ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
9.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Техническое обслуживание предназначено для поддержания автомобилей Камаз 6560 в исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
1.2. Марки и количество горюче-смазочных материалов и технических жидкостей, применяемых при обслуживании и ремонте, указаны в «Химмотологической карте автомобилей».
9.2. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Техническое обслуживание автомобилей КАМАЗ 6560 подразделяется на следующие этапы:
— техническое обслуживание в начальный период эксплуатации;
— техническое обслуживание в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автомобиля выполняются следующие виды обслуживания:
— ежедневное обслуживание (ЕО);
— техническое обслуживание ТО-1000;
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации подразделяется на следующие виды:
— ежедневное обслуживание (ЕО);
— периодическое техническое обслуживание (ТО-15000);
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Учитывая, что в начальный период происходит интенсивная приработка, взаимоуста-новка элементов конструкций, выполнять работы в этот период необходимо с особой тщательностью.
Основным назначением периодического технических обслуживания является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольнодиагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
9.3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля КАМАЗ 6560 выполняется раз в сутки перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после длительного движения необходимо также проверить техническое состояние автомобиля в объеме ЕО.
В основной период эксплуатации техническое обслуживание выполняется в зависимости от категорий условий эксплуатации с периодичностью, указанной в таблице 9.1.
Таблица 9.1.
Категория условий эксплуатации | Зона движения. Условия движения | Дорожное покрытие и рельеф местности | Периодическое техническое обслуживание, км пробега |
I | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | Д1-Р1-Р3 | 15000 (13500-16500) |
II | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в малых городах (до 100 тыс. жителей) и пригородной зоне | Д1-Р4 Д2-Р1-Р4 ДЗ-Р1-Р3 Д2-Р1 Д1-Р1-Р4 | 13500 (12000-15000) |
III | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в малых городах (до 100 тыс. жителей) и пригородной зоне в больших городах (более 100 тыс. жителей) | Д1-Р5 Д2-Р5 Д3-Р4-Р5 Д4-Р1-Р5 Д1-Р5 Д2-Р2-Р5 Д3-Р1-Р5 Д4-Р1-Р5 Д1-Р1-Р5 Д2-Р1-Р4 Д3-Р1-РЗ Д4-Р1 | 12000 (10500-13500) |
IV | За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) в малых городах (до 100 тыс. жителей) в больших городах (более 100 тыс. жителей) | Д5-Р1-Р5 Д3-Р4-Р5 Д4-Р2-Р5 Д5-Р1-Р5 | 10500 (9000-11000) |
V | Все зоны | Д6-Р1-Р5 | 9000 (7500-10500) |
Дорожные покрытия:
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Типы рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1- равнинный (до 200 м);
Р2- слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3- холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4- гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5- горный (свыше 2000 м).
РЕЖИМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ
Ежедневное обслуживание
При необходимости вымыть автомобиль и произвести уборку кабины.
Проверить:
— состояние ремня привода генератора и водяного насоса;
— исправность АБС (антиблокировочной системы) автомобиля по контрольным лампам на панели приборов. Устранить неисправности;
— состояние колес и шин (в т. ч. запасного колеса);
— состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления);
— внешним осмотром и по показаниям штатных приборов автомобиля исправность тормозной системы;
— действие приборов освещения и световой сигнализации;
— работу стеклоочистителей и омывателя;
— осмотреть и проверить герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров. соединений системы питания двигателя с турбонаддувом.
Устранить неисправности.
Довести до нормы:
— уровень масла в картере двигателя;
— уровень жидкости в системе охлаждения;
— слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
— слить конденсат из ресиверов по окончанию смены.
Перечень работ для выполнения технического обслуживания автомобилей после обкатки (ТО-1000)
Выполняется в интервале 500 — 1000км пробега.
Вымыть автомобиль Камаз 6560
Проверить:
— герметичность системы питания двигателя воздухом, состояние и герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения, гидроусилителя рулевого управления, гидроподъемника кабины и запасного колеса, подогревателя;
— наличие люфта и неисправностей в приводе ТНВД;
— крепление гаек пальцев и кронштейнов реактивных штанг;
— крепление сошки рулевого механизма, шплинтовку гаек пальцев шарниров рулевых тяг;
— наличие и контрение болта ограничения хода педали тормоза, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
— крепление гаек пальцев и кронштейна опоры рычага рулевого управления 2-го моста к раме;
— крепление кронштейна дополнительного цилиндра и кронштейна амортизатора 2-го моста;
— шплинтовку вспомогательного тормоза (цилиндра);
— герметичность всех контуров пневмосистемы автомобиля (на слух);
— трассу пролегания и надежность закрепления электропроводки; правильность установки резиновых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчика спидометра;
— плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях; исправность сигнализации включения КОМ;
— дренажные отверстия в пробка* аккумуляторных батарей; правильность закрепления уплотнителей дверей скобами;
— состояние резинового уплотнения кожуха вентилятора.
— состояние подшипников ступиц колес и тормозных механизмов по нагреву ступиц и тормозных барабанов при обкаточном пробеге. (Рука должна выдерживать температуру нагрева ступицы). При необходимости выполнить регулировку и смазывание. Проверить люфт;
— подтянуть болты крепления головки компрессора.
Устранить неисправности.
Закрепить:
— элементы соединения воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздухоочистителя к двигателю;
— фланцы приемных труб глушителя;
— скобы крепления форсунок;
— выпускные коллекторы;
— расширительный бачок;
— кронштейны крепления обечайки вентилятора, кожух вентилятора к радиатору;
— фланцы карданных валов;
— суппорты тормозных механизмов (при разборке узла по необходимости);
— кронштейны и тормозные камеры к фланцам мостов (при разборке узла);
— сошку рулевого механизма;
— механизмы вспомогательной тормозной системы и ее привод;
— кронштейны воздушных ресиверов к раме;
— отъемные ушки передних и задних рессор;
— стяжные болты проушин передних кронштейнов передних и задних рессор, стяжные болты задних кронштейнов передних и задних рессор;
— гайки пальцев и кронштейны реактивных штанг;
— болты и гайки переднего и заднего стабилизаторов поперечной устойчивости;
— заднюю поперечину рамы к лонжеронам;
— гайки пальцев амортизаторов;
— картеры главных передач ведущих мостов;
— рычаги поворотных кулаков;
— гайки колес;
— гайки запасного колеса;
— гнездо аккумуляторных батарей;
— выводы проводов к выводам аккумуляторных батарей;
— генератор, стартер;
— передний бампер;
— подножки кабины и панели крыльев к кабине;
— щитки подножек и фартуки брызговиков, передние грязевые щитки к кабине;
— верхние петли передней облицовки кабины;
— кронштейны зеркал заднего вида;
— стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя;
— кронштейны задней подвески;
— брызговики колес;
— гайки и болты крепления кронштейнов передней подвески к раме.
Отрегулировать:
— тепловые зазоры в клапанном механизме газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;
— натяжение ремня привода генератора и водяного насоса;
— ход штоков тормозных камер;
— направление светового потока фар;
— давление в шинах.
Смазать:
— подшипник натяжного ролика ремней привода генератора и водяного насоса (при наличии масленки);
— верхние подшипники шкворней;
— шарниры рулевых тяг;
— пальцы передних и задних рессор;
— втулки валов разжимных кулаков и регулировочные рычаги тормозных механизмов;
— шарниры, шлицевые соединения и поддерживающую опору карданного вала;
— оси передних опор кабины.
Очистить:
— бумажный элемент воздухоочистителя, предочистителя, ( при наличии) и пылесборник;
— от грязи сапуны (предохранительные клапаны) КП и мостов.
Заменить:
— бумажный фильтроэлемент насоса ГУР.
Довести до нормы уровень:
— масла в картере КП и РК;
— масла в картерах ведущих мостов ;
— масла в бачке гидроусилителя РУ;
— масла в башмаках задней подвески.
Режимы технического обслуживания в основной период эксплуатации
Периодическое техническое обслуживание через каждые 15тыс. км пробега (ТО-15000) (периодичность см. табл. 9.1)
Вымыть автомобиль, обратив особое внимание на агрегаты и системы, которым проводится обслуживание.
Двигатель
Проверить:
— крепление корпуса газовой центробежной турбины и патрубка впускного коллектора
— герметичность системы питания двигателя воздухом;
— состояние и действие жалюзи радиатора;
— состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;
— состояние и действие троса останова двигателя.
Закрепить:
— передние и задние опоры силового агрегата;
— радиатор;
— кронштейны и хомуты топливного бака к раме.
Отрегулировать:
— натяжение приводных ремней;
— тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел;
— продуть гофрированные пластины охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) сжатым воздухом.
Карданная передача
Проверить:
— состояние и зазор в шарнирах карданных валов;
— крепление фланцев карданных валов
— состояние и зазор в шлицевых соединениях карданных валов.
Устранить неисправности.
Мосты, ступицы
Проверить:
— герметичность мостов;
— люфт подшипников шкворневых соединений (при вывешенных колесах);
— состояние подшипников ступиц колес (при снятых ступицах);
— состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков (при снятых барабанах);
— работу межосевого дифференциала;
— работу механизма блокировки межколесного дифференциала.
Устранить неисправности.
Отрегулировать:
— схождение передних колес;
— подшипники ступиц, колес (при вывешенных колесах);
— подшипники шкворней переднего моста.
Закрепить:
— редукторы мостов;
— гайки фланцев валов зубчатых колес (при наличии зазора).
Подвеска, рама, колеса
Проверить:
— состояние рамы;
— крепление гаек колес.
Устранить неисправности.
Закрепить:
— стремянки передних и задних рессор;
— болты отъемных ушков передних и задних рессор;
— стяжные болты проушин передних кронштейнов передних рессор;
— верхние кронштейны реактивных штанг;
— болты и гайки переднего и заднего стабилизаторов поперечной устойчивости;
— кронштейны и хомуты топливного бака к раме;
— кронштейны задней подвески к раме;
— стопорный клин пальца задней рессоры;
Отрегулировать:
— осевой зазор в башмаках задней подвески;
При необходимости выполнить перестановку колес (неравномерный износ).
Рулевое управление
Проверить:
— шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг (внешним осмотром);
— люфт в шарнирах рулевых тяг;
— люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления;
— наличие или отсутствие люфта сошки рулевого механизма;
Устранить неисправности.
Закрепить рычаги поворотных кулаков;
— отрегулировать свободный ход рулевого колеса.
Заменить фильтрующий элемент насоса ГУР (через 100 тыс.км пробега, но не реже 1 раза в год).
Тормозная система
Проверить:
— работоспособность компрессора;
— работоспособность пневмопривода манометрами по контрольным выводам;
— шплинтовку пальцев штоков тормозных камер;
— действие вспомогательной тормозной системы;
Устранить неисправности.
Закрепить:
— тормозные камеры, кронштейны тормозных камер и суппорты;
— кронштейны ресиверов к раме.
Отрегулировать ход штоков тормозных камер.
Промыть защитные сетки в тормозном кране, ускорительных клапанах и клапане управления тормозами прицепа.
Электрооборудование
Проверить:
состояние тепловых и плавких предохранителей;
исправность электрической цепи выключателя контрольной лампы засоренности масляного фильтра;
состояние электропроводки (надежность закрепления проводов скобами, отсутствие провисания, потертостей, налипания комьев грязи или льда);
напряжение в цепи электропитания при средних оборотах двигателя; состояние и надежность крепления соединительных колодок выключателя аккумуляторных батарей, привода спидометра, передних и задних фонарей, пучков проводов передних и задних фонарей, выключателей контрольных ламп блокировки межосевого и межколесного дифференциалов и управления демультипликатором.
Устранить неисправности
Провести техническое обслуживание:
— стартера ( 2ТО или 30 тыс км.);
— генератора ( 2ТО или 30 тыс км.).
Закрепить электропровода к выводам стартера.
Отрегулировать направление светового потока фар.
Кабина
Проверить:
— состояние и действие запорного устройства и ограничителя механизма подъема и опускания кабины;
— состояние и действие стеклоподъемников, замков дверей;
— состояние сидений;
— уровень жидкости, герметичность и работоспособность гидроподъемника кабины.
Устранить неисправности.
Закрепить:
— рессоры задних опор кабины;
— оси опор рычагов торсионов.
Смазочные, очистительные и заправочные работы
Довести до нормы:
— уровень масла в картерах КП и РК;
— уровень масла в картерах мостов;
— уровень масла в башмаках задней подвески;
— уровень электролита в аккумуляторных батареях;
— уровень масла в насосе гидроподъемника кабины и запасного колеса;
— уровень масла в бачке насоса гидроусилителя РУ ( 2ТО или 30 тыс км.);
Промыть:
— фильтр грубой очистки топлива;
-внутреннюю полость корпуса компрессора, экран, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора (работа производится при снятых турбокомпрессорах, но не реже 1 раза в два года).
Заменить:
— масло в системе смазки двигателя;
— фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива;
— фильтрующие элементы масляного фильтра;
— фильтрующий элемент насоса ГУР (через 100 тыс.км, но не реже 1 раза в год);
— масло в башмаках задней подвески(через 30 тыс.км. но не реже 1 раза в год);
— масло в картерах мостов (через 60 тыс. км, но не реже 1 раза в год);
— масло в бачке насоса гидроусилителя РУ (через 30 тыс.км, но не реже 1 раза в 2 года);
— смазку в подшипниках ступиц колес (через 30 тыс. км, но не реже 1 раза в год). Очистить или заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра.
Очистить от грязи сапуны КП, РК и клапаны мостов.
Смазать:
— подшипники водяного насоса (при наличии масленки);
— ролик натяжения ремня привода генератора и водяного насоса (при наличии масленки);
— телескопический толкатель управления подачей топлива;
— шарниры, шлицевые соединения (при наличии масленок) карданных валов и подшипник промежуточной опоры;
— верхние подшипники шкворней;
— шарниры рулевых тяг;
— пальцы передних и задних рессор;
— втулки валов разжимных кулаков;
— регулировочные рычаги тормозных механизмов;
— штекерные соединения, находящиеся на раме;
— клеммы аккумуляторных батарей;
— оси передних опор кабины;
Дополнительно осенью
Проверить действие системы отопления и обдува ветровых стекол.
Проверить работу регулятора давления и термодинамической осушки.
Промыть каналы и фильтры электромагнитного клапана, крана топливного бачка подогревателя, форсунку пускового подогревателя.
Закрепить:
— насосный агрегат, теплообменник, патрубки, выпускную трубу предпускового подогревателя.
Очистить:
— электроды свечей предпускового подогревателя;
— камеру сгорания и газоход теплообменника.
— электроды свечей ЭФУ.
Слить конденсат из охладителя наддувочного воздуха (ОВН) (при наличии пробки). Слить летнее топливо из топливопроводов ЭФУ.
Проверить действие предпускового подогревателя, устранить неисправности.
Сменить:
смазку в шарнирах равных угловых скоростей (через 2ТО или 30 тыс. км.);
охлаждающую жидкость (TOCOЛ А-40, TOCOЛ А-65) (через 60 тыс.км, но не реже 1 раза в год).
Примечание: * Периодичность смены охлаждающей жидкости «Лена» 1 раз в два года. ** Обслуживание и периодичность смены масла в КП и РК фирмы ZF согласно руководству по эксплуатации (раздел 13).
9.4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ 6560
9.4.1. Двигатель
Проверка герметичности системы питания двигателя воздухом.
Примечание: Следует помнить, что при нарушении герметичности системы впуска воздуха и подсосе неочищенного воздуха сокращается срок службы двигателя в десятки раз.
1) при нарушении герметичности в соединениях тракта надежно затянуть хомуты;
2) резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами заменить;
3) некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных патрубках устранить правкой, на литых патрубках — зачисткой.
Рис. 9.1. Схема расположения мест (указаны стрелками), подлежащих контролю при проверке герметичности системы питания двигателя воздухом.
Порядок проверки следующий:
— снять крышку корпуса воздушного фильтра и вынуть фильтрующий элемент из корпуса фильтра
— вставить в корпус воздушного фильтра 8 приспособление (заглушку 3) для проверки герметичности воздушного тракта и закрепить его гайкой, используя плоскую шайбу с паранитовой или резиновой прокладкой 10
— разместить дымообразующий материал (например, промасленную ветошь), в скобе 4 горловины приспособления и зажечь её. С начала интенсивного дымообразования вставить скобу с дымящейся ветошью в горловину и плотно закрыть крышкой 9.
— заполнить систему воздухом. Источником сжатого воздуха могут служить: ручной шинный насос, пневматическая система автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха с давлением, не превышающим 0,8 МПа (8,0 кгс/см2). Сжатый воздух из ресивера автомобиля или промышленной сети подводится через редуктор давления 7, который автоматически понижает давление до 0,01…0,02 МПа (0,1……0,2 кгс/см2), и соединительный патрубок 6. При отборе сжатого воздуха от ресиверов можно использовать шланг для накачки шин, который подсоединяется к редуктору давления 7 через переходник.
Рис. 9.2. Схема установки приспособления для проверки герметичности впускного тракта в корпусе воздушного фильтра: 1 — впускной коллектор двигателя; 2 — воздуховод от фильтра к двигателю; 3 — приспособление для проверки герметичности впускного тракта; 4 — скоба с дымообразующим материалом; 5 — манометр; 6 — подвод сжатого воздуха; 7 — редуктор давления (или кран).
Рис. 9.3. Приспособление для проверки герметичности впускного тракта: 3 — приспособление для проверки герметичности впускного тракта; 4 — скоба с дымообразующим материалом; 7 — редуктор давления (или кран); 8 — корпус воздушного фильтра; 9 — крышка; 10 — прокладка; С — подвод сжатого воздуха.
Места неплотностей соединений определяются по выходящему дыму (показано стрелками на рис. 9.2, 9.3), если дым не выходит в течении 3 мин, то впускной тракт герметичен, если имеет место нарушение герметичности, то необходимо подтяжкой или заменой элементов соединения устранить негерметичность впускного тракта;
После устранения неплотностей надо провести контрольную проверку герметичности тракта. Установить фильтрующий элемент в корпус воздушного фильтра и закрыть крышку корпуса фильтра.
Момент затяжки гайки крепления фильтроэлемента 7…10 Н-м (0,7…1,0 кгс-м).
Регулировка натяжения ремня привода генератора и водяного насоса
Регулировка натяжения ремня привода водяного насоса и генератора 2 (рис. 9.4) привода генератора, водяного насоса выполняется следующим образом:
— ослабить болты и гайки крепления генератора;
— вращением болта натяжного 6 обеспечить необходимое натяжение ремня;
— затянуть болты и гайки крепления генератора.
После регулировки проверить натяжение ремня:
— правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви усилием F = (44,1±5) Н ((4,5±0,5) кгс) должен иметь прогиб — 6…10 мм.
Регулировка тепловых зазоров клапанов механизма газораспределения
Рис. 9.4. Схема проверки иатяжения ремней привода генератора и водяного насоса с расположением вентилятора по оси коленчатого вала: 1 — шкив водяного насоса; 2 — ремень поликлиновой; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — ролик направляющий; 5, 10 — болты; 6 — болт натяжной; 7, 9 — гайки; 8 — шкив генератора.
Болты крепления головки цилиндра последовательности, указанной на рисунке 9.5.
Момент затяжки головок цилиндров 190-210 Н-м (19-21 кгс-м); гаек крепления стоек коромысел 45-54 Н-м (4,5-5,4 кгс-м); гайки регулировочного винта коромысла 33-41 Н-м (3,4-4,2 кгс-м).
Рис. 9.5. Последовательность затяжки болтов крепления головки.
Перед ввертыванием резьбу болтов смазать тонким слоем графитовой смазки.
После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами.
Зазоры проверять на холодном двигателе или не ранее, чем через 30 мин. после остановки двигателя. При этом подача топлива должна быть выключена. Величина зазора должна быть: для впускного клапана 0,25-0,30 мм, для выпускного клапана 0,35-0,40 мм (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Регулировка зазоров между носиком коромысла и клапан.
Для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров передний клапан — впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров выпускной. Тепловые зазоры регулировать одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время такта сжатия (или рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты. Для регулировки зазоров коленчатый ван необходимо установить последовательно в положение I, II, III, IV. Положение I коленчатого вала определяется относительно начала впрыска топлива в 1 -й цилиндр, последующие положения — поворотом коленчатого вала из I-го положения на углы 180, 360, 540 градусов.
Последовательность регулировки зазоров по цилиндрам в каждом из положений определяется порядком работы:
1-5 | 4-2 | 6-3 | 7-8 |
I | II | III | IV |
Последовательность операций при регулировке: 1-5 4-2 6-3 7-8
— снять крышки головок цилиндров;
— проверить затяжку болтов крепления цилиндров (рис. 9.7);
— расконтрить гайки крепления стоек коромысел, проверить затяжку (рис. 9.8);
Рис. 9.7. Проверка затяжки болтов головок цилиндров.
Рис. 9.8. Расконтрить гайки крепления стоек коромысел.
— оттянуть фиксатор на картере маховика, повернуть его на 90° и отпустить, при этом фиксатор под действием пружины установится в нижнее положение (рис. 9.9);
— снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком) (рис. 9.10);
Рис. 9.9. Установка фиксатора в глубокий паз.
Рис. 9.10. Проворот маховика.
— проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдёт в зацепление с маховиком. При этом указатель на корпуса ТНВД и метка на фланце полумуфты ведомой привода ТНВД должны совпадать (рис. 9.11). Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в 1-й цилиндр. При этом шпоночный паз на ведущей полумуфте должен находится в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра. Если риски не совпадают (находятся внизу), необходимо выводя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30° (всего на маховике 12 отверстий). Оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90° и установить в верхнее положение. Повернуть коленчатый вал по ходу вращения на 60°, установив его тем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров закрыты, штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от усилия руки.
Рис. 9.12. Положение полумуфты ведущей: 1 — шпонка; 2 — стяжной болт.
Рис. 9.13. Установка фиксатора в мелкий паз.
Рис. 9.11. Положение метки и указателя.
— проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать.
— для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отвёрткой, установить требуемый зазор. Придерживая винт отвёрткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием. Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть равен 33-41 Н-м (3,4-4,2 кгс-м). Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме проводить попарно в цилиндрах, соответствующих положениям II, III, IV.
— установить крышку люка сцепления; установить крышки головок цилиндров.
Пустить двигатель, прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть.
Проверка и регулировка зазора в электромагнитной муфге привода вентилятора
В процессе эксплуатации автомобиля периодически проверяйте и при необходимости регулируйте величину зазора между шкивом 3 и фрикционным диском муфты 2. Зазор должен составлять 0,6±0,1 мм.
Рис. 9.14. Регулировка зазоров между шкивом и фрикционным диском муфты.
Регулировку зазора (рис. 9.14) производите тремя подпружиненными регулировочными болтами 4, которые при вворачивании в резьбовые отверстия ступицы вентилятора упираются во фрикционный диск 2 и поджимают его к шкиву 3. Проверяйте зазор по всей окружности шкива.
При выходе из строя электромагнитной катушки диск 2 и шкив 3 можно временно соединить между собой механически путём сжатия их между собой тремя болтами М 8×20. Для этого, вращая вентилятор, совместите пазы 5 в диске 2 с резьбовыми отверстиями в шкиве 3, затем вверните в отверстия болты с пружинными и плоскими шайбами. При первой же возможности неисправную катушку замените, а болты выверните.
Обслуживание смазочной системы
Уровень масла проверять через 4…5 минут после останова двигателя