Рулевое управление. Автомобили семейства МУСТАНГ

РАЗДЕЛ 5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление автомобилей состоит из рулевого механизма со встроенным гидроусилителем, клапана управления гидроусилителем, рулевой передачи, колонки с рулевым колесом, карданного вала, насоса рулевого гидроусилителя, бачка гидросистемы, радиатора, трубок высокого и низкого давления, тяг рулевого привода.

В рулевом управлении автомобилей с колесной формулой 8×8 (рис. 5-7) добавлены промежуточная тяга 4, промежуточный рычаг 5, задняя опора 6 и силовой цилиндр 10 , закрепленный на кронштейн 7.

Передаточное число рулевого механизма — 21,7.

Привод насоса рулевого гидроусилителя осуществляется от коленчатого вала двигателя.

Рулевой привод состоит из продольной и поперечной тяг с нерегулируемыми шаровыми шарнирами.

Установка колонки рулевого управления в кабине автомобиля показана на рис. 5-1.В колонке 4 вращается вал с рулевым колесом 1. Колонка прикреплена в верхней части к кронштейну 2, установленному на внутренней панели кабины, в нижней части — к фланцу 8 на полу кабины. Колонка соединена с рулевым механизмом карданным валом 3. На колонке предусмотрена установка выключателя приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 5-1. Установка колонки рулевого управления: 1 — колесо рулевое; 2 — кронштейн крепления колонки; 3 — вал карданный; 4 — колонка; 6 — крышка рулевого колеса; 8 — фланец крепления колонки; 9 — крышка фланца; 10 — прокладка крышки фланца; 11 — болт крепления колонки; 12 — ограждение противоугонного устройства; 14, 15, 16, 17, 18 — болт; 19, 20 — винт; 22, 23 — гайка; 25,26 — шайба пружинная.

Карданный вал (рис. 5-2) рулевого управления имеет два шарнира. Каждый шарнир состоит из вилок 1, 6 и 10, соединенных крестовиной 3, шипы которой имеют игольчатые подшипники 4. Подшипники установлены в вилки и закреплены от выпадания упорными кольцами 2.

Рис. 5-2. Карданный вал рулевого управления: 1 — вилка; 2, 9 — упорные кольца; 3 — крестовина; 4 — игольчатый подшипник; 5, 8 — уплотнительные кольца; 6 — вилка со шлицевым стержнем; 10 — вилка со шлицевой втулкой.

Карданный вал имеет скользящее шлицевое соединение, обеспечивающее возможность изменения расстояния между шарнирами при перемещениях кабины. Шлицы перед сборкой надо смазать тонким слоем смазочного материала, а в шлицевую втулку заложить 28-32 г его. Уплотнительное кольцо 8 служит для удержания смазочного материала и предохранения соединения от замерзания.

В каждый игольчатый подшипник при сборке заложено 1-1,2 г смазки № 158. Пополнять смазочный материал в процессе эксплуатации не требуется.

Резиновые кольца 5 предохраняют от попадания грязи и влаги в шарнирное соединение.

Рулевая передача (рис. 5-3) с двумя коническими зубчатыми шестернями со спиральными зубьями передает вращение от карданного вала на винт рулевого механизма. В осевом положении ведомая зубчатая шестерня 11 фиксируется упорным кольцом 9 и упорной крышкой 12. Зазор между зубьями шестерен регулируется количеством прокладок 6.

Передаточное число рулевой передачи равно 1.

Рис. 5-3. Рулевая передача: 1 — ведущее зубчатое колесо; 2 — манжета; 3 — крышка корпуса; 4 — корпус ведущего зубчатого колеса; 5, 7, 10 — шариковые подшипники; 6 — регулировочные прокладки; 8, 15, 19 — уплотнительные кольца; 9, 18 — упорные кольца; 11 — ведомая зубчатая шестерня; 12 — упорная крышка; 13 — корпус; 14 — распорная втулка; 16 — гайка крепления подшипников; 17 — шайба; 20 — защитная крышка.

Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем (рис. 5-4) прикреплен к переднему кронштейну передней левой рессоры.

Картер 14 рулевого механизма, в котором перемещается поршень-рейка, является одновременно рабочим цилиндром гидроусилителя.

Винт 17 рулевого механизма имеет шлифованную с большой точностью винтовую канавку. В гайке 18 рулевого механизма прошлифована такая же канавка и просверлены два отверстия, выходящие в нее. Отверстия соединяются косым пазом, выфрезерованным на наружной поверхности гайки.

Два одинаковых желоба 19 полукруглого сечения, установленные в указанные отверстия и паз, образуют обводной канал, по которому шарики 20, выкатываясь из винтового канала, образованного нарезками винта и гайки, вновь поступают в него. Число циркулирующих в замкнутом винтовом канале шариков — тридцать один, восемь из них находятся в обводном канале.

Гайку после сборки с винтом и шариками следует устанавливать в поршень-рейку 15 и фиксировать двумя установочными винтами 9, торцы которых нужно вдавить в кольцевую проточку, выполненную на поршне-рейке.

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршня-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения регулировочного винта 27, ввинченного в боковую крышку и контрить гайкой 28.

На части винта рулевого механизма, расположенной в полости корпуса рулевой передачи, нарезаны шлицы, которыми винт сопрягается с ведомым зубчатым колесом рулевой передачи.

Рис. 5-4. Рулевой механизм со встроенным гидроусилителем: 1 — передняя крышка; 2 — клапан управления гидроусилителем; 3, 29 — упорные кольца; 4 — плавающая втулка; 5, 7 — уплотнительные кольца; 6, 8 — распорные кольца; 9 — установочный винт; 10 — вал сошки; 11 — перепускной клапан; 12 — защитный колпачок; 13 — задняя крышка; 14 — картер рулевого механизма; 15 — поршень-рейка; 16 — магнитная пробка; 17 — винт; 18 — шариковая гайка; 19 — желоб; 20 — шарик; 21 — рулевая передача; 22 — упорный роликовый подшипник; 23 — пружинная шайба; 24 — гайка; 25 — упорная шайба; 26 — регулировочная шайба; 27 — регулировочный винт; 28 — контргайка регулировочного винта; 30 — боковая крышка.

Клапан управления рулевым гидроусилителем (рис. 5-5) закреплен на торце рулевой передачи четырьмя шпильками и болтом. Корпус 8 клапана имеет выполненные с большой точностью отверстия — центральное и шесть меньших отверстий (три сквозных и три глухих), расположенных вокруг него.

Золотник 6 клапана управления, размещенный в центральном отверстии, и упорные роликовые подшипники 22 (рис. 5-4) закреплены на винте гайкой 24, буртик которой вдавлен в паз винта 17. Под гайку подложена коническая пружинная шайба 23, обеспечивающая постоянство натяга упорных роликовых подшипников. Вогнутой стороной шайба направлена к подшипнику. Большие кольца роликовых упорных подшипников обращены к золотнику.

Рис. 5-5. Клапан управления рулевым гидроусилителем: 1 — плунжер глухого отверстия; 2, 5 — пружины; 3 — резьбовая пробка; 4 — обратный клапан; 6 — золотник; 7 — реактивный плунжер; 8 — корпус клапана; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — предохранительный клапан.

Рис. 5-6. Схема работы рулевого механизма автомобилей с колесной формулой 4×4 и 6×6:1 — рулевое колесо; 2 — пружина предохранительного клапана фильтра гидросистемы; 3 — фильтр; 4 — насос гидроусилителя; 5 — перепускной клапан; 6 — вал сошки с зубчатым сектором; 7 — задняя полость гидроусилителя; 8 — поршень-рейка; 9 — сошка; 10 — продольная тяга; 11 — поперечная тяга; 12 — переднее колесо автомобиля; 13 — магнитная пробка; 14 — шариковая гайка; 15 — винт; 16 — картер рулевого механизма; 17 — обратный клапан; 18 — предохранительный клапан рулевого механизма; 19 — клапан управления гидроусилителем; 20 — золотник; 21 — упорный подшипник; 22 — реактивный плунжер; 23 — центрирующая пружина; 24 — рулевая передача; 25 — передняя полость гидроусилителя; 26 — линия нагнетания; 27 — карданный вал; 28 — радиатор; 29 — рулевая колонка; 30 — заливной фильтр; 31 — бачок насоса (гидросистемы); 32 — линия слива; 33 — пружина перепускного клапана насоса; 34 — предохранительный клапан насоса; 35 — перепускной клапан; А, Б — дросселирующие отверстия; I — движение прямо или нейтральное положение; II — поворот направо; III — поворот налево.

В одном из плунжеров, находящихся в глухих отверстиях, встроен шариковый обратный клапан 4 (рис. 5-5), соединяющий при отказе гидросистемы рулевого управления линии высокого и низкого давления и обеспечивающий возможность управления автомобилем. В этом случае рулевое управление работает как обычная механическая система без усиления.

В корпусе клапана управления установлен также предохранительный клапан 10, соединяющий линии нагнетания и слива при давлении в системе более 7,5-9 МПа (75-90 кгс/см2) и предохраняющий насос от перегрева, а детали механизма от чрезмерных нагрузок. Предохранительный клапан размещен в отдельной бобышке, что обеспечивает возможность доступа к нему без разборки механизма при необходимости выполнить проверку, регулировку и замену.

От насоса к корпусу клапана управления подведены рукава и трубки высокого и низкого давления. По первым масло направляется к механизму, а по вторым возвращается в бачок гидросистемы.

Рис. 5-7. Схема рулевого управления автомобилей с колесной формулой 8×8: 1 — рулевой механизм; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 — промежуточная тяга; 5 — промежуточный рычаг; 6 — задняя опора; 7 — гайка; 8, 13 — пресс-масленка; 9 — кронштейн силового цилиндра; 10 — силовой цилиндр; 11, 12 — продольная рулевая тяга; 14 — ось цилиндра; 15 — сошка.

Продольная рулевая тяга 1 (рис. 5-8) цельнокованая деталь с нерегулируемыми шарнирами, соединяет сошку рулевого управления с верхним рычагом левого поворотного кулака и включает в себя шаровой палец 3, верхний и нижний вкладыши 6 и 16, пружину 7 и резьбовую крышку 2 со стопорной шайбой, причем верхний вкладыш запрессован в наконечни

Рис. 5-8. Продольная рулевая тяга:1 — тяга с наконечником; 2 — крышка тяги сошки; 3 — палец шаровой; 6 — вкладыш наконечника тяги рулевой трапеции нижний; 7 — пружина; 10 — чехол защитный; 11 — уплотнитель; 15 — масленка; 16 — вкладыш верхний.

Поперечная тяга рулевой трапеции (рис. 5-9) трубчатая с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники 2 и 14 с шаровыми шарнирами. Изменяя положение наконечников на тяге вращением, можно регулировать схождение управляемых колес.

Шарниры тяги нерегулируемые, состоят каждый из верхнего 12, запрессованного в наконечниках и нижнего 13 вкладышей, обжимающих шаровую головку пальца 11, пружины 7 и крышки 6, которая прикреплена к наконечнику болтами 8.

Рис. 5-9. Поперечная рулевая тяга: 1 — поперечная тяга; 2, 14 — наконечники; 3 — болт крепления наконечника; 4 — уплотнительная прокладка; 5 — масленка; 6 — крышка; 7 — пружина; 8 — болт крепления крышки; 9 — защитная накладка; 11 — шаровой палец; 12 -верхний вкладыш; 13 — нижний вкладыш.

Насос рулевого управления (рис. 5-10) с бачком для масла установлен в развале блока цилиндров и приводится в действие от коленчатого вала двигателя шестернями привода агрегатов. Насос пластинчатого типа, двойного действия.

Положение статора 36 относительно корпуса 39 и распределительного диска 33 зафиксировано штифтами. Стрелка на наружной поверхности статора указывает направление вращения вала насоса.

При вращении валика 5 насоса пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла, поступающего в пространство под ними из полости «Г» в крышке 28 насоса по каналам в распределительном диске.

Между пластинами и торцевыми поверхностями корпуса насоса и распределительного диска образуются полости переменного объема, которые заполняются маслом около зон всасывания.

При уменьшении объема между пластинами масло вытесняется по каналам в распределительном диске в полость крышки насоса, сообщающуюся через дросселирующее отверстие «В» с линией нагнетания.

В крышке насоса расположен комбинированный клапан 32, совмещающий в себе предохранительный и перепускной клапаны. Предохранительный клапан является дополнительным (резервным) в гидросистеме. Клапан отрегулирован на давление 8,3…8,8 Мпа (85…90 кгс/см2). Перепускной клапан ограничивает количество масла, поступающего в систему.

Перепускной клапан работает следующим образом. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя клапан прижат пружиной 29 к распределительному диску. Масло из полости в крышке насоса через отверстие «В» поступает в канал, соединяющийся с линией нагнетания. Полость под клапаном, где расположена пружина 29, сообщается с этим каналом отверстием «А» малого диаметра.

Рис. 5-10. Насос рулевого усилителя: 1 — шестерня привода насоса; 2 — гайка крепления шестерни; 3 — разводной шплинт; 4, 17 — шайбы; 5 — валик насоса; 6 — сегментная шпонка; 7, 10 — упорные кольца; 8 — шариковый радиальный однорядный подшипник; 9 — маслоотгонное кольцо; 11 — манжета; 12 — роликовый игольчатый подшипник; 13 — коллектор насоса; 14 — бачок насоса; 15 — заливной фильтр; 16 — пробка заливной горловины; 18 — гайка-барашек; 19, 35, 38 -уплотнительные кольца; 20 — предохранительный клапан; 21 — крышка бачка; 22, 27 — уплотнительные прокладки; 23 — фильтр насоса; 24 — трубка бачка; 25 — штуцер; 26 — прокладка коллектора; 28 — крышка насоса; 29 — пружина перепускного клапана; 30 — седло предохранительного клапана; 31 — регулировочная прокладка; 32 — комбинированный клапан; 33 — распределительный диск; 34 — пластина насоса; 36 — статор насоса; 37 — ротор насоса; 39 — корпус насоса; А, В — дросселирующие отверстия; Б — радиальное отверстие; Г — полость нагнетания.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием сопротивления в отверстии «В» образуется разность давлений в полости крышки (перед клапаном) в канале нагнетания насоса (за клапаном). Перепад давлений тем больше, чем большее количество масла проходит в единицу времени через это отверстие, и не зависит от давления.

Избыточное давление в полости «Г» крышки, воздействуя на левый торец перепускного клапана, преодолевает сопротивление пружины 29. При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, открывает выход маслу из полости «Г» крышки в бачок. Чем большее количество масла падает насос, тем больше его перепускается через клапан обратно в бачок. Увеличения подачи масла в систему свыше заданного предела почти не происходит.

Перепускной клапан при срабатывании встроенного в него предохранительного клапана работает аналогично.

При открывании предохранительного клапана небольшой поток масла проходит в бачок через радиальные отверстия «Б» в перепускном клапане. В этом случае давление на правый торец перепускного клапана падает, так как поток масла, идущий к предохранительному клапану, ограничен отверстием «А». Клапан, перемещаясь вправо, открывает выход в бачок основной части перепускаемого масла.

Регулировать предохранительный клапан следует только регулировочными прокладками 31, подкладываемыми под седло клапана.

Для предотвращения шума и износа деталей насоса при работе его с большой частотой вращения коленчатого вала двигателя предусмотрен коллектор 13, который принудительно направляет сливаемое перепускным клапаном масло во внутреннюю полость корпуса насоса и обеспечивает избыточное давление в зонах всасывания.

Бачок 14 насоса прикреплен непосредственно к корпусу и крышке насоса четырьмя болтами через промежуточные резиновые прокладки 26 и 27. В бачке расположен фильтр 23. Фильтр выполнен в виде неразборной конструкции, состоящей из бумажной шторы, размещенной между двумя металлическими обечайками, которые приклеены к верхней и нижней крышкам фильтра. Кроме того, в бачке имеются заливной фильтр 15 и предохранительный клапан 20, препятствующий повышению давления воздуха в полости бачка под маслом больше чем на 19,8…29,4 кПа (0,2…0,3 кгс/см2).

Рабочее давление в гидравлической системе руля изделия и производительность насоса рулевого механизма на режиме номинальной мощности двигателя, а также максимальное давление срабатывания предохранительного клапана насоса, в зависимости от установленной модели насоса, приведены в таблице 5-1.

Таблица 5-1.

Вид насоса

4310-3407200

6540-3407200

Рабочее давление, Мпа (кгс/см2)

5,4 (55)

5,4(55)

Производительность насоса, м3/мин

0,023

0,026

Максимальное давление, Мпа (кгс/см2)

9,3±0,5 (95+5)

10,3±0,5 (105±5)

Обслуживание насоса

Обслуживание насоса заключается в своевременной проверке, доливке и смене масла в системе.

Уровень масла в бачке насоса рулевого усилителя следует проверять только указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, уровень должен находиться между метками на указателе.

При проверке уровня масла в бачке насоса, передние колеса изделия должны быть установлены прямо, двигатель должен работать на режиме холостого хода.

Замену масла производить в следующей последовательности:

— слить масло;

— тщательно очистить крышку заливной горловины от грязи и снять ее;

— протереть заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом;

— заливать масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

— пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала доливать масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня. Уровень масла должен находиться между метками указателя

Для смены фильтрующего элемента насоса необходимо:

— слить масло из системы;

— отвернуть гайку — барашек, снять крышку бачка насоса, расшплинтовать фиксирующую пружину, снять шайбу, пружину и загрязненный фильтрующий элемент;

— установить новый фильтрующий элемент, пружину, шайбу, зашплинтовать фиксирующую пружину, установить крышку бачка насоса и завернуть гайку-барашек;

— заполнить систему маслом и прокачать.

Возможные неисправности системы рулевого управления и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

1. Неустойчивое движение автомобиля по дороге (требуется дополнительная работа рулевым колесом для поддержания заданного направления движения)

Повышенный свободный ход рулевого колеса

Отрегулировать свободный ход рулевого колеса

Износ деталей винтовой пары рулевого механизма

Заменить комплект винтовой пары

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

2. Недостаточное усиление («тяжелый руль») или неравномерная работа гидроусилителя

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Наличие в системе воздуха (пена в бачке, мутное масло) или воды

Удалить воздух. Если воздух удалить не удается, проверить затяжку всех соединений трубопроводов, снять и промыть фильтр, проверить целостность фильтрующих элементов и прокладок под коллектором, а также бачка насоса. Убедиться в плоскостности опорной поверхности коллектора и правильном взаимном расположении привалочных фланцев крышки и корпуса насоса (под установку бачка насоса). Проверить затяжку четырех болтов крепления коллектора и, если все указанные детали исправны, сменить масло, прокачать систему

Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении вала сошки с поршнем-рейкой рулевого механизма

Отрегулировать зацепление с помощью регулировочного винта

Недостаточная подача масла вследствие засоренности фильтра или износа деталей качающего узла насоса

Сменить фильтр и разобрать насос для проверки его деталей. Если необходимо, заменить насос

Повышенные внутренние утечки масла в рулевом механизме вследствие износа или повреждения внутренних элементов уплотнений

Разобрать механизм, заменить уплотнительные кольца или другие поврежденные элементы уплотнений

Периодическое зависание перепускного клапана в результате загрязнения

Разобрать насос, промыть ацетоном перепускной клапан и отверстие в крышке насоса, очистить их рабочие поверхности

Негерметичность обратного клапана рулевого механизма

Устранить негерметичность обратного клапана

Ослабление затяжки упорных подшипников винта рулевого механизма

Отрегулировать затяжку подшипников

Нарушение регулировки пружины предохранительного клапана рулевого механизма или герметичности клапана врезультате засорения

Отрегулировать клапан, промыть устранить, негерметичность

3. Полное отсутствие усиления при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя

Отворачивание седла предохранительного клапана насоса или поломка пружины клапана

Разобрать насос, завернуть седло или заменить пружину клапана

Зависание перепускного клапана или неисправность обратного клапана рулевого механизма

Разобрать насос и промыть клапан, устранить негерметичность обратного клапана

Поломка пружины предохранительного клапана рулевого механизма

Заменить пружину и отрегулировать клапан

4. Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах вправо и влево

Повреждение внутренних уплотнений вала сошки рулевого механизма

Заменить неисправные детали уплотнений вала сошки

Выскакивание из канавки или разрушение упорного кольца 3(рис.5-4) плавающей втулки 4

Установить упорное кольцо в канавку

5. Рулевой механизм «заклинивает» при повороте

Заедание золотника или ре активных плунжеров в корпусе клапана управления рулевым гидроусилителем

Устранить заедание, промыть детали

Износ деталей соединения регулировочного винта с валом сошки или зубчатого зацепления вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма. Вращением регулировочного винта зазор устранить не удается

Отрегулировать осевой зазор в соединении подбором регулировочной шайбы 26 (рис. 5-4). При износе зубчатого зацепления или соединения регулировочного винта с валом сошки выше допустимого заменить рулевой механизм

6. Стук в рулевом механизме или в карданном валу рулевой колонки

Повышенный зазор в зубчатом зацеплении вала сошки и поршня-рейки рулевого механизма

Отрегулировать зазор регулировочным винтом 27 (рис. 5-4)

Ослабление затяжки гаек болтов крепления вилок карданного вала или износ шлицевого соединения

Затянуть гайки. Заменить изношенные детали

7. Повышенный уровень шума при работе насоса

Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла в бачке насоса до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Заменить фильтр

Наличие воздуха в гидросистеме (пена в бачке, мутное масло)

Удалить воздух способами, указанными в п.2

Деформация коллектора или разрушение его прокладки

Устранить погнутость или заменить прокладку

8. Выбрасывание масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса

Чрезмерно высокий уровень масла в бачке насоса

Довести уровень масла до нормального

Засорение или повреждение фильтра насоса

Промыть или заменить фильтр

Деформация коллектора или разрушение его прокладки. Наличие в гидросистеме воздуха или воды

Устранить погнутость или заменить прокладку. Удалить воздух способами, указанными в п.2

9. Постоянное падение уровня масла в бачке насоса

Наличие течи в элементах рулевого управления

Найти и устранить течь

Утечка масла в двигатель вследствие повреждения манжеты валика насоса

Снять насос с двигателя и заменить манжету

10. Поломка передней крышки рулевого механизма

Применение в гидросистеме рулевого управления нерекомендованного или не соответствующего времени года масла

Заменить крышку. Залить масло, указанное в химмотологической карте, удалить воздух

Безотказная работа рулевого управления определяется как исправностью входящих в него элементов, так и других сборочных единиц автомобиля, поэтому при определении причин неисправностей в системе рулевого управления необходимо иметь в виду, что причинами ухудшения устойчивости движения автомобиля (автомобиль плохо «держит дорогу») могут быть также:

— неправильная балансировка колес;

— свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам;

— неисправность амортизаторов;

— неправильная установка управляемых колес (углы установки и схождение не соответствуют рекомендованным значениям).

Причинами ухудшения самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать в среднее положение) могут быть:

— недостаточное количество смазочного материала и большое трение в шарнирах поворотных кулаков;

— пониженное давление воздуха в шинах колес.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть:

— пониженное давление воздуха в шинах колес;

— недостаточное количество смазочного материала в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;

— чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес;

— чрезмерная затяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какой-либо неисправности в системе рулевого управления не торопитесь снимать и разбирать рулевой механизм или насос. Постарайтесь сначала установить причину неисправности.

Не вызванные необходимостью снятие и разборка рулевого механизма или насоса могут привести к появлению течи и к более серьезным неисправностям. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны проводиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

Техническое обслуживание

Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя осуществляется указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка, передние колеса должны быть установлены прямо. При этом нужно вывернуть крышку из заливной горловины бачка 31 (рис. 5-6) гидросистемы, предварительно очистить крышку от грязи, протерев заливную горловину бачка ветошью, смоченной дизельным топливом или керосином. Уровень масла должен находиться между метками на указателе. При необходимости нужно долить масло до нормы при работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Масло заливается через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.

Следует применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в химмотологической карте автомобиля. Надо помнить, что при использовании загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и гидроусилителя.

Прокачка гидросистемы рулевого управления — удаление воздуха — проводится при заправке системы маслом и при устранении неисправностей. Порядок операций следующий:

— вывесить передние колеса или отсоединить продольную тягу от сошки рулевого механизма и снять крышку заливной горловины бачка гидросистемы (нельзя заправлять и прокачивать гидросистему при подсоединенной рулевой тяге, если передние колеса не вывешены);

— снять резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и на его сферическую головку надеть прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема;

— отвернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан рулевого механизма;

— повернуть рулевое колесо влево до начала сжатия центрирующих пружин, которое определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе (нельзя поворачивать колесо до упора);

— из сосуда вместимостью не менее 1,5 л заливать масло в бачок гидросистемы до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;

— пустить двигатель и при работе его на минимальной частоте вращения коленчатого вала долить масло в бачок гидросистемы, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан;

— завернуть перепускной клапан;

— повернуть рулевое колесо вправо до начала сжатия центрирующих пружин (определяется по возрастанию усилия на рулевом колесе) и снова вернуть его в левое положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отвернуть на 1/2-3/4 оборота перепускной клапан и снова проследить за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков завернуть перепускной клапан;

— повторить предыдущую операцию не менее двух раз, в результате из перепускного клапана должно идти чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха из шланга продолжается, повторить операцию еще один два раза; при этом следить за уровнем масла в бачке гидросистемы, поддерживая его между метками на указателе уровня;

— остановить двигатель;

— снять шланг со сферической головки перепускного клапана и надеть на нее защитный колпачок;

— проверить уровень масла в бачке гидросистемы и, если нужно, долить его. Установить крышку заливной горловины бачка;

— соединить продольную рулевую тягу с сошкой рулевого механизма.

Проверку с

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий