Антиблокировочная система тормозов

АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА ТОРМОЗОВ

На автомобилях может быть установлена 4-х канальная антиблокировочная система (АБС) тормозов типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора) фирм «WABCO», «KNORR BREMZE» (Германия), НП РУП «ЭКРАН» (Беларусь).

Основное назначение системы — автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение — скользкой или сухой. Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств:

  • повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости и управляемости в процессе торможения и повышение тормозной эффективности автомобиля, особенно на мокрых и скользких дорогах;
  • продление срока службы шин;
  • возможность увеличения средней безопасной скорости движения.

АБС состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электромагнитного клапана отключения вспомогательного тормоза, электронного блока управления, реле, блока предохранителей, соединительных кабелей, диагностической лампы и клавиши диагностики.

Датчики угловой скорости индуктивного типа, установленные в колесах передней оси и заднего моста, состоят из зубчатого ротора, напрессованного на ступицу, и датчика, установленного в поворотном кулаке передней оси (см. рис. Установка датчика АБС в колесе передней оси) или на кронштейне заднего моста (см. рис. Установка датчика АБС в колесе заднего моста).

Установка датчика АБС в колесе передней оси
Установка датчика АБС в колесе передней оси

При вращении колеса в обмотке датчика наводится переменная ЕДС, создающая переменное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса. Полученный сигнал по кабелям передается в блок управления. Для нормальной работы датчика зазор между ротором и датчиком не должен превышать 1,3 мм.

Электронный блок управления вместе с защитным кожухом, предназначенным для защиты блока от влаги и механических повреждений, крепится на панели передка кабины. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, реле электромагнитного клапана отключения вспомогательного тормоза, и диагностические лампы, а также для диагностики элементов системы.

Установка датчика АБС в колесе заднего моста
Установка датчика АБС в колесе заднего моста

Модуляторы тормозного давления, установленные в тормозных магистралях передних и задних колес на раме перед тормозными камерами, представляют собой электропневматические регулировочные клапаны, обеспечивающие точное, ступенчатое регулирование давления в тормозных камерах по командам блока управления. Модуляторы, установленные на задней тележке, управляют колесами среднего и заднего мостов, расположенными по одному борту (т.е. колеса среднего и заднего мостов управляются двумя модуляторами, расположенными по левому и правому борту). Модуляторы выполняют следующие функции:

  • повышение давления в тормозных камерах, при увеличении угловой скорости;
  • поддержание давления в тормозных камерах;
  • понижение давления в тормозных камерах при блокировании колес.

Когда АБС не вступает в работу, сжатый воздух свободно проходит через модулятор.

Электромагнитный клапан отключения вспомогательного тормоза установлен в магистрали вспомогательного тормоза и при торможении моторным тормозом служит для его отключения в случае блокирования колес.

Реле коммутации электромагнитного клапана отключения вспомогательного тормоза расположено под панелью приборов в кабине и служит для замыкания цепи обмотки электромагнита клапана, при поступлении сигнала с блока управления АБС.

Блок предохранителей, установленный слева от панели приборов под откидной панелью, служит для защиты электроуправляемых элементов АБС.

Диагностические лампы с символами «АБС тягача» и «АБС прицепа», если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС, сигнализирующие об исправности/неисправности АБС тягача или прицепа, расположены на щитке приборов (см. раздел «Органы управления, оборудование кабины и контрольноизмерительные приборы»).

Клавиша диагностики АБС, расположенная на панели выключателей, служит для активизации режима диагностики АБС. Клавиша не фиксированная, т.е. после нажатия ее следует удерживать определенное время, в зависимости от требуемого режима.

Расположение элементов АБС на автомобиле показано на рисунке Функциональная схема АБС автомобиля. схемы подключений АБС — на рисунках Принципиальная схема подключений АБС ф. «WABCO» и НП РУП «ЭКРАН» и Принципиальная схема подключений АБС (b. «KNORR BREMZE)».

РАБОТА СИСТЕМЫ

При включении питания (при повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы») включаются диагностические лампы с символами «АБС тягача» и «АБС прицепа», если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС, при этом на щитке приборов происходит автоматический тест-контроль электронного блока и электрических цепей датчиков, модуляторов и устройств коммутации.

При исправной системе лампа с символом «АБС тягача» гаснет при начале движения, когда автомобиль достигает скорости 5-7 км/ч, если АБС только что подключена, либо после окончания самодиагностики, если система уже использовалась. Аналогично гаснет лампа с символом «АБС прицепа», если автомобиль сцеплен с прицепом, оборудованным АБС.

При возникновении неисправности в системе, или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.), или контуров управления загорается диагностическая лампа с символом ABS. При этом, возможно отключение соответствующего контура АБС (см. рис. Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 4×2. Функциональная схема АБС автомобиля с колесной Формулой 6×4 или Функциональная схема АБС автомобиля с колесной Формулой 8×4), и тормозная система работает как обычно (без режима АБС).

Система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков АБС при регулировке или замене подшипников в колесных узлах, или смене тормозных накладок (если при этом производится снятие ступиц).

Если диагностическая лампа с символом ABS не гаснет при скорости движения выше 7-10 км/ч, либо после устранения неисправности, определённой по мигающему коду (см. таблицы Световые коды состояния элементов АБС ф. «WABCO, Световые коды состояния элементов АБС ф. «KNORR BREMZE» и Световые коды состояния элементов АБС НП РУП «ЭКРАН»), следует обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Внимание!

При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выключения выключателя аккумуляторных батарей;

Категорически запрещается проводить сварочные работы на автомобиле при установленном электронном блоке. В этом случае электронный блок необходимо отключить и снять с автомобиля.

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 4x2:

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 4×2: 1 (А, В, С, D) — модуляторы АБС; 2 — датчики скорости АБС; 3 — электронный блок управления; 4 — клапан электромагнитный отключения вспомогательного тормоза; 5 — розетка для подключения АБС прицепа

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 4x2:

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 6×4: 1 (A,B,C,D) — модуляторы АБС; 2 (A,B,C,D) — датчики скорости АБС; 3 — электронный блок управления; 4 — клапан электромагнитный отключения вспомогательного тормоза; 5 — розетка для подключения АБС прицепа.

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 8x4

Функциональная схема АБС автомобиля с колесной формулой 8×4: 1 (A,B,C,D) — модуляторы АБС; 2 (A,B,C,D) — датчики скорости АБС; 3 — электронный блок управления; 4 — клапан электромагнитный отключения вспомогательного тормоза; 5 — розетка для подключения АБС прицепа

РЕЖИМ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ АБС

АБС имеет встроенную самодиагностику, контроль над собственной работоспособностью система осуществляет непрерывно. Для принудительной проверки работоспособности с целью поиска неисправностей необходимо задействовать режим принудительной диагностики.

Активизация режима производиться нажатием и удержанием определённое время клавиши диагностики АБС на панели выключателей при включенном состоянии выключателя аккумуляторных батарей и выключателя стартера и приборов (ротор замка должен быть повёрнут ключом в положение «I»). Состояние системы отображается выводом светового мигающего кода на диагностическую лампу.

Световой мигающий код о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой два блока световых вспышек. Неисправный компонент и характер неисправности определяются по числу вспышек диагностической лампы соответственно в первом и втором блоках, согласно таблицам Световые коды состояния элементов АБС ф. «WABCO», Световые коды состояния элементов АБС ф. «KNORR BREMZE» и Световые коды состояния элементов АБС НП РУП «ЭКРАН».

Если диагностическая лампа горела до входа в режим диагностики, значит, в системе имеются активные ошибки, т.е. ошибки, присутствующие на момент диагностики. После вывода кодов всех ошибок ламп; горит постоянно.

Активизация режима принудительной диаг ностики АБС ф. «WABCO» и ф. «KNORR BREMSE» производится нажатием и удержанием нажатом состоянии клавиши в течение 0,5 — 3 с (дл WABCO) и 0,5 — 8 с (для KNORR-BREMSE). Если системе имеются активные ошибки, диагностическа лампа гаснет примерно на 1с, а затем:

  • для АБС ф. «WABCO»: выдается циклическ повторяющийся код одной активной ошибки через ка ждые 4 с до устранения данной неисправности (дли тельность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза ме жду вспышками 0,5 с, между блоками — 1,5 с.). Послр устранения неисправности необходимо в выключател стартера и приборов ротор замка повернуть ключор сначала в положение «0», а затем в положение «I».

Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибк и т.д. (до устранения всех неисправностей).

  • для АБС ф. «KNORR-BREMSE»: один 3 другим выдаются коды неисправностей (длительност каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза межд вспышками 0,5 с, между блоками — 1,5 с, интервал между кодами — 4,5 с).

Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно световые коды 4-последних пассивных или «плавающих» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока автоматически или вручную). После вывода кодов пассивных ошибок лампа гаснет.

При отсутствии отказов или неисправностей, выдается световой код 1-1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке).

Активизация режима принудительной диагностики АБС НП РУП «ЭКРАН» производится путем нажатия и удержания в нажатом состоянии клавиши диагностики в течении 3 — 16 с. Если в системе имеются активные ошибки, диагностическая лампа гаснет примерно на 1 с, затем выдается стартовый информационный блок (длительность стартового импульса — 5 с, первой паузы — 2,5 с, разделительного импульса — 2,5 с, второй паузы — 2,5 с). После один за другим выдаются коды неисправностей (длительность каждой вспышки составляет 0,5 с, пауза между вспышками 0,5 с, между блоками — 1,5 с, интервал между кодами — 4 с).

Для вывода кодов пассивных ошибок, необходимо активизировать режим принудительной диагностики (как описано выше), нажать и удерживать в нажатом состоянии клавишу диагностики в течении 3 — 16 с во время второй паузы стартового информационного блока. Световой код о пассивных ошибках будет состоять из трёх импульсов (длительность каждой вспышки — 0,5 с, паузы между ними — 0,5 с), указывающих на режим чтения памяти ошибок, паузы длительностью 2,5 с и последовательностей импульсов кодов ранее обнаруженных неисправностей.

Если в системе нет текущих неисправностей, то световой мигающий код будет состоять только из стартового информационного блока.

После устранения неисправностей необходимо в выключателе стартера и приборов ротор замка повернуть ключом сначала в положение «0», а затем в положение «I».

СИСТЕМНЫЙ РЕЖИМ КОНТРОЛЯ

В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты пассивные ошибки из памяти электронного блока, проведена реконфигурация системы (функция доступна только для АБС ф. «WABCO») получена информация о значении замедления автомобиля при последнем торможении (функция доступна только для АБС НП РУП «ЭКРАН»),

Для активизации системного режима контроля ф. «WABCO» необходимо нажать на клавишный выключатель диагностики АБС на панели выключателей и удерживать его во включенном состоянии от 3 до 6,3 с. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых (длительностью 0,1 с) миганий диагностической лампы. Если имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует, и будет выдаваться сразу код конфигурации.

Световой код конфигурации выдается после активизации системного режима (на автомобилях КАМАЗ установлена система типа 4S/4M 4 датчика/4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2 (две световые вспышки длительностью 0,5 с с паузой 1,5 с). Код конфигурации повторяется через каждые 4 с. Для выхода из системного режима необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время, от 6,3 до 15 с. При этом вывод световых кодов на диагностическую лампу прекращается.

Электронный блок управления с расширенными возможностями по контролю компонентов не может быть использован без дополнительной реконфигурации на транспортном средстве, на котором не установлены дополнительные компоненты. Например, если система сконфигурирована для работы с электромагнитным клапаном отключения вспомогательного тормоза, а клапан на автомобиле не установлен, система выдает ошибку с кодом 7-3 «Короткое замыкание или обрыв провода электромагнитного клапана». Для устранения ошибки необходимо провести реконфигурацию системы. Для активизации режима реконфигурации необходимо нажать и удерживать клавишу диагностики от 3 до 6,3 с, выдержать паузу более 2 с, затем трижды нажать и удерживать клавишу более 0,5 с с паузами между нажатиями не более 3с. Реконфигурация подтверждается четырьмя быстрыми миганиями (длительность импульсов — 0,1 с).

Для активизации системного режима контроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС ф. «KNORR-BREMSE» кодов пассивных ошибок необходимо при включении замка стартера в положение «I» удерживать клавишу диагностики АБС в нажатом состоянии. Клавиша диагностики должна быть нажата в течение не менее 0,5 с и после поворота ротора замка стартера в положение «I» После этого зажигание должно оставаться включенным не менее 5 с. После стирания памяти ошибок не обходимо выключить и снова включить зажигание.

Для определения кода конфигурации системь необходимо при включенном в положение «I» замке стартера дважды нажать клавишу диагностики. Длительность каждого нажатия должна быть в пределах 0,5 — 8 с., временной интервал между нажатиями — не более одной секунды. Выводимый код конфигурации аналогичен коду для АБС ф. «WABCO» (см. выше).

Для активизации системного режима кон гроля и для полного стирания из памяти электронного блока АБС НП РУП «ЭКРАН» кодов пассивных ошибок необходимо активизировать режим принудительной диагностики (см. выше). Затем, во время второй паузы стартового информационного блока, дважды нажать и удерживать диагностическую клавишу более 3 с. Интервал между нажатиями не должен превышать 1 с. Световой код после отпускания кнопки будет состоять из восьми импульсов длительностью 0,5 с, указывающих на активизацию режима стирания ошибок.

При необходимости, можно задействовать режим «черного ящика» — вызвать из памяти электронного блока значение замедления автомобиля при последнем торможении. Значение замедления выводится световым мигающим кодом на диагностическую лампу после активизации режима принудительной диагностики нажатием и удержанием клавиши диагностики более 3 с во время первой паузы стартового информационного импульса. Световой код вывода значения замедления будет состоять из двух импульсов длительностью 0,5 с, указывающих на активизацию режима, паузы длительностью 2,5 с и последовательности трёх импульсных блоков, где первый блок — единицы значения замедления, второй — десятые доли, третий — сотые. Количество импульсов в блоках — от одного до девяти. Ноль выводится десятью световыми импульсами.

Световой кодНеисправный элемент (см. Функциональная схема АБС автомобиля)Характер неисправностиРекомендации к устранению
Ра*Рб*
11Все элементы исправны
21Модулятор ВОбрыв или замыкание на «массу»Проверить соединительные кабели, подсоединение к блоку и модулятору. Устранить повреждения. При отсутствии повреждений заменить модулятор.
2Модулятор А
3Модулятор D
4Модулятор С
31Датчик ВБольшой воздушный зазор между датчиком и зубчатым роторомМаксимальный зазор не должен превышать 1,3 мм. Отрегулировать воздушный зазор, до-толкнув датчик до касания с ротором.
2Датчик А
3Датчик D
4Датчик С
41Датчик ВКороткое замыкание или обрыв провода или обмотки датчикаПроверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик в случае повреждения.
2Датчик А
3Датчик D
4Датчик С
51Датчик ВНестабильность сигнала датчикаПроверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колёс (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. WABCO и НП РУП «ЭКРАН»), Проверить целостность ротора
2Датчик А
3Датчик D
4Датчик С
61Датчик ВДефект датчика или зубчатого ротораЗаменить датчик или зубчатый ротор
2Датчик А
3Датчик D
4Датчик С

 

71Связь с электронным блоком управленияОшибка связиПроверить проводку. Устранить неисправность (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. WABCO и НП РУП «ЭКРАН»), Заменить ЭБУ.
3Электромагнитный клапан отключения вспомогательного тормозаКороткое замыкание или обрывПроверить кабель питания клапана на наличие обрыва или КЗ, проверить подключение к ЭБУ. Устранить неисправность. Проверить работоспособность клапана. Заменить клапан.
4Диагностическая лампа АБСКороткое замыкание или обрыв проводаПроверить провода лампы и клавиши диагностики на наличие КЗ или обрыва. Устранить. Клавиша была нажата более 16 с. Отпустить клавишу.
81Питание электронного блока управленияПониженное напряжение бортсетиНапряжение бортсети упало ниже 18В. Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24 — 28В (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. WABCO и НП РУП «ЭКРАН»),
2Повышенное напряжение бортсетиНапряжение бортсети превысило ЗОВ. Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости — заменить.
3Электронный блок управленияВнутренняя ошибкаЗаменить ЭБУ
4Ошибка конфигурации
5Питание электронного блока управленияОшибка подключения по «массе»Проверить правильность подключения (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. WABCO и НП РУП «ЭКРАН»), Устранить неисправность.
Световой кодНеисправный элемент (см. рис. Функциональная схема АБС автомобиля)Характер неисправностиРекомендации к устранению
Ра*Рб*
11Все элементы исправны
N*1Датчики частоты вращения колесаБольшой воздушный зазор между датчиком и зубчатым роторомМаксимальный зазор не должен превышать 1,3 мм. Отрегулировать воздушный зазор, дотолк-нув датчик до касания с ротором.
2Отсутствие сигнала датчика при торможенииПроверить уровень сигнала датчика (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. «KNORR-BREMSE»). Проверить наличие и работоспособность зубчатого ротора. При необходимости заменить датчик и ротор.
3Плохой зубчатый ротор, подошёл срок обслуживания АБСЗаменить зубчатый ротор. Проверить уровни сигналов датчиков (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС Ф. «KNORR-BREMSE»).
4Нестабильность сигнала датчикаПроверить кабель и уровень сигнала датчика при вращении колёс (см. рис. Принципиальная схема подключений АБС ф. «KNORR-BREMSE»). Проверить целостность ротора.
5Потеря сигнала датчика
6Короткое замыкание на «массу» или батарею. Обрыв провода.Проверить датчик, подсоединение к блоку и датчику, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик в случае повреждения.
1010Контакты подключения заземления диагоналейЗамыкание диагонали 1 на батареюПроверить подключения модуляторов первой диагонали (передний левый — задний правый). Проверить проводку. Устранить неисправность. Заменить модуляторы.
11Замыкание диагонали 1 на «массу»
12Все модуляторы короткозамкнуты на «массу»Проверить подключения модуляторов. Проверить проводку. Устранить неисправность. Заменить модуляторы.
151 … 11Электронный блок управления.Электронный блок управления дефектный. Внутренняя ошибка электронного блока.Заменить электронный блок управления.
161ЭлектропитаниеВысокое напряжение в диагонали 1.Напряжение бортсети превысило ЗОВ. Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости — заменить. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ.
2Низкое напряжение в диагонали 1.Напряжение бортсети упало ниже 18В. Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24 — 28В. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ.
3Обрыв провода диагонали 1.Проверить подсоединения модуляторов диагонали 1 (передний левый — задний правый) к ЭБУ. Проверить проводку на наличие обрыва. Устранить неисправность.
4Обрыв провода на контакте GNDPCV1 или большая разница напряжений с GNDECUПроверить подсоединение к электронному блоку (контакты 10/18 и 12/18). Проверить провода на обрыв. Устранить неисправность.
9Высокое напряжение на контакте UECUНапряжение бортсети превысило 30В. Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости — заменить.
10Низкое напряжение на контакте UECUНапряжение бортсети упало ниже 18В. Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24 — 28В.
171Электромагнитный клапан отключения вспомогательного тормозаЗамыкание катушки клапана на батарею. Обрыв провода.Проверить кабель питания клапана на наличие обрыва или КЗ, проверить подключение к ЭБУ. Устранить неисправность. Проверить работоспособность клапана. Заменить клапан.
2Замыкание катушки на «массу».
1710Диагностическая лампаКЗ или обрыв провода лампы или клавиши.Проверить провода лампы и клавиши диагностики на наличие КЗ или обрыва. Устранить. Клавиша была нажата более 16 с. Отпустить клавишу.
175Специальные ошибкиБольшое различие между размерами передних и задних шин.Заменить шины.
12Проблема памяти параметров датчиков.Два и более датчика неисправны. Проверить уровни сигналов датчиков. Устранить неисправности. При необходимости заменить датчики. Стереть ошибки из памяти электронного блока. Разогнать автомобиль до скорости более 20 км/ч.
13Перепутаны датчики передней оси и заднего моста.Устранить неисправность, переставив контакты в колодках электронного блока.
Примечания:

1) N*: 2(3) — левый (правый) датчик частоты вращения колеса передней оси;

4(5) — левый (правый) датчик частоты вращения колеса ведущего моста.

2) К*: 8(9) — левый (правый) модулятор тормозного давления передней оси;

10(11)- левый (правый) модулятор тормозного давления ведущего моста.

3) Ра* — первая часть кода;

4) Рб* — вторая часть кода.

Таблица Световые коды состояния элементов АБС НП РУП «ЭКРАН»

Световой кодНеисправный элемент (см. Функциональная схема АБС автомобиля)Характер неисправностиРекомендации к устранению
Ра*Рб*
21Модулятор АОбрыв или замыканиеПроверить соединительные кабели на наличие
2Модулятор Вна «массу»к.з. или обрыв. При отсутствии повреждений заменить модулятор.
3Модулятор С
4Модулятор D
31Датчик АОбрыв или короткое замыканиеПроверить датчик, кабель датчика на наличие обрыва или КЗ. Устранить. Заменить датчик.
2Датчик В
3Датчик С
4Датчик D
41Датчик АНедостоверная величина скоростиОтрегулировать зазор между датчиком и ротором. Проверить уровень сигнала датчика при вращении колеса. Проверить целостность и качество ротора.
2Датчик В
3Датчик С
4Датчик D
51Электронный блок управленияВнутренние ошибки блокаЗаменить ЭБУ
61ЭлектропитаниеПониженное напряжение бортсетиНапряжение бортсети упало ниже 18В. Проверить аккумуляторы и предохранители. Обеспечить напряжение 24 — 28В. Проверить ЭБУ. Заменить ЭБУ.
2Повышенное напряжение бортсетиНапряжение бортсети превысило 31,5В. Проверить реле напряжения автомобиля. В случае необходимости — заменить.
3Датчик С
4Датчик D
Примечания:

1) Ра* — первая часть кода;

2) Рб* — вторая часть кода.

Принципиальная схема подключений АБС ф. «WABCO» и НП РУП «ЭКРАН»

Принципиальная схема подключений АБС ф. «WABCO» и НП РУП «ЭКРАН»

Принципиальная схема подключений АБС ф. «KNORR BREMZE»

Принципиальная схема подключений АБС ф. «KNORR BREMZE»

Причиной неисправности тормозной системы могут быть отказ в работе пневмоаппаратов, нарушение регулировок, а также утечки сжатого воздуха в пневмоприводе из-за негерметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов. О негерметичности контуров пневмопривода сигнализируют светящиеся лампы предупредительных сигналов (см. раздел «Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы») и зуммер.

При достижении давления в контурах выше 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/ см2) лампы должны погаснуть, и одновременно должен прекратить звучание зуммер. Время заполнения ресиверов сжатым воздухом до номинального давления не должно превышать 6 мин. — для автомобиля, 9 мин. — для автопоезда при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Герметичность пневмопривода проверяйте при номинальном давлении, включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем двигателе. Места большой утечки воздуха определяйте на слух. Незначительные утечки можно определить, покрывая соединения трубопроводов мыльной эмульсией.

При поиске неисправностей пользуйтесь Схемами пневматического привода тормозных систем, на которых условно изображены тормозные аппараты и трубопроводы, соединяющие их.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 43253, 432255

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 43253, 432255: 1 — влагоотделитель; 2 — компрессор; 3 — охладитель; 4 — четырехконтурный защитный клапан; 5 — автоматический регулятор тормозных сил; 6 -регулятор давления; 7 — выключатель сигнала торможения; 8 — тормозной кран; 9 — пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 — кран управления стояночной тормозной системой; 12* — цилиндр выключения подачи топлива; 13* — кран пневматический; 15 — передняя тормозная камера; 16 — ресивер контура IV; 17 — ресивер контура 111; 18 — кран слива конденсата; 19 — задняя тормозная камера; 20,24 — ускорительные клапаны; 21 -двухмагистральный перепускной клапан; 22 — выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 — ресивер контура II; 25 — ресивер контура I; 26 — выключатель контрольных ламп падения давления воздуха в контуре III; 27 — кран экстренного растормаживания; 28 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 29 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре 1; 30 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре II; 31 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре IV; 32 — модуляторы АБС; 33 — датчик скорости АБС; 34 — влагомаслоотделитель с регулятором давления; 35 — клапан электромагнитный; А, В, Д — клапаны контрольных выводов * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 43253,43255 (с осушителем):

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 43253,43255 (с осушителем): 2 — компрессор; 3 — охладитель; 4 — четырехконтурный защитный клапан; 5 — автоматический регулятор тормозных сил; 6 — осушитель воздуха с регулятором давления; 7 — выключатель сигнала торможения; 8 — тормозной кран; 9 — пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 — кран управления стояночной тормозной системой; 12* — цилиндр выключения подачи топлива; 13* — кран пневматический; 15 — передняя тормозная камера; 16 — ресивер контура IV; 17 — ресивер контура III; 18 — кран слива конденсата; 19 — задняя тормозная камера; 20,24 -усячкорительные клапаны; 21 -двухмагистральный перепускной клапан; 22 — выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 — ресивер контура II; 25 — ресивер контура I; 26 — выключатель контрольных ламп падения давления воздуха в контуре III; 27 — кран экстренного растормажива-ния; 28 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 29 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре I; 30 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре II; 31 — выключатель контрольной лампы падения давления в контуре IV; 32 — модуляторы АБС; 33 -датчик скорости АБС; 34 — ресивер регенерационный; 35 — клапан электромагнитный; А, В, Д — клапаны контрольных выводов; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют.

Схема пневмопривода тормозных систем одиночных автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111,65115 (с влагомаслоотделителем)

Схема пневмопривода тормозных систем одиночных автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111,65115 (с влагомаслоотделителем): 1 — передние тормозные камеры; 2 (А) — клапан контрольного вывода контура I; 3 (В, С) — клапан контрольного вывода контура III; 4 (D.E) — клапан контрольного вывода контура II; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре I; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре 111; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормажи-вания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 21 — влагомаслоотделитель с регулятором давления; 22 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура 11; 29 — ресивер контура III; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35* — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют.

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111,65115, работающих с прицепом (с влагомаслоотделителем):

Схема пневмопривода тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111,65115, работающих с прицепом (с влагомаслоотделителем): 1 — передние тормозные камеры; 2(A) — клапан контрольного вывода контура I; 3(В, С) — клапан контрольного вывода контура III; 4(D,E) — клапан контрольного вывода контура II; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре 1; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 21 — влагомаслоотделитель с регулятором давления; 22 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 24 — кран управления тормозами прицепа; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура 1; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 30 — головка соединительная питающая; 31 — головка соединительная управляющая; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35* — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют

Схема пневмопривода тормозных систем одиночных автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111, 65115 (с осушителем)

Схема пневмопривода тормозных систем одиночных автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111, 65115 (с осушителем): 1 — передние тормозные камеры; 2(A) — клапан контрольного вывода контура 1; 3(В, С) — клапан контрольного вывода контура 111; 4(D, Е) — клапан контрольного вывода контура II; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре I; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 22 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35 *- пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 37 — осушитель воздуха с регулятором давления; 38 — ресивер регенерационный; 39 — клапан накачки шин; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют

Схема пневмопривода тормозных систем одиночных автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111, 65115 (с осушителем):

Схема пневмоприводов тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 53229, 55111, 65115, работающих с прицепом (с осушителем): 1 — передние тормозные камеры; 2(A) -клапан контрольного вывода контура I 3(В, С) — клапан контрольного вывод, контура III; 4(D, Е) — клапан контрольного вывода контура II; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр: 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 -2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре I; 12 — датчик падения давления в контуре 11; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 22 — датчик скорость ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 24 — кран управления тормозами прицепа; 25 — пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 30 — головка соединительная питающая; 31 — головка соединительная управляющая; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35*- пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 37 — осушитель воздуха с регулятором давления; 38 — ресивер регенерационный; 39 — клапан накачки шин; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют

Схема пневмоприводов тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 65116, 65117 (влагомаслоотделитель выполнен совместно с регулятором давления)

Схема пневмоприводов тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 65116, 65117 (влагомаслоотделитель выполнен совместно с регулятором давления): 1 — передние тормозные камеры; 2(A) — клапан контрольного вывода контура I; 3(В, С) — клапан контрольного вывода контура III; 4(D, Е) — клапан контрольного вывода контура II; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре I; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 21 — влагомаслоотделитель с регулятором давления; 22 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 24 — кран управления тормозами прицепа; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 30 — головка соединительная питающая; 31 — головка соединительная управляющая; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35* — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют

Схема пневмоприводов тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 65116, 65117 (с осушителем)

Схема пневмоприводов тормозных систем автомобилей КАМАЗ моделей 65116, 65117 (с осушителем): 1 — передние тормозные камеры; 2(A) — клапан контрольного вывода контура I; 3(В, С) — клапан контрольного вывода контура III; 4(D, Е) — клапан контрольного вывода контура И; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 -датчик падения давления в контуре 1; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 22 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 24 — кран управления тормозами прицепа; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 30 — головка соединительная питающая; 31 — головка соединительная управляющая; 32 — клапан электромагнитный; 33 — датчик контрольной лампы контура III; 34 — датчик сигнала торможения; 35* — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 37 — осушитель воздуха с регулятором давления; 38 — ресивер регенерационный; 39 — клапан накачки шин; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КАМАЗ-6540 с осушителем

Схема пневмопривода тормозных систем автомобиля КАМАЗ-6540 с осушителем: 1 — передние тормозные камеры; 2(A) — клапан контрольного вывода контура I; 3(С, Е) — клапан контрольного вывода контура II; 4 (D) — клапан контрольного вывода контура III; 5* — кран пневматический; 6 — двустрелочный манометр; 7 — компрессор; 8 — теплообменник; 9 — 2-х секционный тормозной кран с педалью; 10 — четырехконтурный защитный клапан; 11 — датчик падения давления в контуре I; 12 — датчик падения давления в контуре II; 13 — датчик падения давления в контуре III; 14 — датчик падения давления в контуре IV; 15 — кран экстренного растормаживания; 16 — клапан 2-х магистральный; 17 — ускорительный клапан; 18 — регулятор тормозных сил; 19 — задние тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами; 20 — модулятор ABC; 21 — датчик скорости ABC; 23 — кран управления стояночным тормозом; 24 — клапан накачки шин; 25 — пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной (износостойкой) тормозной системы; 26 — ресивер контура I; 27 — ресивер контура IV; 28 — ресиверы контура II; 29 — ресивер контура III; 30 — клапан электромагнитный; 31 — датчик контрольной лампы контура III; 32 — датчик сигнала торможения; 33* — пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 34 — осушитель воздуха с регулятором давления; 35 — ресивер регенерационный; I — к потребителям сжатого воздуха; * — для двигателей уровня EURO-3 отсутствуют.

НеисправностьВозможная причинаМетод устранения
Ресиверы пневмосистемы не заполняются или заполняются медленноНарушена герметичность ресивераЗамените ресивер
Негерметичность соединений трубопроводовУстраните неплотности в соединениях
Нарушена регулировка регулятора давленияОтрегулируйте регулятор давления
Часто срабатывает регулятор давления при заполненной пневмосистемеУтечка воздуха в магистрали от регулятора давления до блока защитных клапановУстраните утечку
Неэффективное торможение или отсутствие торможения при полностью нажатой тормозной педалиУтечка воздуха в контурах I и II после тормозного кранаУстраните утечку
Превышение допустимой величины хода штоков тормозных камерОтрегулируйте ход штоков
Нарушение регулировки положения педали тормозного кранаОтрегулируйте положение педали тормозного крана
Неэффективное торможение или отсутствие торможения стояночной или запасной тормозными системамиПревышение допустимой величины хода штоков тормозных камерОтрегулируйте ход штоков
При установке рукоятки крана управления стояночной системой в горизонтальное положение автомобиль не растормаживаетсяУтечка воздуха из трубок контура III, из атмосферного вывода ускорительного клапанаУстраните утечку
Отсутствие торможения при включении вспомогательной тормозной системыЗаедание заслонок механизмов вспомогательной системыРазберите механизм, очистите от нагара и промойте
Утечка воздуха из магистрали вспомогательной тормозной системыУстраните утечку
Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий