Техническая характеристика
Механизм коробки передач
КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ
На автомобилях КАМАЗ-4350, -5350, -53501,-53504 устанавливаются коробки передач модели 154, на автомобиле КАМАЗ-43501 применяется коробка передач модели 141, на автобусах НЕФАЗ коробка модели 142, на автомобилях КАМАЗ-6350 и -6450 используется коробка передач модели 161.
Коробка передач модели 154 — механическая, трехходовая, десятистуиенчатая, состоит из основного редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Коробка передач модели 161 состоит из основного четырехступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.
Коробка передач модели 142 — механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.
Коробка передач 152 — десятистуиенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.
1 КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 141,142, 152, 154, 161
1.1 КПП 141,142
1.1.1 Техническая характеристика
Коробки передач имеют пять передач для движения вперед и одну передачу для движения назад. Ниже приведены передаточные числа коробок передач. Модель двигателя 740.11-240 (740.31-240).
Номерпередачи | Модель коробкипередач | |
141 | 142 | |
Передаточныечисла в коробках на передачах: | ||
первой | 5,62 | 7,82 |
второй | 2,89 | 4,03 |
третьей | 1,64 | 2,50 |
четвертой | 1,00 | 1,53 |
пятой | 0,724 | 1,00 |
заднегохода | 5,3 | 7,38 |
На коробке передач установлен выключатель фонаря заднего хода. Фонарь загорается при включении передачи заднего хода.
Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между штоками установлен замок шарикового типа, а от случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при движении в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохранитель. Манжеты, установленные в крышках первичного и вторршного валов, предохраняют внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и грязи и предотвращают утечку масла. Особенность КПП модели 141 состоит в том, что она имеет высшую передачу -ускоряющую.
Таблица 5 Размеры деталей и допустимый износ
Наименование параметра | Номинальный, мм | Допустимый, мм |
Картер коробки передач | ||
Диаметр отверстия под подшипник: задний первичного вала заднийвторичного вала передний промежуточного вала | 150,000… 150,040 150,000… 150,040 120,000…120,035 | 150,055 150,055 120,050 |
Диаметр отверстия под стакан заднего подшипника промежуточноговала | 120,000… 120,035 | 120,050 |
Диаметр отверстия под задний конец оси блока зубчатых колес заднегохода | 32,000…32,027 | 32,027 |
Первичный вал | ||
Диаметршейки под передний подшипник | 24,992…24,978 | 24,960 |
Диаметршейки под задний подшипник | 59,990…60,010 | 59,985 |
Диаметр отверстия под передний подшипник вторичноговала | 77,500…77,520 | 77,53 |
Вторичный вал | ||
Диаметршейки под передний подшипник | 40,003…40,020 | 39,998 |
Диаметр шейки под втулку зубчатого колеса четвертойпередачи | 63,010…63,030 | 63,005 |
Диаметр шеек под роликовые подшипники зубчатых колес второй итретьей передач | 80,977…81,000 | 80,957 |
Диаметршейки под втулку зубчатого колеса заднего хода | 70,990…71,010 | 70,985 |
Толщина упорной шайбы зубчатого колеса четвертойпередачи | 6,962… 6,987 | 6,935 |
Наружный диаметрвтулки зубчатого колеса четвертой передачи | 72,168…72,188 | 72,148 |
Наружный диаметр втулок зубчатых колес» первой и передачиз/хода | 80,977… 81,000 | 80,957 |
Толщина упорной шайбы зубчатого колеса первой передачи | 4,920… 5,000 | 4,870 |
Внутренний диаметр отверстия зубчатого колеса четвертойпередачи | 83,236…83,271 | 83,291 |
Диаметршейки под втулку зубчатого колеса заднего хода | 70,990…71,010 | 70,985 |
Диаметршейки под задний подшипник | 59,990…60,010 | 59,985 |
Ширина паза каретки синхронизатора второй и третьей передач подсухари вилки переключения | 11,200… 11,320 | 11,450 |
Ширина паза муфты включения первой передачи и передачи заднегохода под втулку переключения | 15,200…15,320 | 15,500 |
Промежуточный вал | ||
Диаметршейки под передний подшипник |