КПП 154. Ремонт. Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ

1.3 КПП 154

1.3.1 Техническая характеристика

Передаточные числа

Ш-7,82411-1,53

1В-6,384B-L25

2Н-4,035Н-1.00

2В-3,295В- 0,815

ЗИ — 2,5ЗХН — 7,38

2В — 2,04ЗХВ — 6,02

Подшипники валов

шариковые, роликовые коническиеоднорядные

Подшипникишестерен

роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшипник шес­терни четвертой передачи без сепаратора

Синхронизаторы

инерционного типа,пальчиковые, с латунными конусными кольцами

Шестерни

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизаднего хода, постоянного зацепления

Система смазывания

комбинированная. Все детали смазываетсяразбрызгиванием,под­шипники шестерен коробки передач и делителя имеют, крометого, дополнительную подпитку от маслонагнетающегоустройства

Отбор мощности

от основной коробки передач с двух сторон черезлюки по ГОСТ 12323; с правой стороны- от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — отзубчатого венца шестерни заднего хода промежу­точноговала

Управление коробкой пере­дач

механическое, с дистанционным приводом дляосновной коробки и пневмомеханическое преселекторное дляделителя

1.3.2 Механизм коробки передач

Десятиступенчатая коробка передач модели 154 (Рис. 38) состоит из основной пяти­ступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя 46 пере­дач.

Основная пятиступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточ­ный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центри­рующей поверхностью для картера делителя. Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме зад­него подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыль­ником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую за­прессована ось 19 (Рис. 38) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует выте­канию смазки.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части карте­ра в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий метал­лические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забра­сывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

Рис. 38 Коробка передач десятиступенчатая модели 154

1 — вал ведущий делителя; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регули­ровочные; 4 — подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 — вал ведущий КП; 6 — гайка кольцевая; 7 -шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника ведущего вала КП;11 — роликовый подшип­ник; 18 — опора рычага переключения передач; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20 — шайбы упорные; 21 блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт со штифтом; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26 — прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 — роликоподшип­ник задний ведомого вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка креп­ления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 36 — крышка подшипника; 37 — роликоподшипник; 40 -вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал ведомый; 43 — коробка передач основная пятиступен­чатая; 45 — прокладка уилотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления.

Ведущий вал коробки передач (Рис. 39) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо 4 которого запрессовано во внут­реннюю полость вала

Детали 7, 8, 11 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием поя­ска в пазы вала (Рис. 38).

Рис. 39 Ведущий вал в сборе

1 — вал первичный; 2 — колыдо;3 — кольцо внутрен­нее с сепаратором и роликами подшипника; 4 -кольцо наружное подшипника.


Рис. 40 Промежуточный вал в сборе

1 — вал промежуточный; 2 — шестерня третьей передачи; 3 — шестерня четвертой передачи; 4 — шестерня привода промежуточного вала; 5 — втулка распорная; 6 кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника.


Промежуточный вал 1 (Рис. 40) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 треть­ей и четвертой передач и шестерня 4 привода промежуточного вала.

Ведомый вал 16 (Рис. 41) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соос-но с ведущим валом.

Рис. 41 Ведомый вал в сборе

1 — кольцо упорное; 2 — подшипник передний роликовый;3 — синхронизатор IVи Vпередач; 4 — кольцо упорное; 5-ролики подшипника IVпередачи; 6 — втулка шестерни IVпередачи;7 — шестерня IIIпередачи; 8 — подшипник ро­ликовый; 9 — синхронизатор IIи IIIпередач; 10 — шестерня IIпередачи; 11 — шестерня заднего хода: 12 — муфта включения I передачи и заднего хода; 13 — втулка шестерни Iпередачи; 14 — шестерня Iпередачи; 16 — вал ведо­мый; 17 — втулка шестерни заднего хода; 18 — шестерня IVпередачи; 19 — пружина: 20 — втулка промежуточная; 21 — шпонка замковая

На переднем конце вала установлен подшипник 2, наружная обойма которого установ­лена в ведущий вал (поз. 4 на Рис. 39). Все шестерни вала установлены на роликовых подшип­никах, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шес­терни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замко­вой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, располо­женным на ведущем валу.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Рис. 43 Замок и фиксаторы механизма

Рис. 42 Механизм переключения передачпереключения

1 — заглушка; 2 — крышка верхняя коробки передач; 3 — 1 — шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 —

вилка переключения IVи Vпередач; 4 — винт устано- пружина стопорного шарика; 4 — штифт замка; 5 —

вочный; 5 — проволока шшшнтовочная; 6 — вилка пере- шарик стопорный фиксатора,
ключения IIи IIIпередач; 7 — вилка переключения I

передачи и заднего хода.

Механизм переключения передач (Рис. 42) смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переключения, двух го­ловок штоков, трех фиксаторов (Рис. 43), предохранителя 2 (Рис. 44) включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (Рис. 43) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Рис.44 Предохранитель механизма переключения передач

1- пружина предохранителя; 2 — предохранитель; 3 -толкательпредохранителя

Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.

Сверху на крышку механизма переключения установлена опора 18 (Рис. 38) рычага пе­реключения передач. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксиру­ет рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.

Делитель передач (Рис. 45) — механический редуктор, состоящий из одной пары ци­линдрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и меха­низма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматиче­ское.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшип­ника 4. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточка­ми разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.

Рис. 45 Делитель передач

1 — прокладки регулировочные;

2 — вал ведущий;

3 — кольцо маслонагнетающее;

4 — шарикоподшипник;

5 — крышка задняя подшипника веду­
щего вала;

6 — крышка люка;

7 — синхронизатор делителя в сборе;

8 — шестерня ведущего вала;

9 подшипники шестерни ведущего
вала;

11 — вал промежуточный; 12- подшипник;

13— вал вилки;

14 — вилка;

15 — сухарь вилки;

16 — рычаг вилки.

Шестерня 8 ведущего вала вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагне­тающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно­го вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике 12.

Механизм (Рис. 53) переключения делителя передач закреплен на картере делителя сле­ва.

Дистанционный привод управления коробкой передач (Рис. 46) состоит из качаю­щегося рычага 12 переключения передач, опоры 1 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги 3 и реактивной тяги 7. Вилка тяги 3 кре­пится к опоре рычага посредствам оси 14 втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами 10. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы 18, стальная втулка 20; шайбы 32 и гайки 26.

Рис. 46 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 154

1 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 7 — тяга реактивная; 10 — кольцо уплотнительное; 12 — рычаг; 14 — ось; 18 — виброизолятор; 20 — втулка; 24 — болт; — 26, 30, 36 — гайка; 32 — шайба; 45 — шарнир шаровой; Ж -шток; Е — винт; П — стержень; Г — рычаг; К — гайки

Опора рычага переключения передач (Рис. 47) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую виб­рацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.

Рис. 47 Опора рычага переключения передач

1 — кронштейн; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — уплотнитель люка; 6 — пружина; 7 — полиуретановая втулка.

Рис. 48 Пневматическая схема

системы управления делителем

передач

1 — рычаг переключения передач с пе­реключателем крана управления;

2 — редукционный клапан;

3 — силовой цилиндр;

4 — воздухораспределитель;

5 — клапан включения делителя пере­дач;

6 — упор;

7 — кран управления; I- от ресивера;

Н, В — низшая и высшая передачи в делителе.

Кран 3 управления делителем (Рис. 49)

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий