного воздуха — с охладителем типа “воздух-воздух”.

Рисунок 19 — Общий вид двигателя ф. «CUMMINS»: 1 — картер маховика; 2 — впускной патрубок ТКР (от воздухоочистителя); 3 — выпускной коллектор; 4 — крышка головки цилиндров; 5 — выпускной патрубок ТКР (к ОНВ); 6 — ТКР; 7 — выпускной патрубок ТКР (для отработавших газов); 8 — генератор; 9 — водяной насос; 10 — шкив ремня привода вентилятора; 11 — ремень привода водяного насоса и генератора; 12 — масляный фильтр; 13 — сливной маслопровод ТКР; 14 — масляный картер; 15 — регулятор ТКР; 16 — стартер; 17 — пробка сливного отверстия

Рисунок 20 -Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации: 1 — топливный насос высокого давления; 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — картер агрегатов; 5 — маховик; 6 — картер маховика; 7 — коленчатый вал; 8 — масляный картер; 9 — форсунка охлаждения поршня; 10 — масляный насос; 11 — гаситель крутильных колебаний; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — турбокомпрессор; 14 — маслоналивной патрубок

Рисунок 21 — Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» (EURO 3) (с рядным ТНВД ф. «BOSCH»): 1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД

Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ»

Модель двигателя

740.62-280

740.65-240

Тип двигателя — дизельный, с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД).

Число тактов

четыре

Число цилиндров

восемь

Расположение цилиндров

V-образное, угол развала 90°

Порядок работы цилиндров согласно нумерации

1 — 5 — 4 — 2- 6 — 3- 7 — 8

Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)

правое, по часовой стрелке

Ход поршня и диаметр цилиндра, мм

130×120

Рабочий объем двигателя, л

11,76

Степень сжатия

16,8±0,4

Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.)

176 (240)

206 (280)

Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м)

980(100)

1177 (120)

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

— номинальная

— при максимальном крутящем моменте на холостом ходу:

— минимальная

— максимальная

1900±50

1300±50

600±20

2150-50

Топливный насос высокого давления с электронным регулятором (V-образный ОАО «ЯЗДА» или рядный ф. «BOSCH»)

«ЯЗДА»

337-23.02

337-23.04

ф. «BOSCH»

PE8P120A920/5RV (0 402 698 818)

Электронный блок управления

«ЯЗДА»

ф. «ЭЛАР А»

50.3763.280

50.3763.240

ф. «BOSCH»

MS6.1.62-280

MS6.1.65-240

Форсунки

«ЯЗДА»

ЯЗДА 274-20

ЯЗДА 274-40, ЯЗДА 274-41

ф. «BOSCH»

АЗПИ 216 или 216 А

Распылители форсунок

«ЯЗДА»

ЯЗДА 335-30

ЯЗДА 335-90, DLLA 148 Р

ф. «BOSCH»

DLLA 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ 904

Давление начала впрыскивания форсункой, МПа (кгс/см 2)

«ЯЗДА»

24,52 — 25,69 (250 — 262)

ф. «BOSCH»

26,48 — 27,66 (270 — 282)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т.

«ЯЗДА»

9±1

ф. «BOSCH»

11+1

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

— номинальной

— минимальной холостого хода, не менее

392 — 539 (4,0 — 5,5)

98(1,0)

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С

75-95

Турбокомпрессоры (ТКР)

S2B/7624TAE/0,76 D9 (ф. “Schwitzer») или ТКР 7С-6

Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ» (продолжение)

Фильтр тонкой очистки топлива

740.21-1117010

Элемент фильтрующий топливный

ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01) или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02) или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04)

Фильтр очистки масла

7406.1012010

Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный)

7405.1012040

Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частично-поточный)

7405.1017040 или 7405.1017040-02

Термостат

ТС 107-01

Стартер

СТ142-10 (мощностью 8,2 кВт) или 2502.3708-31 (9,0 кВт) или HEF 95-L24V (5,5 кВт) ф. «BOSCH» или AZF 4554 (4,0 кВт) ф. «ISKRA»

Компрессор воздушный одноцилиндровый (передаточное отношение привода — 0,94)

53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 (ф. «Knorr-Bremse»)

Насос рулевого усилителя (передаточное отношение привода -1,25)

4310-3407200 или 6520-3407200 или 6540-3407200 или 4674117 ф. «РРТ» или ф. «ZF»

Г енератор (передаточное отношение привода -3,19)

Г 3000А.36 — номинальной мощностью 3,0 кВт или мод. 2340.3771 -152 — 4,0 кВт

Таблица 7 — Краткая техническая характеристика двигателей фирмы «CUMMINS»

Двигатели мод. “CUMMINS ISBe”

6,7-270

250.30 (Англия)

Тип двигателя — дизельный, с непосредственным впрыскиванием топлива, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух»

Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.)

201 (271)

170 (231)

Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м)

943 (96)

931 (95)

Рабочий объем, л

6,7

5,9

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

107×124

102×120

Степень сжатия

17,3

Количество цилиндров

шесть

Расположение цилиндров

рядное

Порядок работы цилиндров

1 —5—3—6—2—4

Вращение коленчатого вала (со стороны маховика)

против часовой стрелки

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

— максимальная

— при максимальном крутящем моменте на холостом ходу, не более:

— минимальная

— максимальная

2500

1200-1700

600-800

2850

2500

1500

600-800

2850

Давление масла SAE 10W30 в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

— номинальной

-минимальной холостого хода, не менее

316(3,2)

69 (0,7)

Стартер, номинальная мощность, кВт

4,0 (ф. “Prestolite”)

4,0 (ф. “BOSCH”)

Генераторная установка (28В; 90А), номинальная мощность, кВт

2,5 (ф. “BOSCH”)

Генераторная установка (28В; 140А), номинальная мощность, кВт

4,0 (ф. “Prestolite”)

Пневмокомпрессор, производительностью, л/мин, при 1250 мин-1

550 (ф. “Knorr-Bremse”)

Насос ГУР номинальной производительностью, л/мин, не менее

16,0 (ф. “ZF”)

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий