Двигатель. Автомобили семейства МУСТАНГ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ СИСТЕМ И МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЯ

РАЗДЕЛ 2 ДВИГАТЕЛЬ

ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ

Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.

Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.

Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах «Сервисной книжки» изделия.

Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.

Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.

При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в химмотологической карте настоящего руководства.

Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.

Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.

При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.

Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя — при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.

При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.

При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:

— клеммы «плюс» генератора;

— клемм «плюс» и «минус» аккумуляторной батареи;

— разъемов электронного блока управления двигателем.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).

На автомобилях КАМАЗ-4350, КАМАЗ-43501, КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-53504, КАМАЗ-6350, КАМАЗ-63501, КАМАЗ-6450 применяются:

— двигатели моделей КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31-240; КАМАЗ-740.11-240;

— сцепления моделей КАМАЗ-142; КАМАЗ-19; ЯМЗ-184, MFZ-430;

-коробки передач моделей КАМАЗ-154, КАМАЗ-161, КАМАЗ-144, ЯМЗ-2392 и ZF 16S151.

Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид справа:1- коробка передач; 2 — турбокомпрессор; 3 — фильтр топливный; 4 — маслоналивная горловина; 5 — расширительный бачок; 6 — рычаг переключения передач; 7 — генератор; 8 — кольцевой вентилятор; 9 — фильтр масляный полнопоточный; 10 — фильтр масляный частичнопоточный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — масляный картер.

Подвеска силового агрегата

Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.

Передняя опора (рис. 2-2) к лонжеронам 2 рамы крепится через кронштейны 1 и 7 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейны 5.

Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 8, запрессованную в кронштейн передней опоры.

Рис. 2-2. Передняя опора силового агрегата: 1,7- кронштейн передней опоры; 2 — лонжерон рамы; 3 — кронштейн ограничителя подъема кабины; 4 — двигатель; 5 — кронштейн передней опоры; 6, 10 — опорные шайбы; 8 — подушка передней опоры; 9 — болт.

Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.

Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.

Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 1 — лонжерон рамы; 2 — кронштейн задней опоры; 3 — башмак задней опоры силового агрегата; 4 — задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 — стяжной болт; 6 — крышка задней опоры; 7 — резиновая подушка; 8 — стальная втулка; 9 — регулировочная прокладка; 10 — кронштейн трубки компрессора.

Поддерживающая опора

Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.

Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.

Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата:1,7,8 — гайка; 2 — лонжерон рамы; 3 — проставка; 4 — кронштейн балки поддерживающей опоры; 5 — балка поддерживающей опоры; 6 — регулировочные шайбы; 9 — накладка подушки; 10 — обойма подушки; 11 — подушка подвески.

Техническое обслуживание подвески силового агрегата

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

— затянуть болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;

— затянуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерону рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления балки к коробке передач (резьба M16);

— проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.

Ремонт

Для снятия силового агрегата с автомобиля следует:

— отсоединить выводы «+» и «-» аккумуляторной батареи;

— поднять переднюю облицовочную панель кабины;

— снять буфер;

— наклонить кабину на 61°;

— отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;

— отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;

— снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;

— ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоединить рукава;

— вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;

— вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;

— ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;

— ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;

— отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;

— отсоединить воздушный фильтр;

— отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;

— отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;

— отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;

— вывесить автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;

— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;

— слить масло из картера двигателя;

— слить масло из картера коробки передач;

— отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отвернуть гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;

— отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;

— отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;

— отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;

— отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;

— отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;

— отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;

— снять ПГУ сцепления;

— отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;

— вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;

— опустить автомобиль с подъемника;

— вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;

— отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и вынуть болты;

— зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.

Для установки силового агрегата на автомобиль нужно:

— при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль;

— совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;

— ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;

— установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;

— подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;

— подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;

— подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;

— подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;

— соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;

— подсоединить подводящий патрубок, к водяному насосу закрепив его двумя болтами;

— подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок, подходящий к впускному коллектору;

— подсоединить толкатель управления подачей топлива;

— подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;

— подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;

— установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;

— подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;

— установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;

— установить воздушный фильтр;

— подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;

— поднять автомобиль с помощью подъемника;

— установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;

— залить масло в картер двигателя;

— залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;

— прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;

— опустить кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;

— поставить буфер;

— опустить переднюю облицовочную панель;

— поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;

— подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;

— подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;

— ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;

— подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего ввернуть гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;

— подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;

— опустить автомобиль с подъемника;

— прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;

— подсоединить выводы аккумуляторных батарей;

— пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.

ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360; КАМАЗ-740.30-260; КАМАЗ-740.31 -240; КАМАЗ-740Л1-240 Техническая характеристика двигателей.

Таблица 2-1.

Наименование параметра, характеристика и единица измерения

Модель

740.50-360

740.30-260

740.31-240

740.11-240

Тип двигателя

четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Тип рабочего процесса

непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне

Расположение цилиндров

V-образное, с углом развала 90°

Порядок работы цилиндров

1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала

правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика)

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм

120×130

120×120

Рабочий объем, л.

11,76

10,85

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

265 (360)

191 (260)

176 (240)

Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м)

1470(150)

1079(110)

932 (95)

833 (85)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град.

11+1

Частота вращения коленчатого вала, мин’1:

— номинальная

— при максимальном крутящем моменте

— на холостом ходу:

— минимальная

— максимальная

2200±50

1300-1500

1200-1400

1100-1500

1200-1600

600±20

600в50

2530-80

Количество клапанов в головке цилиндра

2 (впускной и выпускной)

Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов

впускных — 0,25…0,30 мм; выпускных — 0,35…0,40 мм.

Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2):

— номинальной;

— минимальной холостого хода, не менее

392…539 (4…5,5)

98(1,0)

Форсунка

модели

с распылителем «ЯЗДА»

273-20

273-31

273-20

273-30

Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см2)

24,52…25,72 (250…262)

Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели

337-50.02

337-50.01

337-50.03

337-50.05

Система наддува

газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух».

газотурбинная, с двумя турбокомпрессорами

Рис. 2-5. Общий вид двигателей.

ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, KAMA3-740.31-240, КАМАЗ-740.11-240 И ИХ СИСТЕМЫ

Двигатели КАМАЗ-740.50-360, КАМАЗ-740.30-260, КАМАЗ-740.31-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух». По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-2).

Двигатели КАМАЗ-740.11-240 четырехтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом. По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН (EURO-1).

Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателей приведены на рис. 2-5…2-7.

Рис. 2-6. Продольный разрез двигателя с ОНВ:1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — картер масляный; 10 — пробка слива масла; 11 — желоб маслораспределительный; 12 — коленчатый вал; 13 — форсунка охлаждения поршня; 14 — масляный насос; 15 — гаситель крутильных колебаний; 16 — шкив коленчатого вала; 17 — вал распределительный; 18 — вентилятор с муфтой.

Рис. 2-7. Поперечный разрез двигателя:

1 — коллектор выпускной; 2 — головка цилиндра; 3 — блок цилиндров; 4 — поршень; 5 — стартер; 6 — фильтр масляный; 7 — водомасляный теплообменник; 8 — форсунка; 9 — маслоналивная горловина; 10 — коллектор впускной; 11 — труба подводящая; 12 — насоса гидроусилителя руля; 13 — привод управления регулятором ТНВД.

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий