СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач объединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом.
Автобусные шасси КАМАЗ могут быть укомплектованы силовыми агрегатами, состоящими из двигателя (EURO 3) :
— мод. 740.65-240 (КАМАЗ) с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы «VOITH») или автоматической коробкой передач (AKII “ZF-ECOMAT”);
— мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы «CUMMINS») с автоматической гидромеханической передачей (ГМП) (фирмы “VOITH») или автоматической коробкой передач (АКП “ZF-ECOMAТ”);
— мод. “CUMMINS ISBe” (фирмы “CUMMINS») или моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) и механической коробкой передач мод. “6S-1200 ВО” (фирмы “ZF”) со сцеплением мод. MFZ 430 (фирмы «SACHS»).
ПОДВЕСКА СИЛОВОГО АГРЕГАТА
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из одной передней, двух задних и поддерживающей опор.
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА состоит из двух круглых амортизаторов, представляющих собой резиновую подушку 4 (см. рисунок 16 — Передняя опора)с опорными шайбами 7 и стяжными болтами 1, с помощью которых они крепятся к балке передней опоры двигателя (для двигателей мод. «КАМАЗ» амортизаторы опоры расположены по оси силового агрегата — см. рисунок 16; для двигателей фирмы “CUMMINS” — по краям).
ЗАДНИЕ ОПОРЫ расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 8 (см. рисунок 17 — Задняя опора),прикрепленного к картеру сцепления 9; башмака 1, соединенного с кронштейном стяжным болтом 2; кронштейна 3, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону каркаса основания шасси.
Между крышкой 4, кронштейном и башмаком расположена резиновая подушка 5, выполняющая функцию гасителя колебаний. Для защиты от повреждений подушки сверху опоры установлен защитный колпак 7.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 6.
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ОПОРА состоит из балки 5 (см. рисунок 18 — Поддерживающая опора),которая крепится к лонжеронам 8 каркаса основания шасси с помощью кронштейнов 3 через проставку 7; резиновой подушки 1 с накладкой 6 и обоймой 2. Регулирование установки опоры осуществляется подбором плоских шайб 4.
Рисунок 16 — Передняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — стяжные болты; 2 — балка передней опоры; 3 — двигатель; 4 — резиновая подушка опоры; 5, 6 — платики; 7 — опорная шайба
Рисунок 17-Задняя опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — башмак; 2 — стяжной болт; 3 — кронштейн лонжерона; 4 — крышка; 5 — резиновая подушка опоры; 6 — втулка башмака; 7 — защитный колпак; 8 — кронштейн двигателя; 9 — картер сцепления
Рисунок 18 — Поддерживающая опора (для двигателей мод. КАМАЗ): 1 — подушка опоры; 2 — обойма подушки; 3 — кронштейн балки; 4 — регулировочные шайбы; 5 — балка опоры; 6 — накладка подушки; 7 — проставка; 8 — лонжерон
ДВИГАТЕЛЬ И ЕГО СИСТЕМЫ
Двигатели EURO 3 мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия) или мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270» (см. рисунок 19 — Общий вид двигателя фирмы “CUMMINS,r) — четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с рядным расположением шести цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД).
Двигатели EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (см. рисунки 20 и 21 — Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации) — четырехтактные дизели жидкостного охлаждения с V — образным расположением восьми цилиндров, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД).
Внимание.
1) Описание устройства двигателей EURO 3 моделей «CUMMINS ISBe» и их систем, требования к эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию двигателей фирмы “CUMMINS” приведены в Руководствах по эксплуатации на данные двигатели (прикладываются к шасси).
2) Подробные сведения о конструкции, техническом обслуживании двигателей EURO 3 моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) приведены в Руководстве по эксплуатации «Двигатели КАМАЗ нового поколения» (740.60-3902001 РЭ).
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Система смазочная — комбинированная.
Система питания — разделенного типа с V-образным или рядным топливным насосом высокого давления с электронным регулятором.
Система управления — электронная.
Система охлаждения наддувочного воздуха — с охладителем типа “воздух-воздух”.
Рисунок 19 — Общий вид двигателя ф. «CUMMINS»: 1 — картер маховика; 2 — впускной патрубок ТКР (от воздухоочистителя); 3 — выпускной коллектор; 4 — крышка головки цилиндров; 5 — выпускной патрубок ТКР (к ОНВ); 6 — ТКР; 7 — выпускной патрубок ТКР (для отработавших газов); 8 — генератор; 9 — водяной насос; 10 — шкив ремня привода вентилятора; 11 — ремень привода водяного насоса и генератора; 12 — масляный фильтр; 13 — сливной маслопровод ТКР; 14 — масляный картер; 15 — регулятор ТКР; 16 — стартер; 17 — пробка сливного отверстия
Рисунок 20 -Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» автобусной комплектации: 1 — топливный насос высокого давления; 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — картер агрегатов; 5 — маховик; 6 — картер маховика; 7 — коленчатый вал; 8 — масляный картер; 9 — форсунка охлаждения поршня; 10 — масляный насос; 11 — гаситель крутильных колебаний; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — турбокомпрессор; 14 — маслоналивной патрубок
Рисунок 21 — Продольный разрез двигателя мод. «КАМАЗ» (EURO 3) (с рядным ТНВД ф. «BOSCH»): 1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД
Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ» | |||
Модель двигателя | 740.62-280 | 740.65-240 | |
Тип двигателя — дизельный, с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух», с электронной системой управления (ЭСУД). | |||
Число тактов | четыре | ||
Число цилиндров | восемь | ||
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | ||
Порядок работы цилиндров согласно нумерации | 1 — 5 — 4 — 2- 6 — 3- 7 — 8 | ||
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора) | правое, по часовой стрелке | ||
Ход поршня и диаметр цилиндра, мм | 130×120 | ||
Рабочий объем двигателя, л | 11,76 | ||
Степень сжатия | 16,8±0,4 | ||
Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.) | 176 (240) | 206 (280) | |
Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м) | 980(100) | 1177 (120) | |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 — номинальная — при максимальном крутящем моменте на холостом ходу: — минимальная — максимальная | 1900±50 1300±50 600±20 2150-50 | ||
Топливный насос высокого давления с электронным регулятором (V-образный ОАО «ЯЗДА» или рядный ф. «BOSCH») | «ЯЗДА» | 337-23.02 | 337-23.04 |
ф. «BOSCH» | PE8P120A920/5RV (0 402 698 818) | ||
Электронный блок управления | «ЯЗДА» | ф. «ЭЛАР А» | |
50.3763.280 | 50.3763.240 | ||
ф. «BOSCH» | MS6.1.62-280 | MS6.1.65-240 | |
Форсунки | «ЯЗДА» | ЯЗДА 274-20 | ЯЗДА 274-40, ЯЗДА 274-41 |
ф. «BOSCH» | АЗПИ 216 или 216 А | ||
Распылители форсунок | «ЯЗДА» | ЯЗДА 335-30 | ЯЗДА 335-90, DLLA 148 Р |
ф. «BOSCH» | DLLA 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ 904 | ||
Давление начала впрыскивания форсункой, МПа (кгс/см 2) | «ЯЗДА» | 24,52 — 25,69 (250 — 262) | |
ф. «BOSCH» | 26,48 — 27,66 (270 — 282) | ||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т. | «ЯЗДА» | 9±1 | |
ф. «BOSCH» | 11+1 | ||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной — минимальной холостого хода, не менее | 392 — 539 (4,0 — 5,5) 98(1,0) | ||
Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С | 75-95 | ||
Турбокомпрессоры (ТКР) | S2B/7624TAE/0,76 D9 (ф. “Schwitzer») или ТКР 7С-6 |
Краткая техническая характеристика двигателей мод. «КАМАЗ» (продолжение) | |
Фильтр тонкой очистки топлива | 740.21-1117010 |
Элемент фильтрующий топливный | ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01) или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02) или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04) |
Фильтр очистки масла | 7406.1012010 |
Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный) | 7405.1012040 |
Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частично-поточный) | 7405.1017040 или 7405.1017040-02 |
Термостат | ТС 107-01 |
Стартер | СТ142-10 (мощностью 8,2 кВт) или 2502.3708-31 (9,0 кВт) или HEF 95-L24V (5,5 кВт) ф. «BOSCH» или AZF 4554 (4,0 кВт) ф. «ISKRA» |
Компрессор воздушный одноцилиндровый (передаточное отношение привода — 0,94) | 53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 (ф. «Knorr-Bremse») |
Насос рулевого усилителя (передаточное отношение привода -1,25) | 4310-3407200 или 6520-3407200 или 6540-3407200 или 4674117 ф. «РРТ» или ф. «ZF» |
Г енератор (передаточное отношение привода -3,19) | Г 3000А.36 — номинальной мощностью 3,0 кВт или мод. 2340.3771 -152 — 4,0 кВт |
Таблица 7 — Краткая техническая характеристика двигателей фирмы «CUMMINS»
Двигатели мод. “CUMMINS ISBe” | 6,7-270 | 250.30 (Англия) |
Тип двигателя — дизельный, с непосредственным впрыскиванием топлива, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух» | ||
Максимальная полезная мощность (нетто), кВт (л.с.) | 201 (271) | 170 (231) |
Максимальный крутящий момент (нетто), Н.м (кгс.м) | 943 (96) | 931 (95) |
Рабочий объем, л | 6,7 | 5,9 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 107×124 | 102×120 |
Степень сжатия | 17,3 | |
Количество цилиндров | шесть | |
Расположение цилиндров | рядное | |
Порядок работы цилиндров | 1 —5—3—6—2—4 | |
Вращение коленчатого вала (со стороны маховика) | против часовой стрелки | |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 — максимальная — при максимальном крутящем моменте на холостом ходу, не более: — минимальная — максимальная | 2500 1200-1700 600-800 2850 | 2500 1500 600-800 2850 |
Давление масла SAE 10W30 в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной -минимальной холостого хода, не менее | 316(3,2) 69 (0,7) | |
Стартер, номинальная мощность, кВт | 4,0 (ф. “Prestolite”) | 4,0 (ф. “BOSCH”) |
Генераторная установка (28В; 90А), номинальная мощность, кВт | — | 2,5 (ф. “BOSCH”) |
Генераторная установка (28В; 140А), номинальная мощность, кВт | 4,0 (ф. “Prestolite”) | — |
Пневмокомпрессор, производительностью, л/мин, при 1250 мин-1 | 550 (ф. “Knorr-Bremse”) | |
Насос ГУР номинальной производительностью, л/мин, не менее | 16,0 (ф. “ZF”) |