3.1.5 Ремонт раздаточной коробки VG 1600/300
3.1.5.1 Разборка раздаточной коробки
Разборку раздаточной коробки ведут на специальном поворотном стенде (Рис. 405) и начинают со стороны привода входного вала. Предварительно должно быть слито масло в специальную емкость. Поворотный стенд позволяет вращать раздаточную коробку относительно оси, перпендикулярной осям валов. Крепление к фланцу стенда производят через отверстия в корпусе раздаточной коробки. Присоединительная резьба М16×2,0; глубина резьбовых отверстийпримерно30 мм. При этом используют специальную сварную плату, эскиз которой показан на Рис. 406.
Указание:
Для отворачивания гаек валов, сначала фиксируют их фланцы двухзвенным рычагом захватом с подвижным — раздвижным звеном двумя болтами с гайками, как показано на фотографии для входного вала. Затем головкой размером под ключ 55 мм (или 65 мм) отворачивают гайки фланцев.Момент затяжки1080 Н*м.
Аналогично отворачиваются остальные гайки валов.
— Двуплечим съемником спрессовывают фланец выходного вала привода заднего моста.
— Оборачивают пневмогайковертом болты задней крышки входного, промежуточного и выходного вала привода задней оси.
— Снимают крышки промежуточного и выходного валов привода задней оси, крышку и стопорное кольцо поршня механизма переключения передач. Замечание: Крышки при демонтаже — для разъединения от привалочной плоскости — легко постукивают пластмассовым или медным молотком.
— Разжимая стопорное кольцо, снимают зубчатый венец тахометра. Внимание: Соединение между зубчатым венцом тахометра и промежуточным валом раздаточной коробки происходит посредством шарика. При разборке шарик удаляется магнитом.
— Отвернув болты крепления задней крышки выходного вала привода задней оси, также легким постукиванием по ее корпусу омедненным (пластмассовым) молотком, снимают крышку вместе с сальниковым уплотнением.
— Удаляют регулировочные кольца задних подшипников. Снимают цилиндр механизма переключения.
— Специальным приспособлением, отворачивают круглую гайку промежуточного вала.
— Затем приспособлением такой же конструкции отворачивают круглую гайку входного вала.
— На хвостовик выходного вала привода заднего моста наворачивают штатную гайку.
— Отворачивают болты крепления крышки раздаточной коробки к корпусу.
— Поворачивают на стенде коробку в рабочее вертикальное положение и ставят на два болта промежуточный фланец задней крышки входного вала.
-Поворачивают раздаточную коробку валами в вертикальное положение входным фланцем привода переднего моста, снимают гайку фланца и сам фланец съемником.
— Аналогично демонтируют гайку и фланец входного вала.
— Отворачивают болты крепления крышек входного и промежуточного валов и снимают их легким постукиванием пластмассовым молотком.
— Отворачивают гайки крепления крышки привода переднего моста.
— Снимают крышки промежуточного вала и переднего моста.
— Демонтируют корпус цилиндра механизма переключения передач.
— Демонтируют устройство регулировки механизма переключения передач (гайку и контргайку).
— Сняв поршень механизма переключения, ослабляют болты крепления крышки раздаточной коробки.
— С помощью монтажных рычагов снимают переднюю крышку вала привода переднего моста в сборе с валом.
— Солнечная шестерня с валом привода переднего моста с вилкой и полумуфтой остаются в крышке.
— Удалив болты крепления крышки к картеру, вворачивают специальный рым-болт в центральное резьбовое отверстие. Замечание:1 — в эти отверстия вворачиваются болты для снятия стакана с внутренним кольцом роликового конического подшипника дифференциала.
— Подъемным устройством снимают переднюю крышку.
— В картере коробки остаются входной — 1 и промежуточные — 2 валы, внутренние кольца конических подшипников, дифференциал в сборе с полумуфтой — 3, шток механизма переключения передач — 4 и маслозаборный экран — 5.
— Отворачивая два стопорных болта вилки переключения передач, замечают положение вилки (например, по номеру детали) вынимают шток, а затем вилку.
— На входной вал устанавливают вместо гайки приспособление с захватом под крюк.
— Снимают входной вал.
— Вворачивают в выходной вал удлинитель с гайкой, демонтируют выходной вал привода заднего моста в сборе.
— В картере коробки остается стакан с внутренним кольцом роликового конического подшипника, шариковый и цилиндрический подшипники, а также промежуточный вал в сборе.
— В то время, когда вал привода заднего моста находится в вывешенном положении демонтируют маслозаборник дифференциала.
— На выходной вал привода заднего моста наворачивают обратным образом, гайку крепления фланца.
— Устанавливают группу дифференциала в сборе на стол для последующей разборки.
— Устанавливают приспособление с полукольцами.
— Демонтируют промежуточный вал.
— Снимают экран промежуточного вала.
— Выпрессовывают цилиндрический и шариковые подшипники оправкой.
— Зачищают все поверхности от следов Лок-тайда.
— С помощью оправки с удлинителем выпрессовывают наружное кольцо цилиндрического подшипника.
3.1.5.2 Разборка промежуточного вала
— Промежуточный вал устанавливают на стол и закрепляют специальное приспособление за бурт цилиндрического подшипника.
— При помощи двуплечего съемника, снимают внутренние кольца цилиндрических подшипников.
3.1.5.3 Разборка входного вала
— Двуплечим съемником спрессовывают с входного вала ведущую шестерню понижающей передачи вместе с подшипником.
— Демонтируют муфту переключения передач.
— В центральной части муфты имеется проточка нейтрального положения.
Аналогично, используя двуплечий съемник (зацепляя за ведущую шестерню повышающей передачи), спрессовывают внутреннее кольцо конического подшипника входного вала с другой стороны.
3.1.5.4 Разборка межосевого дифференциала
— Снятие механизма межосевого дифференциала в сборе проводят используя дистанционную проставку с навинченной на один ее конец шайбой с захватом.
— Осаживают головки болтов ударами молотка.
— Отворачивают 12 болтов крепления косозу-бой шестерни к водилу.
— Ввернув равномерно три болта M10x60, отжимают шестерню от привалочной плоскости водила.
-В торцевой плоскости шестерни дифференциала остаются запрессованными шесть установочных штифтов. Таким образом, из коронной шестерни, связанной с валом привода заднего моста замочным разрезным кольцом демонтируется водило и пять сателлитов в сборе.
— В расточке вала привода заднего моста остается роликовый цилиндрический подшипник, наружное кольцо которого зафиксировано обжатием в 3-х точках специального штампованного стакана.
— Штампованное маслоудерживающее кольцо с наружным кольцом конического подшипника в сборе остается на шестерне.
— Производят демонтаж стопорного кольца коронной шестерни.
— Видны неполные зубья коронной шестерни месте соединения с валом привода заднего моста.
— Перед разборкой замечают положение осей сателитов, например, цветным фломастером
— Водило с сателлитами в сборе разбирают, утапливая подпружиненные фиксаторы осей сателлитов, со стороны наружной цилиндрической поверхности.
— Элементы сопряженных деталей сателлитов: две шайбы и два игольчатых сепараторных подшипника.
— Подпружиненный цилиндрический фиксатор оси сателлита, остается в его углублении.
— Удаление легковыпадаемых в картер элементов (шариков, сухарей и т.д.) легко осуществляется магнитом с гибким удлинителем.
— Для монтажа оси необходимо утопить фиксатор.
— Сборка дифференциала осуществляется в обратной последовательности, при этом выходной вал задней оси устанавливают вертикально, закрутив предварительно обратной стороной гайку фланца.
— В картер раздаточной коробки устанавливают вал привода задней оси с дифференциалом в сборе. Раздаточная коробка закрывается крышкой. Примечание:перед установкой крышки из нее удаляется наружное кольцо подшипника промежуточного вала.
— При установке наружного кольца цилиндрического роликового подшипника промежуточного вала, кольцо вначале устанавливают в специальную оправку.
— А затем аккуратными ударами через дистанционную оправку кольцо цилиндрического подшипника садят «на место».
— Таким образом, наружное кольцо с роликами без труда сопрягается с внутренним кольцом, установленным на промежуточном валу.
— При сборке валов в картер коробки стандартные крышки промежуточного и входного вала крепят только двумя болтами в 2-х противоположных точках.
— Проводят все необходимые измерения индикаторным нутромером в крышках — углубление.
— Выступание кольца подшипника в корпусе.
— В крышку промежуточного вала устанавливают сдвоенные сальники, используя приспособление.
3.1.5.5 Демонтаж и установка крышки привода переднего моста
— Вначале снимают переднюю гайку и фланец привода переднего моста, а затем корпус механизма блокировки.
— Отвинчивают гайку, контргайку и снимают внутреннюю крышки. Сняв замочное кольцо на штоке, осторожно демонтируют поршень и пружину.
— На ручном прессе спрессовывают вал.
— Затем демонтируют полумуфту со штоком.
Сборка узла уплотнения (сдвоенных сальников) аналогична ранее описанной.
При сборке механизма блокировки дифференциала учитывают следующее: между поршнем и буртом штока находится регулировочное кольцо, которое поставляется четырех размеров:
t1= 18 х 25 х 0,2 мм
t2= 18 х 25 х 0,4 мм
t3= 18×25 х 1,0 мм
t4= 18 х 25 х 1,8 мм
для выбора нужной толщины кольца, цилиндр механизма временно ставят на место, крепят двумя болтами и замеряют расстояние от торца штока до плоскости корпуса цилиндра.
Затем поршень снимают, цилиндр обезжиривают, покрывают привалочную плоскость жидким локтайдом и ставят все на место. При каждой сборке ставит новые детали:
—резиновые кольца; манжету; разрезные кольца. Разрезное кольцо имеет с одной стороны плоскую поверхность, с другой закругленную. Правило установки: плоская — ставится к восприятию нагрузки.
— При установке поршня используют дистанционную цилиндрическую втулку с гайкой на штоке.
3.1.5.6 Установка натяга выходного шарикового подшипника
—Нагревают внутреннее кольцо техническим феном (температура воздуха 500oC), время нагрева приблизительно 5 мин.Отмечают фломастером на корпусе положение штифта в стакане.
— Отмечают фломастером паз на наружном кольце подшипника.
— Ставят подшипник при совмещенных метках.
— Досылают наружное и внутреннее кольца до правильной посадки (до упора).
— Устанавливают цилиндрический роликовый подшипник.
— Замеряют трехкатно: утопление наружного кольца в корпусе -x1; выступания бурта крышки — x2. Определяют зазор (натяг), равный толщине дистанционного кольца A=(x1-x2)+0,01 мм.
3.1.5.7 Регулировка механизма переключения передач
— Устанавливают цилиндр механизма переключения.
— Устанавливают поршень для включения понижающей передачи. Подводят воздух для включения понижающей передачи. Выкручивают регулировочный винт и смазывают Локтайдом.
— Заворачивают регулировочный винт до упора + 0,5 оборота.
— Переходят на нейтраль.
— Регулируют подводом воздуха повышающую передачу, используя регулировочный винт на крышке корпуса механизма.
3.1.5.8 Регулировка блокировки переднего моста
— Устанавливают промежуточный фланец и крепят его двумя болтами, при этом шток переместится внутрь приблизительно на 5 мм. Нагревают фланец привода переднего моста, устанавливают его на вал и крепят гайкой (вначале без Локтайда). Монтажными лопатками, упираясь во фланец, проверяют включение блокировки.
— При удовлетворительном результате гайку сгоняют до плоскости, доворачивают еще на 1/3 оборота и ставят глухую гайку. Проверяют вращение валов. Глухую гайку ставят на Локтайд.
— Отвернув два болта, приподнимают промежуточный фланец и смазывают под ним смазкой Дирко по периферии привалочной плоскости.
— Смазав Локтайдом, ставят корпус.
-Установив переходник подвода воздуха, подают его и убеждаются в правильности регулировки.
— Устанавливают датчик включения блокировки, уплотняя его медным кольцом. Датчик имеет две последние цифры 80, в отличие от датчика включения передач, имеющего две последние цифры 90.
3.1.5.9 Установка датчика включения блокировки
1.Подавая воздух и вращая вал привода переднего моста, ставят полумуфту включения моста в положение «зуб на зуб». При этом в торец корпуса цилиндра механизма блокировки, ввернут и уплотнен медной прокладкой датчик — выключатель блокировки.
2.Замыкая цепь датчика, убеждаются в наличии цепи (контакты замкнуты).
3.При отсутствии воздуха — цепь разрывается (контакты датчика размыкаются).
4.Давление воздуха приблизительно 7 атм.
3.1.5.10 Проверка осевых зазоров валов
— Вал привода заднего моста (зазор в подшипниках дифференциала). Устанавливают крышку вала привода переднего моста, закрутив на две гайки. С помощью специальной оправки защищают комбинированное уплотнение этой крышки.
— Вворачивают дистанционный стержень в резьбу водила по его оси с навернутым плоским фланцем с выходной стороны.
— Устанавливают индикаторную головку на фланец стержня.
— Усилием приблизительно 10 кг двумя монтажными лопатками перемещают выходной вал в сборе, фиксируя осевой зазор. Он должен быть приблизительно 0,05 мм.
— Так выглядят все вспомогательные приспособления.
3.1.5.11 Проверка осевого зазора подшипников промежуточного вала
— Задняя крышка установлена на два болта. База индикатора — торец крышки. Ножка индикатора упирается в торец вала.
— Перемещая вал за проточки двумя монтажными лопатками, измеряют зазор. Он должен быть приблизительно 0,05 мм.
3.1.5.12 Проверка осевого зазора подшипников входного вала
— Навернув фланцевую гайку на входной вал, базируют индикатор на крышке промежуточного вала.
— Опираясь монтажными лопатками в корпус за фланцевую гайку, перемещают вал и определяют осевой зазор. Он должен быть в пределах 0,06-0,012 мм.
3.1.5.13 Устройство масляного насоса
— Задняя крышка первичного вала для размещения в ней масляного насоса.
— В крышку устанавливается корпус насоса.
— Так выглядит разобранный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления
— Крышка насоса располагается в задней крышке первичного вала.
— При разборочных работах фиксируется взаимное расположение деталей. Крепление корпуса насоса осуществляется четырьмя винтами с потайными головками. Размер под ключ — 5 мм. Совпадение резьбовых соединений возможно только в одном положении.
— Два выступающих болта с цилиндрическими головками служат установочными (направляющими) при монтаже крышки насоса.
— В собранном виде детали насоса крышки устанавливают на жидкую прокладку Локтайд.
3.2 Особенности конструкции раздаточной коробки VG -2700
Межцентровое расстояние 400 мм, обозначение — 7131 (последняя цифра 1 — означает, что раздаточная коробка с дифференциалом). Некоторые габаритные и справочные размеры даны на Рис. 408.
Конструкция дифференциала аналогична коробке VG -1600
Коробка комплектуется масляным насосом, механизм переключения передач — пневматический, трехпозиционный, фиксация в нейтрали — тремя шариками диаметром 10 мм с пружинами. При буксировке используют только нейтральное положение. Механизм блокировки дифференциала оснащен пружиной.
Особенность конструкции заключается в следующем:
— наличием стяжного болта соединяющего корпус и крышку раздаточной коробки, с тремя насечками на цилиндрической части для исключения его вибрации и поломки;
— гайка входного вала имеет размер под ключ — 75 мм (других валов — 65 мм);
-крышка картера вала привода переднего моста отлита вместе с корпусом;
-наличие системы смазки трущихся деталей;
— установки выходного вала привода заднего моста на сферический двухрядный роликоподшипник непосредственного в корпус наружным кольцом;
-отсутствие цилиндрического подшипника в расточке вала привода заднего моста;
-установки датчика частоты вращения на промежуточном валу с торцевыми зубьями;
Система смазки выполняется по одной из двух схем:
-без охладителя смазки (радиатор);
-с охладителем;
Схема системы смазки с охладителем приведена на Рис. 407.
Включает:
-маслонасос:
— предохранительный и редукционный клапан на давление 0,2 и 0,5 бар;
— обратный клапаны 2 шт.:
— охладитель;
— дросселирующие жиклерыдиметром 3,5 и 5 мм;
— трубки масляныедиаметром 12×1 мм — 2 шт. и 15×1 мм-1 шт;
— масляную ванну с карманами для масла.
Два обратных клапана на всасывающей линии обеспечивают работу системы при движении как передним, так и задним ходом.
Рис. 407 Система смазки раздаточной коробки VG 2700
3.2.1 Особенности разборочно-сборочных работ раздаточной коробки VG-2700
— Общий вид раздаточной коробки VG-2700 со стороны выходного вала привода заднего моста.
— Разборку коробки начинают со снятия фланца привода заднего моста, открутив гайку крепления фланца.
— Демонтируют крышку вала привода заднего моста.
— Отвернув четыре болта, снимают крышку промежуточного вала и снимают болты крепления задней крышки входного вала и промежуточного вала.
— Устанавливают на три болта корпус съемника выходного вала, демонтируют обратные клапана системы смазки.
— Для снятия вала привода заднего моста вворачивают винт.
— Демонтируют крышку — корпус редукционного и предохранительного клапана.
— Отвертками отжимают крышку корпуса масляного насоса.
— Демонтируют крышку вместе с масляным насосом. Магнитом удаляют шарик привода шестерни масляного насоса.
— Удаляют стяжной болт соединения корпуса и крышки.
— Спрессовывают фланец привода вала переднего моста.
— Спрессовывают фланец входного вала.
— Снимают крышку механизма переключения передач.
— Демонтируют корпус механизма.
— Отвернув болты соединения крышки и корпуса, закрепив специальные приспособления снимают крышку раздаточной коробки.
— Хорошо видны: Вал привода переднего моста в сборе; масляная трубка с пустотелыми болтами подвода масла к переднему подшипнику входного валадиаметра 12×1 мм; отверстие стяжного болта крышки и корпуса раздаточной коробки.
— Выкручивают пустотелые болты крепления в корпусе масляной трубкидиаметра 15×1 мм.
— Демонтируют масляную трубку.
— Демонтируют вилку переключения передач.
— Хорошо видны шесть выступов на промежуточном валу индукционного датчика скорости.
— Устанавливают на первичный вал гайку -захват.
— Снимают входной вал в сборе.
— Установив дистанционный стержень, ввернув его в корпус водила, с помощью кран-балки вывешивают выходной вал привода заднего моста. С помощью гайки-захвата спрессовывают выходной вал привода заднего моста из сферического подшипника и поднимают группу выходного вала с дифференциалом в сборе.
— Специальным приспособлением демонтируют промежуточный вал в сборе.
— При случайном повороте внутреннего кольца сферического двухрядного подшипника выходного вала.
— Оно легко становится на место аккуратным центрированием роликов относительно сферической поверхности наружного кольца.
— Вид на внутреннее коническое кольцо с роликами подшипника дифференциала в корпусе раздаточной коробки. Примечание:Для снятия внутреннего кольца с роликами подшипника дифференциала со стороны сферического подшипника предусмотрены два резьбовых отверстия, через которые вворачивают два болта и отжимают внутреннее кольцо подшипника.
— Сборка раздаточной коробки связана с проверкой зазора в подшипниках дифференциала и других валов, аналогично проверки зазора раздаточной коробки VG — 1600/300.
3.3 Раздаточная коробка VG-2000, особенности конструкции
В декабре 2004г. на автомобили «КАМАЗ-63501» «Мустанг» стали устанавливать раздаточную коробку VG-2000, которые также выпускаются двух вариантов с межосевым расстоянием входного и выходного валов А=300 и А= 396 мм.
Технические характеристики коробок VG-2000 приведены в Таблица 52
Таблица 52
Параметр | А=300 мм | А=396 мм | ||
Максимальный входной момент вала, Н*м | 25.000 | 25.000 | ||
Максимальные обороты входного вала,об/мин | 2800 | 2800 | ||
Передаточные числа | высшая | 0,89 (0,72) | высшая | 0,89 (0,72) |
низшая | 1,536 | низшая | 1,536 | |
Вес, включая межосевой дифференциал,кг | 355 | 350 | ||
Вес, без межосевого дифференциала,кг | 335 | 330 | ||
Количество масла, в л.: С дифференциалом Без дифференциала | 8,41 9,01 | 6,51 7,11 | ||
Применяемое масло | SAE 90 согласноMIL-L-2105-API-GL4 | SAE 90 согласноMIL-L-2105-API-GL4 |