Техническая характеристика коробки передач 161 приведена в Таблица 7. В Таблица 8 приведена техническая характеристика демультипликатора коробки передач 162.
Таблица 7
Тип | Механическая,8-ступенчатая, состоящая из основного 3-вального4-ступенчатого синхронизированного редуктора и приставного2-ступенчатого заднего демультипликатора |
Управление:Основным редуктором Демультипликатором | ДистанционноеПневмомеханическое |
Способы включенияпередач: 1-, 2-, 3-, 4-йосновного редуктора и демультипликатора заднегохода | Кареткамисинхронизаторов Зубчатой муфтой |
Типсинхронизаторов: Основного редуктора Демультипликатора | Инерционный,пальцевый Инерционный, муфтовый |
Устройства, препятствующие самовыключению передач:1-, 2-, 3-,4-й заднего хода | Сочетание замков искосов шлицев Замки |
Передаточныечисла | 8,39; 5,5; 3,93;2,87; 2,13; 1,4; 1,0; 0,73; з.х. 12,04 |
Максимальный крутящий момент на входном валу,Н*м | 1300 |
Максимальная частота вращения на входном валу,мин»1 | 2200 |
Межцентровоерасстояние, мм | 160 |
Масса, кг(примерно): Коробки передач без картера сцепления, смазки,дистанционного привода, дополнительных опор крепления Дистанционногопривода управления с кронштейнами их крепления | 315 22 |
Система смазкиОсновного редуктора Демультипликатора Рекомендуемоемасло | Комбинированная, сподпиткой игольчатых подшипников шестерен коробки передач Комбинированная,под давлением от насоса и разбрызгиванием ТСп-15К (ГОСТ23652-79) |
Максимальнодопустимая температура смазки, °С | 120 |
Заправочнаяемкость, л (примерно) | 12 |
Таблица 8
Тип | 2-ступенчатый планетарный.Число сателлитов 5 | ||
Число зубьев | Модуль | Степеньточности | |
Корона | 82 | 2,93 | 8-7-6 Ch |
Солнце | 28 | ||
Сателлит | 26 | ||
Сателлиты подобраны поrpynnaivfпо длинеобщей нормали | |||
Управление | Пневмомеханическое | ||
Способы включения передач | Муфтовым инерционнымсинхронизатором с фрикционнымиповерхностями, покрытыми молибденом. Синхронизатор покупной -фирмы ZF(Германия) | ||
Передаточные числа Высший диапазон Низшийдиапазон | 1 3,93 | ||
Принцип действия | При перемещении муфты синхронизатора вправо водило жестко соединяется с короной.Весь планетарный ряд вращается как одно целое — высшая передачадемультипли-. катора. При перемещении муфты синхронизатора влево корона жесткосоединяется с картером. При вращениисолнечного колеса сателлиты начинают обкатываться по короне — низшаяпередача демультипликатора. | ||
Материал: Корона Водило Сателлиты, солнечная шестерня Картер | Сталь38Х2МЮА,азотирование675…763 HV Сталь 40Х Сталь15ХГН2ТА,цементация с закалкой 59…63HRC Чугун ВЧ50 | ||
Максимальный крутящий момент на солнечнойшестерне, Н*м | 2663 | ||
Максимальная частота вращения на солнечнойшестерне, мин»1 | 3014 | ||
Масса, кг (примерно): | 75 | ||
Система смазки Рекомендуемое масло | Комбинированная, под давлением от насоса иразбрызгиванием ТСп-15К (ГОСТ 23652-79) | ||
Максимально допустимая температурасмазки, °С | 120 |
Шестерни коробки передач, для обеспечения высокой нагрузочной способности и бесшумности работы передачи выполнены косозубыми, постоянного зацепления. Планетарный ряд — демультипликатор — имеет прямые зубья, пять сателлитов.
Низшая передача планетарного ряда достигается остановом короткой шестерни, а высшая, ускоряющая передача — полной блокировкой планетарного ряда. При этом силовой поток передается через две пары шестерен основной коробки соответствующие включенной передаче: одна из них постоянного зацепления другая выключенной передачи основной и далее силовой поток передается на солнечную шестерню демультипликатора. Демультипликатор смазывается отдельным насосом. Синхронизатор демультипликатора стальной с напылением молибденом.
1.4.1 Механизм коробки передач
Рис. 59 Коробка передач модели 161
1 — коробка передач; 2 — солнечная шестерня демультипликатора; 3 — насос масляный; 4 — картер задний демультипликатора; 5 — водило с сателлитами; 6 — полумуфта блокировки демультипликатора с кольцом; 7 -полумуфта включения демультипликатора; 8 — крышка задняя демультипликатора; 9 — прокладка регулировочная; 10 — крышка опоры; 11 — вал привода масляного насоса; 12 — картер передний демультипликатора; 13 — колесо коронное с внутренними зубьями; 14 — ступица коронной шестерни; 15 — кольцо упорное; 16 — кольцо упорное; 17 — кольцо стопорное; 18 — прокладка задней крышки; 19 — прокладка регулировочная; 20 — фланец; 21 — болт; 22 — шайба пружинная; 23 — кольцо унлотиительное; 24 — корпус синхронизатора; 25 — блокирующее кольцо; 26 — скользящая муфта; 27 — нажимная пружина; 28, 29 — подшипник шариковый
Демультипликатор представляет собой двухступенчатой планетарный редуктор. Он состоит из коронного колеса 13 (Рис. 59) с внутренними зубьями, водила 5, с сотеллитами ступицы 14 коронной шестерни, синхронизатора; полумуфты 7 включения демультипликатора; полумуфты 6 блокировки синхронизатора и солнечной шестерни 2, расположенной на вторичном валу КПП. Полумуфта 7 включения демультипликатора неподвижна относительно корпуса коробки.
На крышку коробки установлена опора (Рис. 59) рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.
Переключение передач происходит по схеме, приведенной на Рис. 60. Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
При переводе рычага через положение нейтрали срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1… 1,5 секунды.
При включении демультипликатора с низшим диа
пазоном полумуфта синхронизатора двигается в сторону
полумуфты 7 включения низшей передачи. При со
прикосновении конических поверхностей блоки
рующего кольца и полумуфты 7 включения низшей
передачи, угловые скорости кольца и полумуфты
Рис. 60 Схема переключения передач в выравниваются под действием момента трения на
коробке передач модели 161 конических поверхностях, возникающего в результа-
те приложенного к муфте синхронизатора осевого усилия. При этом механизм блокировки препятствует дальнейшему перемещению полумуфты синхронизатора. После остановки центрального коронного колеса 13 и полумуфты происходит разблокировка полумуфты синхронизатора и безударное введение и зацепление зубчатых венцов полумуфт включения низшей передачи. Таким образом, муфта включения демультиплек-тора работает как обычный инерционный синхронизатор.
Рис. 61 Основная коробка передач 161
1 — картер коробки передач; 2 — вал первичный; 3 — крышка подшипника первичного вала; 4 — вал промежуточный; 5 — вал вторичный; 6 — механизм переключения передач; 7 — кольцо установочное; 8 — прокладка регулировочная; 9 — прокладка крышки первичного вала; 10 — полукольца стопорные; 11 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 12 — прокладка крышки переднего подшипника промежуточного вала; 13 — кольцо обжимное; 14 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 15 — прокладка верхней крышки коробки передач; 16 — втулка распорная; 17 — шестерня солнечная демультипликатора; 18,19 — болт; 20 — гайка специальная М39х2-6Н; 37 — подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце; 21 — подшипник роликовый радиальный сферический с симметричными роликами; 22 — пружина тарельчатая.
Крутящий момент передается от шестерни 17 (Рис. 61) на водило 5 (Рис. 59) через сателлиты при неподвижном коронном колесе 14.
Включение прямой передачи в демультипликаторе происходит аналогично. В результате зубчатый венец муфты синхронизатора входит в зацепление с зубч