ХРАНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Организация и порядок хранения автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации представлен в «Руководстве по хранению бронетанкового вооружения и техники, автомобильной техники в вооруженных силах Российской Федерации», утвержденном приказом начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации № 22 от 18 октября 2005 г.
Автомобили Камаз 6560, которые не планируется эксплуатировать более трех месяцев, подлежат постановке на хранение. В том числе запчасти и принадлежности.
Правилами хранения автомобилей предусмотрены:
— консервация;
— техническое обслуживание в процессе хранения;
— проверка состояния и опробование автомобиля;
— переконсервация;
— замена эксплуатационных материалов.
Объем работ по хранению определяется в зависимости от условий (табл. 11.1) и видов хранения. Установлено 2 вида хранения автомобиля:
— кратковременное — до одного года;
— длительное — один год и более.
В процессе хранения основными климатическими и биологическими факторами, воздействующими на машины, являются: температура воздуха и ее изменение; относительная влажность воздуха; атмосферные осадки; ветер; конденсация влаги; солнечное излучение; коррозионно-активные агенты воздуха (хлориды, сернистый ангидрид, окислы азота); пыль; песок; грибы плесневые; бактерии; грызуны; насекомые, защита от воздействия которых, при хранении машин в воинской части, обеспечивается путем их консервации и герметизации.
Консервация машин и их составных частей — это защита поверхностей деталей и материалов от коррозии, старения и биологических повреждений, путем применения средств временной защиты (рабоче-консервационные и консервационные, горюче-смазочные материалы, ингибиторы коррозии и прочие материалы (табл. 11.2)) и восстановления средств постоянной защиты (химических, лакокрасочных покрытий, наносимых на поверхности деталей при их изготовлении).
Условия хранения автомобилей
Таблица 11.1.
Климатическая зона | Места хранения машин | Обозначение условий хранения |
Промышленно-морская | Неотапливаемое хранилище | Жм (Жесткие в промышленно-морской зоне) |
Открытая площадка, навес | ОЖм (Очень жесткие в промышленноморской зоне) | |
Жаркая | Неотапливаемое хранилище | Жж (Жесткие в жаркой зоне) |
Открытая площадка, навес | ОЖж (Очень жесткие в жаркой зоне) | |
Умеренная | Неотапливаемое хранилище | С (Средние) |
Открытая площадка, навес | Жу (Жесткие в умеренной зоне) | |
Все климатические зоны | Отапливаемые хранилища | Л (Легкие) |
Климатические зоны территории Российской Федерации и государств, сопредельных с Россией
Климатическая зона | Административно-территориальная единица |
Промышленноморская зона | Республика Саха (Якутия), Карелия, Приморский край, Архангельская, Ленинградская, Камчатская, Калининградская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, побережье морей (в полосе 100 км), территория умеренной и жаркой зон с высокой агрессивностью окружающей среды |
Жаркая зона | Астраханская область, сопредельных государств с Россией, расположенных в Средней Азии |
Умеренная зона | Остальные районы России, страны Закавказья |
Требования к автомобильной технике, содержащейся на хранении
1 Кратковременное хранение
Таблица 11.3
Наименование агрегатов, узлов, механизмов и систем | В хранилище | На открытой площадке | ||||
Умеренная зона (С) | Жаркая зона (Жж) | Промышленно-морская зона (Жм) | Умеренная зона (Жу) | Жаркая зона (ОЖж) | Промышленно-морская зона (ОЖм) | |
Машина | Очищена от пыли и грязи, проведено очередное техническое обслуживание | |||||
1 Двигатель (силовая установка) | Не законсервированы | |||||
1.1 Цилиндры двигателя | ||||||
1.2 Система питания | Не законсервированы | |||||
1.2.1 Топливные баки машин | Проверить состояние баков Не законсервированы | |||||
с бензиновым двигателем | ||||||
с дизельным двигателем | За полнены топливом | |||||
1.2.2 Воздушный фильтр | Не законсервирован | |||||
1.2.3 ТНВД и регулятор частоты вращения коленчатого вала | Не законсервирован | |||||
1.3 Система смазки | Полностью заправлена всесезонным маслом | |||||
1.4 Система охлаждения | Заполнена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью: летом — водой с трехкомпонентной присадкой; зимой — НОЖ «Тосол» | |||||
1.5 Система выпуска отработанных газов | Не законсервирована | |||||
1.6 Предпусковой подогреватель | Проверен, не законсервирован | |||||
2 Трансмиссия (силовая передача) | Картеры агрегатов заполнены всесезонными маслами | |||||
3 Ходовая часть | Не разгружается (за исключением загруженных машин) | |||||
3.1 Подвеска автомобиля | ||||||
3.1.1 Амортизаторы | Не законсервированы | |||||
3.2 Колеса | Не разгружены (за исключением загруженных машин) | |||||
3.3 Шины и резинотехнические изделия (детали) | Не защищаются | |||||
3.4 Гусеницы | Не защищены | Нанесен пленкообразующий состав | ||||
4 Тормозная система типа КамАЗ | Не законсервирована | |||||
5 Рулевое управление | Заполнен всесезонным маслом | |||||
5.1 Картер рулевого механизма | ||||||
5.2 Насос гидроусилителя руля | Заполнен всесезонным маслом | |||||
6 Электрооборудование | Не законсервирован | |||||
6.1 Генератор | ||||||
6.2 Аккумуляторные батареи | На машине | В аккумуляторной | ||||
7 Корпус, кабина и платформа | Не защищается | Защищается от попадания осадков внутрь корпуса машины | ||||
7.1 Корпус машины | ||||||
7.2 Кабина | Светонепроницаемые щиты на стекла внутри кабины не устанавливаются | |||||
7.3 Тент | Установлен на машине | Снят с незагруженной машины и хранится в закрытом помещении | ||||
8 Специальное оборудование | Картер редуктора заполнен всесезонным маслом | |||||
8.1. Лебедка | ||||||
8.2. Отопительновентиляционная установка | Проверена, Не законсервирована | |||||
9 3ИПО | Установлен на машине | Содержится (хранится) на складе воинской части | ||||
10 Укрывочные брезенты | Хранятся на стеллажах в хранилище | Установлены на машинах |
2 Длительное хранение
Таблица 11.4
Наименование агрегатов, узлов, механизмов и систем | В хранилище | На открытой площадке | ||||
Умеренная зона (С) | Жаркая зона (Жж) | Промышленно-морская зона (Жм) | Умеренная зона (Жу) | Жаркая зона (ОЖж) | -Промышленно морская зона (ОЖм) | |
Машина | Очищена от пыли и грязи, проведено техническое обслуживание №2 (периодическое ТО) | |||||
1 Двигатель (силовая установка) | Не законсервированы | Законсервированы | ||||
1.1 Цилиндры двигателя | ||||||
1.2 Система питания | Не законсервирована | Законсервирована | ||||
1.2.1 Топливные баки машин: | Проверить состояние баков, удалить отстой | |||||
— с бензиновым двигателем | Незаполненные баки законсервированы | |||||
— с дизельным двигателем | Заполнены топливом | |||||
1.2.2 Воздушный фильтр | Не загерметизирован | Загерметизирован | ||||
1.2.3 ТНВД и регулятор частоты вращения коленчатого вала | Не загерметизированы | Загерметизированы | ||||
1.3 Система смазки | Заправлена всесезонным или зимним рабоче-консервационным маслом (РКМ) | |||||
1.4 Система охлаждения | Заполнена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. | |||||
1.5 Система выпуска отработанных газов | Не загерметизирована | Загерметизирована | Загерметизирована, приемные трубы и глушитель смазаны графитной смазкой | |||
1.6 Предпусковой подогреватель | Проверен, не законсервирован | Законсервирован | ||||
2 Трансмиссия (силовая передача) | Картеры агрегатов заполнены всесезонными или зимними рабоче-консервационными маслами (РКМ) | |||||
3 Ходовая часть | Разгружена (не разгружается подвеска незагруженных автомобилей) | |||||
3.1 Подвеска автомобиля | ||||||
3.1.1 Амортизаторы | Не загерметизированы | Загерметизированы | ||||
3..2 Колеса | Не разгружены | Разгружены. Под балки мостов установлены подставки | ||||
3..3 Шины и резинотехнические изделия (детали) | Не защищаются | Окрашиваются | Не защищаются | |||
3.4 Гусеницы | Не защищены | Нанесен пленкообразующий состав | ||||
4 Тормозная система типа КамАЗ | Законсервирована летучим ингибитором ВНХ-Л-20 | |||||
5 Рулевое управление | Заполнен всесезонным или зимним РКМ | |||||
5.1 Картер рулевого механизма | ||||||
5..2 Насос гидроусилителя руля | Заполнен всесезонным или зимним маслом | |||||
6 Электрооборудование | Не загерметизирован | Укрыт от пыли | ||||
6.1 Генератор | ||||||
6.2 Аккумуляторные батареи | В аккумуляторной | |||||
7 Корпус, кабина и платформа | Герметизация и консервация проводится с использованием рабоче-консервационных масел, горюче-смазочных, консервационных и герметизирующих материалов | |||||
7.1 Корпус машины | ||||||
7.2 Кабина | Светонепроницаемые щиты на стекла внутри кабины не устанавливаются | На стекла внутри кабины устанавливаются светонепроницаемые щиты | ||||
7.3 Тент | Установлен на машине | С незагруженной машины снят и хранится в закрытом помещении | ||||
8 Специальное оборудование | Картер редуктора заполнен всесезонным или зимним РКМ | |||||
8.1 Лебедка |
8.2 Отопительновентиляционная установка | Проверена, не законсервирована | Законсервирована | |
9 ЗИП-О | Содержится на машине | Содержится (хранится) на складе воинской части | |
10 Укрывочные брезенты | Хранятся на стеллажах в хранилище | Установлены на машинах |
Перечень работ по постановке автомобилей и автомобильных базовых шасси на длительное хранение
Номер и содержание операции | Необходимость выполнения работ в климатических зонах | Применяемые инструменты и материалы | |||||
Хранилище | Открытая плошадка | ||||||
С | Жж | Жм | Жу | ОЖж | ОЖм | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 Технические обслуживания, проводимые при подготовке автомобилей к хранению | |||||||
1.1 ТО (ТО-2), согласно инструкций по эксплуатации автомобилей | + | + | + | + | + | + | — |
1.2 Дополнительные работы, проводимые при подготовке автомобиля к зимнему периоду эксплуатации | + | + | + | + | — | + | — |
2 Специальные работы (консервация), выполняемые в ПТОР | |||||||
Двигатель и его системы | |||||||
2.1 Проверить систему охлаждения на герметичность и исправность паровоздушного клапана пробки радиатора (расширительного бачка) | + | + | + | + | + | + | Согласно карт технологического процесса |
2.2 Очистить от продуктов коррозии поверхности радиатора (расширительного бачка), водяного насоса, вентиляторов, трубопроводов, жалюзи, провести полную или частичную окраску | + | + | + | + | + | + | Компрессор, шланг, щетка металлическая, кисть волосяная, модификатор ржавчины, ЛКП |
2.3 Очистить детали фильтров очистки топлива от продуктов коррозии и смолистых отложений (при необходимости фильтрующие элементы заменить), наружные поверхности фильтров окрасить | + | + | + | + | + | + | Компрессор, шланг, противень, кисть волосяная, инструмент водителя, модификатор ржавчины, ветошь, ЛКП |
2.4 Снять приводные ремни, очистить поверхности шкивов от продуктов коррозии и окрасить. Приводные ремни, имеющие трещины, расслоения заменить. Надеть ремни и отрегулировать их натяжение | + | + | + | + | + | + | Кисть волосяная, модификатор ржавчины, ЛКП, ветошь |
2.5 Проверить работоспособность пускового подогревателя и устранить выявленные неисправности | + | + | + | + | + | + | Согласно инструкциям по эксплуатации автомобилей |
2.6 Осмотреть резино-технические детали, шланги и патрубки, имеющие расслоения с торцов, вздутия, трещины (более 1 мм), заменить. При помощи модификатора ржавчины удалить коррозию с поверхности стяжных хомутов | + | + | + | + | + | + | Кисть волосяная, модификатор ржавчины, инструмент водителя, ветошь |
2.7 Нанести защитное покрытие на резинотехнические детали | — | — | — | — | + | — | Кисти, емкость для краски, лак ПФ-283, пудра ПАК-4 |
2.8 Выполнить работы по консервации заправленных топливных баков: проверить состояние внутренних полостей топливных баков; при обнаружении коррозии слить топливо, баки снять, обработать модификатором ржавчины до полного удаления очагов коррозии; наружные поверхности баков окрасить, установить на место и заправить топливом. Заполнить с помощью топливоподкачивающего насоса (бензонасоса) систему питания двигателя топливом | + | + | + | + | + | + | Эндоскоп, канистры, бочки по количеству топлива, воронки, ведра, компрессор, краскораспылитель, ЛКП, модификатор ржавчины, ветошь, кисть волосяная |
Продолжение таблицы 11.5.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2.9 Вывернуть свечи электрофакельного устройства (ЭФУ), промыть, продуть сжатым воздухом фильтры и жиклеры факельных свечей, резьбовую часть свечей смазать моторным рабоче-консервационным маслом, установить свечи на место (неисправные свечи заменить), покрыть наконечники электропроводов свечей тонким слоем лака. | + | + | + | + | + | + | Инструмент водителя, компрессор, шланг, кисть волосяная, растворитель, лак БТ-577 |
2.10 Нанести 5-6 капель рабоче-консервационного масла на кожухи тросов ручного привода аварийного останова двигателя и ручного управления подачей топлива, жалюзи радиатора; переместить 5-6 раз на полный ход рукоятки приводов и поставить их в исходное положение. На автомобилях с установленной шторкой радиатора смазать рабоче-консервационным маслом трос и шарнирные соединения привода шторки. Жалюзи радиатора закрыть. | + | + | + | + | + | + | Масленка для жидкой смазки, моторное рабоче-консервационное масло, ветошь |
Ходовая часть | |||||||
2.11 Демонтировать шины колес, ободья очистить от продуктов коррозии, обработать модификатором ржавчины и окрасить, при обнаружении дефектов на шинах устранить их, нанести на внутреннюю поверхность шин тальк, смонтировать колеса | + | + | + | + | + | + | Стенд для снятия шин с дисков колес, компрессор, шланг с наконечником, краскораспылитель, щетка металлическая, кисть волосяная, модификатор ржавчины, ключи специальные, ЛКП, тальк, ветошь |
2.12 Осмотреть состояние шин, при обнаружении на шинах порывов демонтировать их, устранить дефекты, нанести на внутреннюю поверхность тальк, смонтировать колеса, накачать шины, доведя давление в них до нормы | + | + | + | + | + | — | Стенд для снятия шин с дисков колес, ключи специальные, тальк, ветошь |
2.12.1 При установке колес на место смазать резьбу шпилек и гаек колес рабоче-консевационным маслом. Колесные краны установить в положение «Закрыто» | + | + | + | + | + | + | Рабоче-консервационное трансмиссионное масло |
Тормозная система | |||||||
2.13 Проверить состояние колодок и стяжных пружин, очистить внутренние и наружные поверхности барабанов, опорные диски, тормозные колодки от продуктов коррозии, окрасить, смазать рабоче-консервационной смазкой втулки и оси тормозных колодок, подшипники валов, разжимных кулаков, направляющих поршней тормозных камер типа 20, 20/20, 24/24. Очистить от нагара втулки и вал заслонки вспомогательного тормоза | + | + | + | + | + | + | Съемники, инструмент водителя, щетка металлическая, кисть волосяная, модификатор ржавчины, смазка Литол 24(РК) (Ли-тол-24), эмаль черная, ветошь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2.14 Краны воздушных баллонов разобрать, очистить, смазать консервационной смазкой, установить в положение «Закрыто». Слить спирт из предохранителя от замерзания пневматического привода и сдать на склад. Снять корпус предохранителя от замерзания, промыть внутреннюю поверхность и при наличии коррозии обработать модификатором ржавчины. Осмотреть фитиль фильтра (при необходимости фитиль промыть или заменить). Собрать предохранитель от замерзания, шток предохранителя поставить в верхнее положение. Промыть масловлагоотделитель. Фильтр регулятора давления снять, промыть, просушить и установить на место | + | + | + | + | + | + | Инструмент водителя, модификатор ржавчины, растворитель, герметик (ТУ 6-10-1010-80) |
Рулевое управление | |||||||
2.15 Слить масло, промыть систему гидроусилителя руля, заполнить систему маслом, очистить от грязи и коррозии поверхности силового цилиндра и других деталей гидроусилителя руля и подъемника запасного колеса, обработать модификатором ржавчины, окрасить | + | + | + | + | + | + | Щетка металлическая, кисть волосяная, масло для гидросистем рулевых управлений, ведро (противень), эмаль черная, модификатор ржавчины, ветошь |
Электрооборудование | |||||||
2.16 Осмотреть электропровода, удалить с изоляции нефтепродукты, проверить состояние и затяжку всех зажимов электропроводки. Очистить штепсельные разъемы, проверить заделку экранирующей оплетки на концах проводов | + | + | + | + | + | + | Инструмент водителя, изоляционная лента, растворитель, ветошь |
2.17 Покрыть поверхности зажимов электропроводки тонким слоем лака | — | — | — | — | — | + | Лак БТ-577, кисточка |
2.18 Проверить состояние светомаскировочных устройств, осветительных и светосигнальных приборов, снять наружные ободки и рассеиватели фар, фонарей, очистить поверхности от пыли, грязи и продуктов коррозии (обработать модификатором ржавчины). Окрасить внутренние поверхности корпусов приборов и ободков. Резьбовую часть крепежных и регулировочных винтов смазать рабоче-консервационным маслом. Крышки СМУ фар опустить в нижнее положение | + | + | + | + | + | + | Кисть волосяная, модификатор ржавчины, инструмент водителя, эмаль черная, ветошь |
2.18а Рассеиватели фар и задних фонарей, на которых не установлены СМУ, закрыть чехлами из плотной ткани. Ослабить на 1-1,5 оборота гайку крепления лампы фар (разгерметизировать фары) | — | — | — | + | + | + | Ткань ТГУ (ТТ), ножницы, отвертка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Кабина, платформа и оперение | |||||||
2.19 Смазать рабоче-консервационным маслом шарнирные соединения запорного механизма кабины, застежек капота, петли и замки дверей кабины, инструментальных ящиков, бортов платформы, а консервационной смазкой — открытые участки резьбовых соединений | — | — | + | + | + | + | Моторное РКМ, масленка для жидкой смазки |
2.20 Удалить воду из бачка, трубопроводов и насоса омывателя ветровых стекол кабины. Бачок промыть, систему продуть | + | + | + | + | + | + | Насос для накачки шин, ветошь |
Дополнительное оборудование | |||||||
2.21 Выполнить работы по консервации лебедки; размотать трос на всю длину, очистить от грязи и продуктов коррозии, обработать по необходимости модификатором ржавчины редуктор, механизм отключения тросоукладчика, ходовой винт, направляющие валы, цепь тросоукладчика, барабан и трос, смазать консервационной смазкой неокрашиваемые поверхности; смазать графитной смазкой трос лебедки (оцинкованный трос не смазывать), намотать трос под нагрузкой на барабан лебедки, окрасить поверхности деталей и узлов лебедки |