Шасси автомобильные повышенной проходимости КАМАЗ-6560 — с колесной формулой 8×8 (рис. 1.1) — предназначены для монтажа специального оборудования, инженерных установок при эксплуатации по дорогам, рассчитанным на пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось до 100 кН (10 тс).
Рис. 1.1. Автомобиль КАМАЗ-6560.
Шасси, изготавливаемое в исполнении «У» по ГОСТ 15150 (для поставки в районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С (предельное значение температуры воздуха от минус 50°С до плюс 45°С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15°С.
Шасси, изготавливаемое в исполнении «Т» по ГОСТ 15150 (для поставки в страны с тропическим (сухим и влажным) климатом), рассчитано на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10°С до плюс 50°С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27°С.
Автомобиль Камаз-6560 может эксплуатироваться при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м, при соответствующем изменении тягово-скоростных свойств и топливной экономичности.
Шасси в комплектации тягача предназначено для эксплуатации с прицепом, имеющим:
1) полную массу прицепа, не превышающую величин, указанных в таблице 4.1;
2) тягово-сцепное устройство по ГОСТ 2349 для тягового крюка типоразмера «3» или тягово-сцепное устройство «шкворень-петля» в соответствии с Правилами №55 ЕЭК ООН. Размерность тяговой вилки — «50».
3) электровыводы по ГОСТ 9200 типа 24N и 24S;
4) пневматический привод тормозной системы, соответствующей требованиям Правил №13 ЕЭК ООН.
Рис. 1.2. Шасси автомобиля КАМАЗ-6560. Габаритные размеры.
При соблюдении условий температурного режима работы двигателя конструкция автомобиля обеспечивает отбор от двигателя и агрегатов трансмиссии: коробки передач и раздаточной коробки — до 40 % номинальной мощности двигателя на стоянке и до 10 % в движении.
Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.
Установленный ресурс автомобиля до капитального ремонта основных агрегатов при условии соблюдения всех правил эксплуатации и обслуживания, указанных в настоящем руководстве, приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Категория условий эксплуатации | Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации | Установленный ресурс автомобиля, км, не менее |
I | 1 | 300000 |
II | 0,9 | 270000 |
III | 0.8 | 240000 |
IV | 0,7 | 210000 |
V | 0,6 | 180000 |
2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Перед эксплуатацией автомобиля Камаз-6560 нужно изучить настоящее руководство.
2. Для обеспечения безупречной работы автомобиля следует применять запасные части только заводского изготовления. Установку различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси следует согласовать с разработчиком и держателем конструкторской документации — с научно-техническим центром ОАО «КАМАЗ». В противном случае автомобиль не подлежит гарантийному обслуживанию.
3. Следует помнить, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля установлен пробег 1000 км, во время которого надо соблюдать требования, указанные в разделе «Эксплуатация нового автомобиля».
4. При пуске двигателя с помощью электрофакельного устройства (ЭФУ) в случае выхода стрелки вольтметра за пределы шкалы следует немедленно отпустить кнопку ЭФУ, найти и устранить неисправность. Нельзя нажимать кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.
5. Пуск двигателя через розетку внешнего пуска, расположенную на левом крыле кабины, допускается от аккумуляторных батарей емкостью, не превышающей 190 А.ч, или других источников электрической энергии с напряжением, не превышающем 24 В при силе тока 0 А и 18,3 В при силе тока 1000 А.
6. Движение автомобиля Камаз-6560 нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 70°С.
7. В экстренных случаях допускается начинать движение при меньших температурах охлаждающей жидкости (плюс 40° С) и двигаться на низших передачах с постепенным увеличением нагрузки на двигатель до достижения нормального температурного режима.
8. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
9. Не начинайте движение автомобиля Камаз-6560, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера.
10. При движении частоту вращения коленчатого вала контролируйте по тахометру. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала ниже номинальной (см. в технических характеристиках двигателя). Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя.
11. Переключать передачи в раздаточной коробке необходимо после полной остановки автомобиля. Наличие съемного с раздаточной коробки механизма блокировки передач требует от водителей особой осторожности при ремонтных работах: трогание автомобиля с места при снятом корпусе блокировки категорически запрещается, так как при этом могут одновременно включиться две передачи в раздаточной коробке, что приводит к ее разрушению. Для исключения таких случаев болты крепления механизма блокировки заблокированы.
12. Для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи в раздаточной коробке при отсутствии сжатого воздуха в ресиверах движение нужно осуществлять на низшей передаче, т. е. при положении I рукоятки крана управления раздаточной коробкой, либо при принудительно включенной высшей передаче винтами механизмов включения передач.
13. Нужно следить за показаниями индикатора засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.
14. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.
15. При стоянке автомобиля Камаз-6560 необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).
16. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
17. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов «+» и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.
18. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.
19. Нельзя блокировать межосевой дифференциал в момент буксования колес, а также при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам.
20. Не разрешается движение автомобиля при включенной блокировке межколесного дифференциала на сухой твердой дороге и на повороте в связи с возможной перегрузкой полуосей и их скручиванием.
Включение блокировки необходимо производить после остановки автомобиля или при медленном прямолинейном движении.
21. При наличии на трубе реактивной штанги вмятины глубиной более 2 мм, трещины или погнутости более 3 мм на всей длине реактивную штангу надо заменить.
22. При выводе автомобиля из колеи запрещается двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с.
23. При появлении в дорожных условиях неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, можно кратковременно использовать воду в системе охлаждения, но только на время следования до места, где могут быть устранены неисправности.
24. При длительном движении по грязным дорогам (с жидкой грязью) периодически нужно промывать поверхность радиатора водой с достаточным напором из шланга. Для этого следует направить струю воды на радиатор со стороны вентилятора.
25. При длительном движении по пыльным дорогам периодически продувайте сердцевину радиатора сжатым воздухом с достаточным напором из шланга. Для этого направьте струю воздуха на радиатор со стороны вентилятора.
26. Движение автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам при давлении в шинах ниже 750 20 кПа (7,5 0,2 кгс/см2) не допускается.
27. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства.
28. Забор топлива автономным отопителем ф. «Webasto» осуществляется из правого топливного бака. В целях работоспособности отопителя правый топливный бак оставить резервным, а питание топливом двигателя осуществлять из левого топливного бака.
В связи с постоянной работой по совершенствованию автомобиля, повышающей его надежность и улучшающей условия эксплуатации, в его конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Не разрешается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
2. Следует помнить, что охлаждающая жидкость TOCOЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, ядовита; следует обращаться с ней осторожно во избежание отравления при попадании внутрь организма.
3. Необходимо содержать в чистоте и исправности двигатель и предпусковой подогреватель, так как замасливание картера двигателя и течь топлива могут явиться причиной пожара.
4. Открывать пробку расширительного бачка перегретого двигателя следует осторожно во избежание ожога рук паром.
5. Нельзя разбирать на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер во избежание несчастных случаев. Разборку нужно производить в мастерской, используя специальные приспособления.
6. Нельзя работать под автомобилем, если он поднят домкратом без подставки.
7. Перед подъемом кабины автомобиль должен быть заторможен стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение, двери кабины закрыты.
При работе под поднятой кабиной положение ограничителя надо зафиксировать стопорной шпилькой.
При опускании кабины следует убедиться в надежности закрывания гидрозапоров механизма.
8. Перед началом движения необходимо убедиться, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты.
9. Нельзя эксплуатировать прицеп с неподсоединенными, а также неисправными тормозной и электрической системами.
10. При опускании запасного колеса нельзя находиться в зоне действия откидного кронштейна держателя.
11. Не следует двигаться накатом при выключенном двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач, так как при этом выключаются компрессор пневмопривода тормозной системы и рулевой гидроусилитель.
4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАССИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ-6560
Таблица 4.1.
Колесная формула | 8×8 |
Снаряженная масса шасси, кг | 14600 |
Максимально допустимая масса надстройки с грузом, кг | 20300 23300* |
Полная масса автомобиля, кг | 35000 38000* |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 12000 |
Полная масса автопоезда, кг | 47000 50000* |
Распределение нагрузки на дорогу шасси снаряженной массы, кг: | — |
через шины колес переднего моста (мостов) | 9300 |
через шины колес задней тележки | 5300 |
Распределение нагрузки на дорогу автомобиля полной массой, т: | — |
через шины колес переднего моста (мостов) | 15000 |
через шины колес задней тележки | 20000 23000* |
Максимальная скорость, км/ч | — |
— автомобиля | 90 |
— автопоезда | 80 |
Контрольный расход топлива автомобиля в составе автопоезда, при скорости: | — |
40 км/ч, л/100 км, не более | 56 |
60 км/ч, л/100 км, не более | 63 |
Наибольший угол подъема, преодолеваемого автомобилем полной массы, град. | 31 |
Глубина преодолеваемого брода** | — |
— без подготовки | 1,5 |
— с предварительной подготовкой продолжительностью не более 10 мин, м, | 1,8 |
Наибольшая высота вертикальной стенки, преодолеваемой автомобилем, м | 0.55 |
Максимальная ширина рва, преодолеваемого автомобилем, м | 1,8 |
Минимальный радиус поворота, м, не более | 15,5 |
Внешний габаритный радиус поворота, м, не более | 16,2 |
Дорожный просвет, мм | 400 |
Объем топливных баков, л | 350+350 |
Примечания: 1. Параметры даны для шасси в комплектации: без лебедки и предпускового подогревателя двигателя; кабина со спальным местом. 2. В снаряженную массу шасси входят массы: а) неснаряженного шасси с жидкостями и смазками в узлах и агрегатах; б) инструмента, принадлежностей и индивидуального комплекта запасных частей; в) топлива; г) масла и охлаждающей жидкости для двигателя. 3 В полную массу автомобиля входят массы: а) снаряженного шасси; б) экипажа из двух человек (100 кгх2); в) надстройки с грузом. 4 В полную массу автопоезда входят: а) полная масса автомобиля б) полная масса буксируемого прицепа. * Параметры масс, допустимые конструкцией для движения автомобилей по дорогам, рассчитанным на пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось до 130 кН (13 тс). ** Для комплектации 6560-0001715 глубина преодолеваемого брода не более 1,1 м. |
4.1. СОДЕРЖАНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ В ПРИБОРАХ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Таблица 4.2.
Наименование изделия | Тип, обозначение | Кол-во на авт., | Количество (масса в гр.) драгоценных металлов, камней | |||||||
в одном узле, приборе … | в автомобиле | |||||||||
серебро | золото | палладий | родий | серебро | золото | палладий | родий | |||
Выключатель аварийной сигнализации | 32.3710 | 1 | 0.2460000 | — | — | — | 0.24600000 | — | — | — |
Выключатель клавишный | ВК343-01.14 | 1 | 0,1151690 | — | — | — | 0,11516900 | — | — | — |
Выключатель клавишный | ВК343-01.12 | 1 | 0,1151690 | — | — | — | 0,11516900 | — | — | — |
Выключатель кнопочный | ! 1.3704-01 | 3 | 0,2994000 | — | — | — | 0,89820000 | — | — | — |
Выключатель кнопочный с подсветкой символов | 3842.3710- 10.03 | 1 | 0,2033000 | — | — | — | 0,20330000 | — | — | — |
Выключатель кнопочный с подсветкой символов | 3842.3710- 02.04 | 1 | 0,0665000 | — | — | — | 0,06650000 | — | — | — |
Выключатель кнопочный с подсветкой символов | 3842.3710- 02.38 | 1 | 0,0665000 | — | — | — | 0,06650000 | — | — | — |
Выключатель кнопочный с подсветкой символов | 3842.3710- 02.09 | 2 | 0.0665000 | — | — | — | 0,13300000 | — | — | — |
Выключатель пжд | ВК354 | 1 | 0.3893580 | — | — | — | 0,38935800 | — | — | — |
Выключатель зажигания | 1902.3704000 | 1 | 0.3044600 | — | — | — | 0.30446000 | — | — | — |
Выключатель сигналов торможения | ММ125Д-3810600 * | 1 | 0,0637000 | — | — | — | 0,06370000 | — | — | — |
Датчик давления | ММ370-У-ХЛ | 1 | 0.0269100 | — | — | — | 0,02691000 | — | — | — |
Датчик сигнализатора аварийного падения давления воздуха | ММ 124 Д-3810600 * | 1 | 0.0319100 | — | — | — | 0,03191000 | — | — | — |
Датчик сигнализатора аварийного падения давления масла | ММ111 Д-381060 0 * | 1 | 0,031910 0 | — | — | — | 0.031910 00 | — | — | — |
Датчик сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости | TM111 | 1 | 0,148500 0 | — | — | — | 0,148500 00 | — | — | — |
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости | ТМ100- А | 1 | 0,015195 0 | — | — | — | 0,015195 00 | — | — | — |
Датчик указателя уровня топлива | БМ158 Д- 380660 0 * | 2 | 0,063400 0 | — | — | — | 0,126800 00 | — | — | — |
Комбинация приборов | 28.3801 | 1 | 0,018434 4 | — | — | — | 0,018434 40 | — | — | — |
Переключатель электродвигателей отопителя | П147- 04.11 | 1 | 0,345508 0 | — | — | — | 0,345508 00 | — | — | — |
Показывающий прибор | 1211.38 02 | 1 | 0,019444 4 | 0,003743 8 | — | — | 0,019444 40 | 0,003743 80 | — | — |
Прерыватель контрольной лампы ручного тормоза | РС493- У-ХЛ | 1 | 0,056543 0 | — | — | — | 0,056543 00 | — | — | — |
Прерыватель указателей поворота | РС951 А-У-ХЛ * | 1 | 0.263671 4 | 0,005316 5 | 0,04272 95 | — | 0.263671 40 | 0,005316 50 | 0,04272 95 | — |
Регулятор напряжения | 2712.37 02 | 1 | 0,000078 27 | 0,033790 0 | — | 0,00005 23 | 0,000078 27 | 0,033790 00 | — | 0,00005 23 |
Реле | 901.374 7 | 0,137000 0 | — | — | — | 1,233000 00 | — | — | — | |
Реле блокировки стартера | 2612.37 47 * | 1 | 0.120142 0 | 0,066627 2 | — | — | 0.120142 00 | 0,066627 20 | — | — |
Реле стартера | 738.374 7-20 | 1 | 0.212800 0 | — | — | — | 0.212800 00 | — | — | — |
Реле управления стеклоочистителем | 3502.37 77 | 1 | 0,001148 7 | 0,016540 2 | — | — | 0,001148 70 | 0,016540 20 | — | — |
Реле- сигнализатор | 733.374 7-10 | 1 | 0,089000 0 | — | — | — | 0,089000 00 | — | — | — |
Стартер | СТ142Б 1- 370800 0 | 1 | 2,224282 0 | — | — | — | 2.224282 00 | — | — | — |
Тахометр электронный | 2511.38 13 | 1 | 0,01 1630 71 | 0.000290 72 | — | — | 0.011630 71 | 0,000290 72 | — | — |
* — допускается замена согласно перечню альтернативных изделий.
5. МАРКИРОВКА
5.1. МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ
Маркировка автомобиля КАМАЗ-6560 проводится по ГОСТ Р51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка».
1. На правой боковине кабины в проеме двери устанавливается заводская табличка автомобиля, содержащая:
— товарный знак завода-изготовителя;
— идентификационный номер;
— ХТС — код завода-изготовителя;
— а — индекс транспортного средства (условный код модели автомобиля), состоящий из шести знаков, на месте шестого знака — вариант исполнения транспортного средства;
— b — код года выпуска (1 знак);
— с — порядковый номер автомобиля (7 знаков).
Табличка содержит также:
— к — знак соответствия (1 знак);
— n — номер «одобрения типа», маркируемого транспортного средства;
— m — максимально допустимая (полная) масса автомобиля;
— m1— максимально допустимая (полная) масса автопоезда;
— P1— максимально допустимая масса, приходящаяся на переднюю ось;
— Р2— максимально допустимая масса, приходящаяся на вторую ось;
— Р3— максимально допустимая масса, приходящаяся на третью ось;
— Р4— максимально допустимая масса, приходящаяся на четвертую ось;
— У — максимально допустимая нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (для седельных тягачей);
— d — порядковый номер двигателя (7 знаков);
5.2. МАРКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ
Каждый двигатель должен иметь маркировку, которая наносится на блоке цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя.
Маркировка выполняется на табличке, которая прикрепляется к блоку цилиндров с правой стороны сверху в передней части двигателя и содержит следующие данные:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— условное обозначение модели двигателя, состоящее из 10 знаков;
— порядковый номер двигателя, состоящий из 6 знаков;
— дата (месяц и год) выпуска, состоящая из 4 знаков.
На заводской табличке двигателей имеющих сертификат соответствия отечественным стандартам наносится — «Знак соответствия» по ГОСТ Р 50460-92.
Двигатели, имеющие международный знак официального утверждения, имеют маркировку международного знака официального утверждения в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, состоящую из:
— круга, в котором проставлена буква «Е» и цифры “22”;
— номера Правил ЕЭК ООН и номера официального утверждения (сертификата), расположенных справа от круга.
Порядковый номер двигателя и дата изготовления наносятся ударным способом. Условное обозначение модели двигателя может наноситься ударным или фотохимическим способом.
Для двигателей с V-образным ТНВД фирмы «ЯЗДА» с электронным регулятором
Модель ТНВД и дата его выпуска выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса с левой стороны.
Заводской номер ТНВД выбит на заднем торце его корпуса с правой стороны.
На ТНВД в сборе установлены три пломбы предприятия-изготовителя:
— на обе крышки секций ТНВД (2 пломбы);
— на болт верхней крышки регулятора и винт задней крышки регулятора (1 пломба).
Для двигателей с рядным ТНВД фирмы «BOSCH» с электронным регулятором
Модель ТНВД, его дата выпуска и заводской номер выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.
Пломбирование особо ответственных соединений ТНВД выполнено нанесением краски:
— желтой:
— на секции ТНВД, краска пломбировочная нанесена только с одной стороны (8 гаек);
— на заглушку окна определения геометрического начала подачи;
— на фиксатор направляющей рейки;
— на фиксатор кулачкового вала ТНВД;
— голубой:
— на топливный насос низкого давления (ТННД);
— на заглушку корпуса ТНВД;
— на болты крепления указателя геометрического начала подачи 8-ой секции ТНВД (2 шт.).
Специальная пластмассовая пломба установлена на корпус электронного регулятора.
Для двигателей с рядным ТНВД фирмы «BOSCH» с механическим регулятором
Модель ТНВД, его дата выпуска и заводской номер выбиты на табличке, прикрепленной к корпусу насоса.
Модель регулятора выбита на табличке, прикрепленной к задней крышке регулятора.