РАЗДЕЛ 2 ДВИГАТЕЛЬ
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах «Сервисной книжки» изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в химмотологической карте настоящего руководства.
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя — при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
— клеммы «плюс» генератора;
— клемм «плюс» и «минус» аккумуляторной батареи;
— разъемов электронного блока управления двигателем.
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43501, КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-53504, КАМАЗ-6350, КАМАЗ-63501, КАМАЗ-6450 применяются:
— двигатели моделей КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31-240; КАМАЗ-740.11-240;
— сцепления моделей КАМАЗ-142; КАМАЗ-19; ЯМЗ-184, MFZ-430;
-коробки передач моделей КАМАЗ-154, КАМАЗ-161, КАМАЗ-144, ЯМЗ-2392 и ZF 16S151.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид справа:1- коробка передач; 2 — турбокомпрессор; 3 — фильтр топливный; 4 — маслоналивная горловина; 5 — расширительный бачок; 6 — рычаг переключения передач; 7 — генератор; 8 — кольцевой вентилятор; 9 — фильтр масляный полнопоточный; 10 — фильтр масляный частичнопоточный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора (рис. 2-2) к лонжеронам 2 рамы крепится через кронштейны 1 и 7 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейны 5.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 8, запрессованную в кронштейн передней опоры.
Рис. 2-2. Передняя опора силового агрегата: 1,7- кронштейн передней опоры; 2 — лонжерон рамы; 3 — кронштейн ограничителя подъема кабины; 4 — двигатель; 5 — кронштейн передней опоры; 6, 10 — опорные шайбы; 8 — подушка передней опоры; 9 — болт.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 1 — лонжерон рамы; 2 — кронштейн задней опоры; 3 — башмак задней опоры силового агрегата; 4 — задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 — стяжной болт; 6 — крышка задней опоры; 7 — резиновая подушка; 8 — стальная втулка; 9 — регулировочная прокладка; 10 — кронштейн трубки компрессора.
Поддерживающая опора
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата:1,7,8 — гайка; 2 — лонжерон рамы; 3 — проставка; 4 — кронштейн балки поддерживающей опоры; 5 — балка поддерживающей опоры; 6 — регулировочные шайбы; 9 — накладка подушки; 10 — обойма подушки; 11 — подушка подвески.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
— затянуть болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
— затянуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерону рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления балки к коробке передач (резьба M16);
— проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля следует:
— отсоединить выводы «+» и «-» аккумуляторной батареи;
— поднять переднюю облицовочную панель кабины;
— снять буфер;
— наклонить кабину на 61°;
— отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
— отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
— снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
— ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоединить рукава;
— вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
— вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
— ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
— ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
— отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
— отсоединить воздушный фильтр;
— отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
— отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
— вывесить автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
— слить масло из картера двигателя;
— слить масло из картера коробки передач;
— отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отвернуть гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
— отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
— отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
— отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
— снять ПГУ сцепления;
— отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
— вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— опустить автомобиль с подъемника;
— вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
— отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты;
— зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль нужно:
— при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль;
— совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
— ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
— установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
— подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
— подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
— подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
— подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
— соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
— подсоединить подводящий патрубок, к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
— подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок, подходящий к впускному коллектору;
— подсоединить толкатель управления подачей топлива;
— подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
— подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
— подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
— установить воздушный фильтр;
— подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
— поднять автомобиль с помощью подъемника;
— установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
— залить масло в картер двигателя;
— залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
— прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
— опустить кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
— поставить буфер;
— опустить переднюю облицовочную панель;
— поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
— подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
— ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего ввернуть гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
— опустить автомобиль с подъемника;
— прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
— подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
— пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31 -240; КАМАЗ-740Л1-240 Техническая характеристика двигателей.
Таблица 2-1.
Наименование параметра, характеристика и единица измерения | Модель | |||
740.50-360 | 740.30-260 | 740.31-240 | 740.11-240 | |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия | |||
Тип рабочего процесса | непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне | |||
Расположение цилиндров | V-образное, с углом развала 90° | |||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||
Направление вращения коленчатого вала | правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) | |||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 120×130 | 120×120 | ||
Рабочий объем, л. | 11,76 | 10,85 | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 265 (360) | 191 (260) | 176 (240) | |
Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м) | 1470(150) | 1079(110) | 932 (95) | 833 (85) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 11+1 | |||
Частота вращения коленчатого вала, мин’1: — номинальная — при максимальном крутящем моменте — на холостом ходу: — минимальная — максимальная | ||||
2200±50 | ||||
1300-1500 | 1200-1400 | 1100-1500 | 1200-1600 | |
600±20 | 600в50 | |||
2530-80 | ||||
Количество клапанов в головке цилиндра | 2 (впускной и выпускной) | |||
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов | впускных — 0,25…0,30 мм; выпускных — 0,35…0,40 мм. | |||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной; — минимальной холостого хода, не менее | 392…539 (4…5,5) 98(1,0) | |||
Форсунка модели с распылителем «ЯЗДА» | ||||
273-20 | 273-31 | |||
273-20 | 273-30 | |||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2) | 24,52…25,72 (250…262) | |||
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели | 337-50.02 | 337-50.01 | 337-50.03 | 337-50.05 |
Система наддува | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух». | газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами |
Рис. 2-5. Общий вид двигателей.
ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, KAMA3-740.31-240, КАМАЗ-740.11-240 И ИХ СИСТЕМЫ
Двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.31-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух». По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).
Двигатели КАМАЗ-740.11-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом. По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-1).
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 2-5…2-7.
Рис. 2-6. Продольный разрез двигателя с ОНВ:1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — картер масляный; 10 — пробка слива масла; 11 — желоб маслораспределительный; 12 — коленчатый вал; 13 — форсунка охлаждения поршня; 14 — масляный насос; 15 — гаситель крутильных колебаний; 16 — шкив коленчатого вала; 17 — вал распределительный; 18 — вентилятор с муфтой.
Рис. 2-7. Поперечный разрез двигателя:
1 — коллектор выпускной; 2 — головка цилиндра; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — стартер; 6 — фильтр масляный; 7 — водомасляный теплообменник; 8 — форсунка; 9 — маслоналивная горловина; 10 — коллектор впускной; 11 — труба подводящая; 12 — насоса гидроусилителя руля; 13 — привод управления регулятором ТНВД.