Электропневматический привод управления механизмомпереключения КПП Руководство по эксплуатации 12.4000000 И Часть1. Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ

1.9 Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП

Электропневматический привод. Модель ЭПП.12

1 Введение

Настоящее руководство по эксплуатации содержит технические характеристики, крат­кое описание конструкции, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта электропневмопривода (ЭПП) коробки передач (КП), а также гарантийные обязательства По­ставщика.

В результате постоянного совершенствования конструкции ЭПП возможны несущест­венные расхождения между данным руководством и конкретным изделием.

2 Комплект поставки В комплект поставки ЭПП входит:

исполнительный механизм коробки передач 1 шт.

рычаг управления коробкой передач 1 шт.

блок контроля 1 шт.

датчик состояния сцепления 1 шт.

механизм блокировки 1 шт.

блок клапанов и соединителей в сборе с элементами подвода воздуха 1 шт.

жгут соединительный 1 шт.

пневмошланг в сборе с кольцами уплотнительными 5 шт.

руководство по эксплуатации 1 шт.

гарантийный талон 1 шт.

ЗИП 1 шт.
3 Техническое описание электропневмопривода
ЭПП обеспечивает дистанционное переключение передач в коробках передач моделей
КамАЗ-14, КамАЗ-141, ЯМЗ-236, ЗИЛ.

ЭПП пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.

Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети автотранспортного сред­
ства (АТС):
номинальное напряжение
24 В

рабочее напряжение 20…28 В.

Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:
номинальное давление воздуха 0,7 Мпа (7 атм)

рабочее давление воздуха 0,6…0,8 Мпа (6…8 атм)

Структурная схема ЭПП приведена на Рис. 90

Рис. 90 Струкурная схема электропневмопривода (ЭПГТ) Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 91

О — для варианта ЗИЛ

Рис. 91 Схема электрическая соединений и подключений общая

Принцип работы ЭПП следующий (см.Рис. 90): при нажатии водителем на педаль сцепления происходит выключение сцепления и воздух из пневмогидроусилителя (ПГУ) при­вода управления сцеплением поступает на датчик состояния сцепления (давления) Всц, кон­такты которого при этом размыкаются. Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступа­ет на блок контроля (БК), о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления. БК в со­ответствии с состояниями концевых выключателей рычага управления коробкой передач (РУКП) подает напряясение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1…Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры ис­полнительного механизма коробки передач, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и редукционный клапан. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков В1, ВЗ и В4 на индикаторы БК (см. п. 3.3). При отпускании педали сцепления (включении сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БК снимает напряжение с ЭПК.

В резервном режиме, когда жгут соединительный подключается напрямую к разъему РУКП (см. п. 5.2), сигналы от датчика Всц поступают через реле резервного режима непосред­ственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном режиме (см. п. 5.1) реле не работает.

3.1 Исполнительный механизм коробки передач

Исполнительный механизм коробки передач (ИМКП) предназначен для включения пя­ти передач для движения вперед, передачи заднего хода (R) и нейтрали.

ИМКП устанавливается на верхнюю крышку коробки передач вместо опоры рычага пе­реключения передач (см. Рис. 92).

Рис. 92 Установка узлов ЭПП на коробку передач

1,2,3,4,5 — пневмошланги

ИМКП (см. Рис. 93и Рис. 94) состоит из корпуса 1, состоящего из двух пневмоци-линдров диаметром 80 мм и двух пневмоцилиндров диаметром 40 мм, расположенных пере­крестно; трехпозиционного датчика ДС-3 состояния передач 2 (В4); двух датчиков ДС-1 выбоpaпередач 3 (Blи ВЗ); пластины 4 (для КП КамАЗ и ЯМЗ) или пластины в сборе 28 (для КП ЗИЛ). Между корпусом 1 и пластиной 4 (пластиной в сборе 28) установлена прокладка 5.

ВариантКПКамАЗ;ЯМЗ.

Выбор и включение передач производится рычагом 6, который свободно сидит на што­ке 7. Выбор одного из трех штоков включения передач в коробке передач (1/R, 2/3, 4/5 пере­дач) происходит за счет перемещения шток-рейки 8, которая через зубчатое зацепление уста­навливает рычаг 6 в одно из трех положений. Перемещение шток-рейки 8 происходит за счет подачи воздуха в полости малых пневмоцилиндров. На концах шток-рейки установлены под­вижные поршни-наездники 9, при помощи которых происходит выбор центрального штока в коробке передач (например, 2/3 передач для КП КамАЗ), при этом поршни-наездники упира­ются внутренним диаметром в буртик шток-рейки, а наружным диаметром — в кольца стопор­ные 10. Для определения положения шток-рейки 8 (какой шток выбран в коробке передач) установлены датчики выбора передач 3 (В1 и ВЗ). Эти датчики бесконтактные и срабатывают при приближении торцевой плоскости А шток-рейки к плоскости Б датчика на расстояние 2,5мм.

Вариант КП КамАЗ; ЯМЗ

Вариант КП ЗиЛ. Рис. 93 Исполнительный механизм коробки передач

1 — корпус; 3 — датчик выбора передач (В1 и ВЗ); 4 — пластина; 5- прокладка; 6- рычаг; 7- шток; 8-шток-рейка; 9-поршень-наездник; 10-кольцо стопорное; 19- манжета (вкладыш); 21 — кольцо упорное; 23 — винт; 24 — кольцо уплотнительное; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточный; 30-ось рычага промежуточного; 31~гайка.

Вариант КП КамАЗ; ЯМЗ

Вариант КП ЗиЛ.

Рис. 94 Исполнительный механизм коробки передач

1-корпус; 2-датчик трехпозиционный (В4); 6-рычаг; 7-шток; 8-шток-рейка; 11-поршень-наездник; 12-поршень; 13-кольцо стопорное; 14-крышка; 15-индуктор (сердечник); 16,17,18-колыда уплотнительные; 20-манжета (вкла­дыш); 22-кольцо упорное; 23-винт; 25-гайка; 26-шайба; 27-крышка; 28-пластина в сборе; 29-рычаг промежуточ­ный; 32-винт с цилиндрической головкой и шестигранным углублением иод ключ; 33-шиилька; 34-штифт; 35-гайка.

Включение передач происходит за счет сброса воздуха и в одной из полостей больших пневмоцилиндров (см. Рис. 94). Рычаг 6 свободно перемещается вдоль зубъев шток-рейки. Аналогично, как в малых цилиндрах, поршни-наездники 11 при подаче воздуха в оба пневмо-цилиндра устанавливают рычаг 6 в центральное положение (нейтраль в коробке передач), при этом поршни-наездники 11 упираются в буртик на поршне 12 и в кольца стопорные 13 в кор­пусе. В крышке 14 установлен трехпозиционный датчик состояния передач 2 (В4), который фиксирует три положения рычага 6 в коробке передач: центральное — нейтраль в коробке пере­дач; два крайних — состояния включенных передач. На торце штока 7 установлен индуктор (сердечник) 15 датчика 2. Датчик 2 является бесконтактным и индуктор 15 свободно переме­щается при движениях штока 7 внутри датчика.

Герметичность пневмоцилиндров обеспечивается за счет колец ушютнительных 16, 17, 18 и 24, а также манжет (вкладышей) 19 и 20. Кромки манжет (вкладышей) прижимаются к трущимся поверхностям кольцами упорными 21 и 22 с помощью винтов 23.

ИМКП смазывается маслом из коробки передач, которое через люк ИМКП попадает к его деталям за счет разбрызгивания шестернями коробки передач.

Подачей воздуха в ИМКП управляют нормально закрытые двухпозиционные ЭПК (см. Рис. 95) по сигналам, поступающим от блока контроля (в основном режиме) или непосредст­венно от концевых выключателей РУКП (в резервном режиме).

Рис. 95 Электронневмоклапан

1- основание; 2-электромагнит; 3-сердечник; 4-золотник (клапан впускной); 5-уиор; 6-седло; 7-пружина; 8-кольцо уплотнительное; 9-толкатель; 10-якорь; 11-клапан выпускной; 12-иружина; 13-гайка; 14-шайба стопорная; 15-сапун; 16-жгут электромагнита; 17-прокладка; 18-заглушка; 19-филыр; 20-вкладыш; 21-винт

ЭПК состоит: из основания 1, внутри которого установлены фильтр 19, упор 5, пружи­на 7, золотник (клапан впускной) 4, кольцо уплотнительное 8 и седло 6; сердечника 3, внутри которого установлены якорь 10 в сборе с клапаном выпускным 11 и толкателем 9; электромаг­нита 2, который фиксируется своим штифтом в отверстии А во фланце сердечника 3 и крепит­ся к сердечнику с помощью гайки 13 и шайбы стопорной 14. Между электромагнитом 2 и сер­дечником 3 свободно установлены два вкладыша 20. Гайка 13 одновременно через пружину 12 фиксирует якорь 10. Сердечник 3 крепится к основанию 1 четырьмя винтами 21. Между осно­ванием 1 и сердечником 3 установлена маслобензостойкая прокладка 17. Основание 1 имеет три отверстия подвода воздуха в ЭПК и одно отверстие отвода воздуха из ЭПК к рабочим пневмоцилиндрам. Во всех ЭПК, кроме ЭПК 2 (см. Рис. 92) одно отверстие подвода воздуха закрыто заглушкой 18, а в ЭПК 2 закрыто два отверстия.

Воздух из пневмосистемы АТС подводится к ЭПК и заполняет подводящую полость основания 1 ЭПК. При включении электромагнита 2 якорь 10, перемещаясь вниз, прижимает клапан выпускной 11 и, одновременно толкая толкатель 9, открывает золотник (клапан впускной) 4. Воздух из подводящей полости через отверстия в упоре 5, через золотник (клапан впу­скной) 4 и отверстие Б поступает к рабочим пневмоцилиндрам.

При выключении электромагнита под действием пружины 7 золотник (клапан впус­кной) 4 закрывается, а клапан выпускной 11 открывается. Воздух из рабочих пневмоцилинд-ров через отверстие Б, клапан 11, зазоры между якорем 10 и корпусом сердечника 3 и отвер­стий в гайке 13 выходит в атмосферу.

При сборке ЭПК необходимо знать, что седло 6 устанавливается на основание 1 так, чтобы паз в седле 6 совпадал по направлению с отверстием Б. При снятии/установке электро­магнита 2 необходимо помнить, что вкладыши 20 свободно установлены на сердечник 3 (до­пускается при установке электромагнита 2 «приклеивать» вкладыши на поверхность сердечни­ка 3 консистентной смазкой типа «Литол»).

3.2 Рычаг управления коробкой передач

Рычаг управления коробкой передач (РУКП) (см. Рис. 96 предназначен для формирова­ния команд на включение передач в коробке передач и имеет положение нейтрали и 6 фикси­рованных положений включенной передачи.

Команда на включение той или иной передачи формируется при перемещении рукоят­ки РУКП 1 (срабатывании концевых выключателей 17).

Концевые выключатели SI, S2, S3, S4 (см. Рис. 97) в исходном положении (рукоятка 1 РУКП расположена по центру) замкнуты.

При перемещении рукоятки 1 в другие положения соответствующие выключатели раз­мыкаются.

Состояния концевых выключателей S1…S4 при включении передач для различных мо­делей коробок передач приведены в Таблица 13.

Таблица 13

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий

Номер передачи вкоробке передач

Состояние концевыхвыключателей

KI

1 КамАЗ-14

КЕ

[ КамАЗ-1

41

К]

ГТ ЯМЗ-236

кпзил

S1

S2

S3

S4

S1

S2

S3

S4

S1

S2

S3