Техническая характеристика коробки передач 16S151
Рис. 71. Схема присоединения пневматического управления для делителя и демультипликатора.
] — бачок сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — датчик заднего хода; 5 — клапан включения демультипликатора; б — датчик нейтрали; 7 — датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 — цилиндр переключения демультипликатора; 9 — датчик первой передачи; 10 — воздухораспределитель делителя; 11 — датчик включения низшего диапазона делителя; 12 — датчик включения высшей передачи; 13 — к рабочему цилиндру сцепления; 14 — клапан включения делителя; 15 — главный цилиндр сцепления.
Таблица 12.
Тип коробкипередач
Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящаяиз основного четырехступенчатого редуктора, переднегодвухступенчатого делителя передач и демультипликатора
Макс, входнойкрутящий момент.Н.м
1600/1850
Передаточные числа (в скобках для коробокпередач с высшей прямой передачей)
1-13,74(16,47)
2-11.54(13.79)
3-9,44(11,32)
4-7.93(9,48)
5-6,5(7,79)—
4 6 -5,46 (6,52)
7-4,57(5,48)
8-3,84(4,58)
9 — 3.01 (3,59)
10-2,53(3,01)
11-2,07(2,47)
12-1,74(2,07)
13-1,42(1,70)
14-1,2(1,42)
15-1,0(1,20)
16-0,84(1,00)
3X1-12,86(15,42)
ЗХ 2 — 10,8 (12,91)
Подшипники валов:
Роликовые конические
Подшипники шестерен
Роликовые игольчатые с сепараторами безколец
Синхронизаторы
Инерционного типа, муфтовые со стальнымифрикционными кольцами, покрытыми молибденом
Шестерни
С косыми зубьями, постоянногозацепления
Привод тахографа
Бесконтактный, индуктор 6 выступов
Системасмазывания
Все детали смазываются разбрызгиванием,подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатораимеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляногонасоса
Отбормощности
Сзади от торца промежуточного вала основногоредуктора
Управлениеко- робкойпередач
Механическое, сдистанционным приводом для основного редуктора
(возможен вариант ссервоусилителем), пневматическое преселектор-
ное для делителя,пневматическое для демультипликатора
Усилие на рычагепереключения
передач, Н(кгс).
не более
150(15)
Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Демультипликатор — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач — механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач
Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится
нейтральное положение рычага.
Рис. 72. Схема включения передач.
а — низший диапазон демультипликатора; b— высший диапазон демультипликатора.
Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.
Сервоусилитель
Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением.
Преимущество: снижение усилия переключения передач.
Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.
Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.
Рис. 73. Сервоусилитель
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топлива и бесперебойный режим движения:
• Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.74)
Использовать наиболее высокую передачу
Рис.74. Средний диапазон числа оборотов двигателя
Завести двигатель и тронуться
• Поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению
автомобиля)
. Включить нейтраль в коробке передач
• Завести двигатель
• Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)
• Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление
ОСТОРОЖНО: Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.
ОПАСНО:
• Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо поставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомобиля.
• Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине
Коробки передач Ecosplit — ZFсинхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:
• Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.
• Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.
Рис. 75. Схема переключений коробки передач
В схеме (рис.72) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится нейтральное положение (состояние холостого хода).
Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее положение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой передачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.
Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повышенного усилия.
Переключение передач
• Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 5.
• При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхронизатор выполняет процесс переключения.
• Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.
УКАЗАНИЕ:
• Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.
Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.
Рис. 76. Переключение передач
Правильно переключайте передачи:
1-2-3-4 — низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
5-6-7-8 — высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держите передачу включенной.
Строго воспрещается:
— переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более
—двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении пычага переключения передач.
ОСТОРОЖНО:
• Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.
• Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близстоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.