1.9 Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП
Электропневматический привод. Модель ЭПП.12
1 Введение
Настоящее руководство по эксплуатации содержит технические характеристики, краткое описание конструкции, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электропневмопривода (ЭПП) коробки передач (КП), а также гарантийные обязательства Поставщика.
В результате постоянного совершенствования конструкции ЭПП возможны несущественные расхождения между данным руководством и конкретным изделием.
2 Комплект поставки В комплект поставки ЭПП входит:
исполнительный механизм коробки передач 1 шт.
рычаг управления коробкой передач 1 шт.
блок контроля 1 шт.
датчик состояния сцепления 1 шт.
механизм блокировки 1 шт.
блок клапанов и соединителей в сборе с элементами подвода воздуха 1 шт.
жгут соединительный 1 шт.
пневмошланг в сборе с кольцами уплотнительными 5 шт.
руководство по эксплуатации 1 шт.
гарантийный талон 1 шт.
ЗИП 1 шт.
3 Техническое описание электропневмопривода
ЭПП обеспечивает дистанционное переключение передач в коробках передач моделей
КамАЗ-14, КамАЗ-141, ЯМЗ-236, ЗИЛ.
ЭПП пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.
Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети автотранспортного сред
ства (АТС):
номинальное напряжение 24 В
рабочее напряжение 20…28 В.
Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:
номинальное давление воздуха 0,7 Мпа (7 атм)
рабочее давление воздуха 0,6…0,8 Мпа (6…8 атм)
Рис. 90 Струкурная схема электропневмопривода (ЭПГТ) Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 91
О — для варианта ЗИЛ
Рис. 91 Схема электрическая соединений и подключений общая
Принцип работы ЭПП следующий (см.Рис. 90): при нажатии водителем на педаль сцепления происходит выключение сцепления и воздух из пневмогидроусилителя (ПГУ) привода управления сцеплением поступает на датчик состояния сцепления (давления) Всц, контакты которого при этом размыкаются. Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступает на блок контроля (БК), о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления. БК в соответствии с состояниями концевых выключателей рычага управления коробкой передач (РУКП) подает напряясение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1…Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма коробки передач, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и редукционный клапан. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков В1, ВЗ и В4 на индикаторы БК (см. п. 3.3). При отпускании педали сцепления (включении сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БК снимает напряжение с ЭПК.
В резервном режиме, когда жгут соединительный подключается напрямую к разъему РУКП (см. п. 5.2), сигналы от датчика Всц поступают через реле резервного режима непосредственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном режиме (см. п. 5.1) реле не работает.
3.1 Исполнительный механизм коробки передач
Исполнительный механизм коробки передач (ИМКП) предназначен для включения пяти передач для движения вперед, передачи заднего хода (R) и нейтрали.
ИМКП устанавливается на верхнюю крышку коробки передач вместо опоры рычага переключения передач (см. Рис. 92).
Рис. 92 Установка узлов ЭПП на коробку передач
1,2,3,4,5 — пневмошланги
ИМКП (см. Рис. 93и Рис. 94) состоит из корпуса 1, состоящего из двух пневмоци-линдров диаметром
ВариантКПКамАЗ;ЯМЗ. |
Выбор и включение передач производится рычагом 6, который свободно сидит на штоке 7. Выбор одного из трех штоков включения передач в коробке передач (1/R, 2/3, 4/5 передач) происходит за счет перемещения шток-рейки 8, которая через зубчатое зацепление устанавливает рычаг 6 в одно из трех положений. Перемещение шток-рейки 8 происходит за счет подачи воздуха в полости малых пневмоцилиндров. На концах шток-рейки установлены подвижные поршни-наездники 9, при помощи которых происходит выбор центрального штока в коробке передач (например, 2/3 передач для КП КамАЗ), при этом поршни-наездники упираются внутренним диаметром в буртик шток-рейки, а наружным диаметром — в кольца стопорные 10. Для определения положения шток-рейки 8 (какой шток выбран в коробке передач) установлены датчики выбора передач 3 (В1 и ВЗ). Эти датчики бесконтактные и срабатывают при приближении торцевой плоскости А шток-рейки к плоскости Б датчика на расстояние 2,5мм.
Вариант КП КамАЗ; ЯМЗ
Вариант КП ЗиЛ. Рис. 93 Исполнительный механизм коробки передач
1 — корпус; 3 — датчик выбора передач (В1 и ВЗ); 4 — пластина; 5- прокладка; 6- рычаг; 7- шток; 8-шток-рейка; 9-поршень-наездник; 10-кольцо стопорное; 19- манжета (вкладыш); 21 — кольцо упорное; 23 — винт; 24 — кольцо уплотнительное; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточный; 30-ось рычага промежуточного; 31~гайка.
Вариант КП КамАЗ; ЯМЗ
Вариант КП ЗиЛ.
Рис. 94 Исполнительный механизм коробки передач
1-корпус; 2-датчик трехпозиционный (В4); 6-рычаг; 7-шток; 8-шток-рейка; 11-поршень-наездник; 12-поршень; 13-кольцо стопорное; 14-крышка; 15-индуктор (сердечник); 16,17,18-колыда уплотнительные; 20-манжета (вкладыш); 22-кольцо упорное; 23-винт; 25-гайка; 26-шайба; 27-крышка; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточный; 32-винт с цилиндрической головкой и шестигранным углублением иод ключ; 33-шиилька; 34-штифт; 35-гайка.
Включение передач происходит за счет сброса воздуха и в одной из полостей больших пневмоцилиндров (см. Рис. 94). Рычаг 6 свободно перемещается вдоль зубъев шток-рейки. Аналогично, как в малых цилиндрах, поршни-наездники 11 при подаче воздуха в оба пневмо-цилиндра устанавливают рычаг 6 в центральное положение (нейтраль в коробке передач), при этом поршни-наездники 11 упираются в буртик на поршне 12 и в кольца стопорные 13 в корпусе. В крышке 14 установлен трехпозиционный датчик состояния передач 2 (В4), который фиксирует три положения рычага 6 в коробке передач: центральное — нейтраль в коробке передач; два крайних — состояния включенных передач. На торце штока 7 установлен индуктор (сердечник) 15 датчика 2. Датчик 2 является бесконтактным и индуктор 15 свободно перемещается при движениях штока 7 внутри датчика.
Герметичность пневмоцилиндров обеспечивается за счет колец ушютнительных 16, 17, 18 и 24, а также манжет (вкладышей) 19 и 20. Кромки манжет (вкладышей) прижимаются к трущимся поверхностям кольцами упорными 21 и 22 с помощью винтов 23.
Подачей воздуха в ИМКП управляют нормально закрытые двухпозиционные ЭПК (см. Рис. 95) по сигналам, поступающим от блока контроля (в основном режиме) или непосредственно от концевых выключателей РУКП (в резервном режиме).
Рис. 95 Электронневмоклапан
1- основание; 2-электромагнит; 3-сердечник; 4-золотник (клапан впускной); 5-уиор; 6-седло; 7-пружина; 8-кольцо уплотнительное; 9-толкатель; 10-якорь; 11-клапан выпускной; 12-иружина; 13-гайка; 14-шайба стопорная; 15-сапун; 16-жгут электромагнита; 17-прокладка; 18-заглушка; 19-филыр; 20-вкладыш; 21-винт
Воздух из пневмосистемы АТС подводится к ЭПК и заполняет подводящую полость основания 1 ЭПК. При включении электромагнита 2 якорь 10, перемещаясь вниз, прижимает клапан выпускной 11 и, одновременно толкая толкатель 9, открывает золотник (клапан впускной) 4. Воздух из подводящей полости через отверстия в упоре 5, через золотник (клапан впускной) 4 и отверстие Б поступает к рабочим пневмоцилиндрам.
При выключении электромагнита под действием пружины 7 золотник (клапан впускной) 4 закрывается, а клапан выпускной 11 открывается. Воздух из рабочих пневмоцилинд-ров через отверстие Б, клапан 11, зазоры между якорем 10 и корпусом сердечника 3 и отверстий в гайке 13 выходит в атмосферу.
При сборке ЭПК необходимо знать, что седло 6 устанавливается на основание 1 так, чтобы паз в седле 6 совпадал по направлению с отверстием Б. При снятии/установке электромагнита 2 необходимо помнить, что вкладыши 20 свободно установлены на сердечник 3 (допускается при установке электромагнита 2 «приклеивать» вкладыши на поверхность сердечника 3 консистентной смазкой типа «Литол»).
3.2 Рычаг управления коробкой передач
Рычаг управления коробкой передач (РУКП) (см. Рис. 96 предназначен для формирования команд на включение передач в коробке передач и имеет положение нейтрали и 6 фиксированных положений включенной передачи.
Команда на включение той или иной передачи формируется при перемещении рукоятки РУКП 1 (срабатывании концевых выключателей 17).
Концевые выключатели SI, S2, S3, S4 (см. Рис. 97) в исходном положении (рукоятка 1 РУКП расположена по центру) замкнуты.
При перемещении рукоятки 1 в другие положения соответствующие выключатели размыкаются.
Состояния концевых выключателей S1…S4 при включении передач для различных моделей коробок передач приведены в Таблица 13.
Таблица 13
Номер передачи вкоробке передач | Состояние концевыхвыключателей | |||||||||||||||
KI | 1 КамАЗ-14 | КЕ | [ КамАЗ-1 | 41 | К] | ГТ ЯМЗ-236 | кпзил | |||||||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S1 | S2 | S3 | S4 | S1 | S2 | S3 |