4.9. Электронные системы управления
На автомобилях устанавливаются электронная система управления двигателя (ЭСУД или EDC с двигателем MAN), антиблокировочно — противобуксовочная система (АБС/ПБС или ABS/ ASR). система электронного управления пневмоподвеской (СЭУП или ECAS).
Благодаря этому автомобили приобрели ряд достоинств:
—выполнение требований Евро-2; Евро-3;
—функции автоматического поддержания постоянной скорости («Круиз -контроль»);
—повышение активной безопасности, т.е. повышение тормозной эффективности автомобиля и улучшение устойчивости и управляемости, особенно на мокрых и скользких дорогах;
—возможность увеличения средней безопасной скорости движения;
—увеличение срока службы шин;
—улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;
—повышение плавности хода и автоматическое поддержание постоянного или заданного уровня подвески, независимо от нагрузки как в процессе движения, так и при погрузке/разгрузке;
—возможность дистанционного регулирования высоты рамы и седла из кабины или от выносного пульта, что значительно упрощает погрузочно — разгрузочные работы и ускоряет сцепку/расцепку тягача с прицепом/полуприцепом;
—выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя и т. д.
Расположение основных элементов электронных систем на автомобиле показано на рисунке 68. Расположение дополнительного электрооборудования на панели реле и предохранителей и боковом щитке приборов — на рисунках 69 и 70, ввод жгутов в кабину на рисунке 71. Назначение предохранителей указано в таблице 13.
Электронная система управления двигателем
Система содержит микропроцессорный блок 20 управления двигателем (рисунки 68 и 76), подрулевой переключатель 21 (рисунки 68 и 74), датчики 23 и 24 оборотов двигателя, датчик 25 температуры топлива, датчик 26 давления турбонаддува, выключатель 27 моторного тормоза, подпедальные датчики 28 сцепления, 29 тормоза и 30 подачи топлива, датчик 31 температуры охлаждающей жидкости и датчик 32 поднятия иглы форсунки.
Установка и регулировочные параметры подпедальных датчиков сцепления, тормоза и подачи топлива показаны соответственно на рисунках 72 и 73. В качестве датчика включенного состояния моторного тормоза используется датчик давления типа ММ 125Д, установленный в пневмовыключателе «моторного» тормоза. Информация о скорости автомобиля подается с выхода клеммы D3 тахографа. Переключение режимов работы системы производится с помощью подрулевого переключателя (рисунок 74). Кроме основных режимов работы (управления дозой, углом опережения подачи впрыскиваемого топлива и моторным тормозом), система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.
Регулирование холостых оборотов
Регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять быстрый запуск двигателя при «холодном пуске» и способствует комфортабельности трогания автомобиля с места.
Управление оборотами двигателя производится на неподвижном автомобиле. При этом циклическим переключением подрулевого переключателя (рисунок 74) из положения 0 в положения 1″SET+» или II «SET -» дискретно при каждом нажатии (на 50 об/мин) можно увеличить/уменьшить обороты (во время регулирования запрещается нажимать педали сцепления или тормоза).
Сбросить установленные обороты двигателя можно либо нажатием кнопки AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза.
Нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе устанавливаются повышенные холостые обороты по умолчанию (1200 об/мин).
Рисунок 68. Расположение элементов АБС/ПБС, системы управления пневмоподвеской и системы управления двигателем
1- датчики частоты вращения колес; 2 — электропневмомодуляторы тормозного давления; 3 -микропроцессорный блок управления АБС/ПБС; 4 — коммутационные реле; 5 — блоки предохранителей 6 — инфомодуль; 7 — контрольные лампы; 8 — переключатели режимов работы АБС/ПБС; 9 — кабель спиральный питания АБС прицепа; 10 — диагностические разъемы; 11 — кнопки диагностики; 12 — розетка для подключения спирального кабеля; 13 — парковочная розетка; 14 — электропневмоклапан ПБС; 15 -датчик положения; 16 — пульт дистанционного управления; 17 — блок электропневмоклапанов; 18 -микропроцессорный блок управления пневмоподвеской; 19 — переключатель второго транспортного положения подвески; 20 — микропроцессорный блок управления двигателем; 21 — подрулевой переключатель «Круиз — контроль»; 22 — клапап моторного тормоза; 23 — датчик оборотов двигателя основной; 24 — датчик оборотов двигателя вспомогательный; 25 — датчик температуры топлива; 26 — датчик давления турбонаддува; 27 — выключатель моторного тормоза; 28 — подпедальный датчик сцепления; 29 — подпедальный датчик тормоза; 30 — датчик положения педали подачи топлива; 31 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 32 — датчик поднятия иглы форсунки
При этом возможно лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности, за счет возможности установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности. Например, для одной коробки отбора мощности 1100 об/мин, для другой 1500 об/мин, и т.д. Для изменения величины холостых оборотов двигателя необходимо:
—запустить двигатель и прогреть до температуры более 30°С;
—нажать и не отпускать педаль тормоза;
—нажать кнопку MEM подрулевого переключателя (рисунок 74) на время не менее 3 сек., при этом обороты двигателя упадут до минимальных;
—циклическим нажатием подрулевого переключателя в положение «SET+» установить требуемые обороты;
—повторно нажать кнопку MEM на время не менее 3 сек.;
—отпустить педаль тормоза, при этом текущее значение холостых оборотов запишется в память электронного блока.
Рисунок 69. Расположение предохранителей и диагностических компонентов электронных систем АБС/ПБС, управления пневмоподвеской и двигателем на панели реле и предохранителей (назначение предохранителей приведено в таблице 13)
Рисунок 70 Контрольные лампы и переключатели режимов работы электронных систем
1 — контрольная лампа АБС тягача; 2 — контрольная лампа АБС прицепа; 3 — контрольная лампа исправности соединения с АБС прицепа; 4 — контрольная лампа режима ПБС и «TEMPOSET»; 5 —контрольная лампа пневмоподвески; 6 — контрольная лампа транспортного положения; 7 — контрольная лампа диагностики двигателя; 8 — переключатель режимов работы АБС; 9 — переключатель режимов работы ПБС; 10 — переключатель транспортного положения; 11 — переключатель режима «TEMPOSET
Рисунок 71. Ввод жгутов в кабину
1- жгут АБС/ПБС; 2 — жгут системы управления пиевмоподвеской; 3 — жгут системы управления двигателем
Рисунок 72. Установка подпедальных датчиков сцепления и тормоза
Рисунок 73. Установка подпедального датчика подачи топлива
Рисунок 74. Подрулевой переключатель режима «Круиз — контроль»
(0 — нормальное положение; I (SET+) — включение режима «Круиз контроль», увеличение скорости или оборотов, II (SET-) — уменьшение скорости или оборотов)41 — кнопка вызова значения сохраненной скорости автомобиля, в режиме холостых оборотов — установки повышенных оборотов холостого хода (1200 мин-1); 2 — кнопка выхода из режимов поддержания и ограничения скорости и выключения режима повышенных оборотов холостого хода; 3 — светодиод индикации включения режима ограничения скорости
Поддержание установленной скорости движения («Круиз — контроль»)
В режиме поддержания скорости происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/час. Для включения режима используется подрулевой переключатель (рисунок 74). При наборе нужной скорости необходимо произвести переключение сначала в положение «SET+» и затем в положение «SET-«. При отпускании рычага переключателя заданное значение скорости записывается в память электронного блока. Дальнейшее управление автомобилем производится с отпущенной педалью подачи топлива. При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость путем нажатия педали подачи топлива. При отпускании педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.
Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза. При этом можно нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе выйти снова в режим поддержания скорости (с предыдущим запомненным значением). После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.
Примечание
Во избежание возможных повреждений автомобиля и личной безопасности не рекомендуется использовать режим поддержания скорости в следующих случаях:
—на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;
—на скользких дорогах, т.е. на дорогах покрытых снегом или льдом, либо на дорогах свободно насыпанных гравием и т.д.
Ограничение скорости движения («Temposet»)
В режиме ограничения скорости движения можно установить требуемое предельное значение скорости движения. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/час. Для этого необходимо на панели управления предварительно нажать специальный переключатель 11 (рисунок 70) режима промежуточного ограничения скорости и при наборе нужной скорости, произвести переключение подрулевого переключателя в положение «SET+» и затем — в положение «SET-«. При отпускании рычага переключателя загорается встроенный в рукоятку переключателя светодиод 3 (рисунок 74) и заданное значение скорости записывается в память электронного блока.
Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе.
При выходе из режима нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе можно выйти в режим ограничения скорости со значением скорости, запомненной последней. После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.
Примечание
Возможна программная (устанавливаемая с помощью специального тестера на заводе) конфигурация системы, которая позволяет автоматически ограничивать максимальную скорость движения автомобиля в соответствии с требованиями Правил № 89 ЕЭКОНН (85 или 90 км/ч) или в соответствии с требованиями потребителя. В этом случае на панели приборов крепится специальная табличка (рисунок 77).
Возможные неисправности и способы их устранения
Возможные неисправности ЭСУ двигателя и способы их устранения приведены в таблице 7.
Таблица 7
Внешние проявления | Причина | Способ устранениянеисправности |
1. При повороте ключа замка включения стартера иположение «приборы» не загораются лампа «EDC» и светодиод подрулевогопереключателя. Остальные лампы светятся. | 1.1 Отсутствует напряжение питания блока управленияЭСУ. | Проверить предохранители питания блока и системы ипри необходимости заменить их. |
1.2. Неисправна проводка и устройства коммутации(реле). | Проверить проводку Устранить неисправность впроводке, заменить реле. | |
1.3. Не подключен или неисправен подрулевойпереключатель или лампа EDC | Проверить исправность и подключение подрулевогопереключателя и лампы EDC. | |
1.4. Неисправен блок ЭСУ | Заменить блок ЭСУ. | |
2. Двигатель не запускается. | 2.1. Низкое напряжение АКБ. | Проверить состояние АКБ. Произвести подзарядку илизамену АКБ. |
2.2. Неисправен стартер или релестартера. | Проверить электрические цепи включения стартера иустранить неисправность. | |
2.3. Не подключен жгут двигателя | Подключить жгут двигателя к кабине | |
2 4 Неисправен блок ЭСУ. | Заменить блок ЭСУ. | |
2.5. Неисправное реле аварийного глушениядвигателя | Проверить электрические цепи реле К602 аварийногоглупения двигателя | |
3. Двигатель не запускается или работает неустойчиво. | 3.1 Разряжена АКБ или отсутствует питание цепей блокау правления | Проверить АКБ, предохранители цепей питания системы ипри необходимости заменить их. |
3.2 Включен моторный тормоз. | Проверить систему моторного тормоза. | |
3.3. Наличие воздуха в топливе. | Устранить подсос воздуха, прокачать топливнуюсистему. | |
3.4. Некачественное топливо. | Заменить топливо и фильтры, проконтролироватьдавление в топливных магистралях. | |
3.5. Неисправен блок ЭСУ. | Заменить блок ЭСУ. | |
4. Двигатель не развивает мощности илиглохнет. | 4.1. Включен моторный тормоз. | Проверить систему моторного тормоза. |
4.2. Нарушена герметичность всасывающихтопливопроводов. | Проверить герметичность топливной системы, устранитьнеисправности и прокачать топливную систему. |
продолжение таблицы 7
Внешние проявления | Причина | Способ устранениянеисправности |
4. Двигатель не развивает мощности илиглохнет. | 4.3. Отсутствует или пропадает напряжение питания наисполнительном механизме привода рейки ТНВД. | Проверить цепи исполнительного механизма приводарейки ТНВД. |
4.4. Аварийное падение давления масла. Перегревдвигателя, недостаточное давление наддува. | Проверить давление масла по указателю давления.Продиагностировать систему при помощи световых кодов. | |
4.5. Неисправен блок ЭСУ. | Заменить блок ЭСУ. | |
5. Не работает режим поддержания скорости(Темпосет) | 5.1. Включен выключатель промежуточного ограниченияскорости. | Выключить выключатель. |
5.2. Неисправен подрулевойпереключатель. | Заменить переключатель. | |
5.3. Нарушена регулировка или неисправны датчикипедалей тормоза и сцепления. | Отрегулировать рабочий зазор или заменитьдатчик(и). | |
5.4. Неисправны электрические цепи переключателей илидатчиков педалей тормоза и сцепления. | Проверить электрические цепи и устранитьнеисправность. | |
5.5. Отсутствует сигнал скоростиавтомобиля. | Проверить наличие и уровень сигнала. | |
5.6. Неисправен блок управления ЭСУ | Заменить блок ЭСУ. | |
6. Не работает режим промежу точного ограниченияскорости Темпосет». | 6.1. Выключен выключатель промежуточного ограниченияскорости. | Включать выключатель. |
6.2. Неисправен подрулевойпереключатель. | Заменить переключатель. | |
6.3. Неисправны электрические цепипереключателей. | Проверить электрические цепи и устранитьнеисправность. | |
6.4. Отсутствует сигнал скоростиавтомобиля | Проверить наличие и уровень сигнала скорости стахографа. | |
6.5. Неисправен блок управления ЭСУ. | Заменить блок ЭСУ. | |
7. Двигатель не глушится. | При повороте ключа замка включения стартера вположение «ВЫКЛЮЧЕНО», присутствует напряжение на клемме 15электрооборудования автомобиля, достаточное для удержания реле питаниясистемы во включенном состоянии. | Проверить замок включения стартера, напряжение наклемме 15 должно быть только при повороте ключа замка включения стартера вположение «ПРИБОРЫ». |
окончание таблицы 7
Внешние проявления | Причина | Способ устранениянеисправности |
7. Двигатель не глушится. | Неправильное подключение ЭСУ к электрооборудованиюавтомобиля. | Проверить подключение системы к электрооборудованиюавтомобиля. |
8. Не работает моторный тормоз. | Неправильно подключен или не работает датчикмоторного тормоза | Проверить подключение датчика к жгуту моторноготормоза. Заменить датчик. |
Неправильно подключен или не работаетклапан. | Проверить подключение и работоспособность клапанамоторного тормоза. | |
9. При выключении приборов не гаснет лампаEDC. | Неправильно подключен или не работаетвыключатель АКБ. | Подключить выключатель АКБ. Заменить выключательАКБ. |
Неправильно подключены CAN линии к блокуАБС | Проверить подключения CAN линий к блокуАБС | |
10. При срабатывании АБС не отклютормоз. | Нет связи с блоком АБС | Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУдвигателя. |
Неисправно реле выключения моторноготормоза. | Заменить реле. | |
11 Не работает противобуксовочная | Нет связи с блоком АБС | Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУдвигателя. |
Используется неправильный протокол для связи междусистемами | Изменить настройки в электронном блоке при помощидиагностического тестера. | |
12 Не работает система повторного использованияотработанных газов | Неисправен клапан или неправильноподключен. | Проверить правильность подключения и исправностьклапана |
Неисправен или не работает пневмоцилиндрсистемы. | Проверить работоспособностьпневмоцилиндра. |
При возникновении трудностей в определении неисправности по повторному использованию выхлопных газов производится контроль системы в режиме диагностики по мигающему световому коду (блинк-коду) или специальным диагностическим оборудованием на станции ТО.
Диагностика и определение неисправностей при помощи световых мигающих кодов
Простейшая диагностика неисправностей системы EDC может быть произведена нажатием кнопки вызова режима диагностики (рисунок 69). При этом коды неисправностей считываются визуально по вспышкам контрольной лампы с символам: «EDC», расположенной на щитке приборов (рисунок 70), а тип неисправности или неисправный элемент системы определяются по таблице световых мигающих кодов (см. таблицу 8).
Диагностика неисправностей при помощи световых мигающих кодов может быть произведена как при работающем двигателе, так и при остановленном (в последнем случае замок должен быть включен в положение «приборы»). Для этого необходимо нажать на 3 сек. (но не более 10 сек.) и затем отпустить кнопку вызова режима диагностики. При этом в процессе нажатия кнопки контрольная лампа «EDC» горит, а после отпускания — гаснет (это позволяет проверить исправность лампы).
По истечении 3 сек., при наличии неисправности, начинает мигать контрольная лампа «EDC» выдавая световой код неисправности длинными и короткими вспышками. После отпускания кнопки выдается код только одной неисправности. Для вызова следующего кода, необходимо вновь нажать и отпустить кнопку диагностики. Процесс вызова кодов неисправностей необходимо повторять до тех пор, пока не повторится код вызванный первым.
Рисунок 75. Пример мигания контрольной лампы «EDC» при выдаче светового кода 2 — 4
После нажатия и отпускания кнопки диагностики происходит следующее (в качестве примера см. рисунок 75):
—пауза перед началом выдачи светового кода — 3 сек.;
—длинная вспышка — 2 сек.;
—пауза между вспышками — 1 сек.;
—длинная вспышка — 2 сек.;
—пауза между вспышками — 5 сек.;
—4 коротких вспышки по 0.5сек. с паузами по 0.5 сек. После считывания световых кодов необходимо устранить неисправности и очистить память ошибок(в памяти блока может содержаться не более 5 кодов неисправностей одновременно). Для этого необходимо:
—выключить «зажигание»;
—нажать кнопку диагностики (рисунок 69) и, удерживая се нажатой, включить «зажигание»;
—удерживать нажатой кнопку диагностики в течение Зсек.;
—отпустить кнопку.
При этом все коды неисправностей стираются из памяти электронного блока. Но, тем не менее, необходимо еще раз нажать на диагностическую кнопку (втечение Зсек.), чтобы убедиться, действительно ли все неисправности устранены и никаких кодов ошибок в памяти блока управления больше нет.
Если же после стирания в памяти блока остались какие — либо коды, это будет означать, что данная неисправность присутствует в настоящий момент и стереть ее код можно лишь после устранения самой неисправности.
Коды возможных неисправностей элементов системы приведены в таблице 8.
Углубленная диагностика системы производится при помощи специальной диагностической аппаратуры MAN — CATs на станции ТО.
Таблица 8. Световые коды возможных неисправностей системы EDC при контроле
Кол-во | Неисправные элементы | Состояние лампы«EDC» | |
Длин. | Ко-ротк. | ||
1 | Датчик положения педали управлениядвигателем | горит | |
3 | Датчик температуры окружающего воздуха | горит | |
4 | Основной датчик оборотов двигателя | горит | |
5 | Датчик давления турбонаддува | горит | |
6 | Датчик положения рейки ТНВД | горит | |
7 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | горит | |
8 | Сигнал скорости автомобиля | горит | |
10 | Регулятор количества топлива | горит | |
14 | Дополнительный датчик оборотов двигателя | горит | |
1 | Датчик температуры топлива | не горит | |
3 | Низкое напряжение питания системы ЭСУ | не горит | |
4 | Подпедальный датчик тормоза | не горит | |
5 | Подпедальный датчик сцепления | горит | |
6 | Ошибка обмена данными или недостаточное напряжениепитания | горит | |
7 | Превышение максимальных оборотовдвигателя | горит | |
8 | Регулятор момента впрыска топлива | горит | |
10 | Датчик подъема иглы форсунки 1 цилиндра | не горит | |
12 | Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод35) | не горит | |
13 | Подрулевой переключатель управления режимами работыдвигателя | горит | |
14 | ASR интерфейс | не горит | |
15 | Система CAN | не горит | |
2 | 1 | Связь с ASR по CAN | не горит |
2 | 3 | Связь с системой управления КПП по CAN | не горит |
2 | 4 | Датчик положения педали управлениядвигателем | не горит |
2 | 5 | Реле питания системы | горит |
2 | 7 | Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод54) | горит |
2 | 8 | Датчик атмосферного давления | горит |
3 | 1 | Электронный блок или система глушения | Не горит |
3 | 2 | Ошибка записи в EEPROM 1 | не горит |
3 | 3 | Ошибка записи в EEPROM 2 | не горит |
3 | 9 | Срабатывание WATCHDOG (сбой программы) | не горит |
3 | 11 | Система повторного сжигания отработанныхгазов | горит |
Антиблокировочно — противобуксовочная система
На автомобилях установлена 4-х канальная антиблокировочно-противобуксовочная система (АБС/ПБС или ABS/ASR) типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора), которая предотвращает блокировку («юз») колес при торможении (функция ABS) и пробуксовку ведущих колес (функция ASR) на скользкой дороге (рисунок 68).
Система содержит индуктивные датчики 1 частоты вращения колес, электропневматические модуляторы 2 тормозного давления, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами, микропроцессорный блок управления 3, закрепленный на специальном кронштейне, который расположен в средней части панели приборов (рисунок 68).
Расположение коммутационных реле 4, блоков 5 предохранителей, инфомодуля 6 контроля питания АБС прицепа и других элементов АБС/ПБС в кабине и на панели реле и предохранителей показано на рисунках 68, 69 и 76. Контрольные лампы и переключатели режимов работы АБС/ПБС установлены на боковом щитке (рисунок 70) и в нижней части панели приборов с правой стороны от водителя.
Контрольные лампы 1 и 2 со светофильтром желтого цвета и символом «ABS» сигнализируют соответственно об исправности/неисправности АБС/ПБС тягача и АБС прицепа/полуприцепа.
Лампа 3 (желтого цвета)показывает на отсутствие или неисправность кабеля 9 (рисунок 68) питания АБС прицепа.
Лампа 4 (рисунок 70) (зеленого цвета) сигнализирует о пробуксовке ведущих колес (при пробуксовке колес в режиме трогания с места или разгона на скользкой дороге лампа мигает) или служит средством вывода дополнительной информации о неисправности в электрических цепях ПБС и ограничения скорости.
Переключатель 8 предназначен для переключения системы в специальный режим работы АБС и используется при торможении автомобиля в горной местности (при спуске с горы) на дороге покрытой гравием или рыхлым снегом. Переключатель 9 используется для увеличения/уменьшения крутящего момента двигателя при буксовании колес.
Диагностический разъем 10 и кнопка 11 (рисунок 68) вызова режима диагностики по световым мигающим кодам расположены на панели реле и предохранителей под средней крышкой панели приборов (рисунок 69).
Рисунок 76. Расположение электронных блоков АБС/ПБС, управления пиевноподвеской и управления двигателем
Рисунок 77. Табличка установочных параметров ограничения максимальной скорости (85км/ч), где хх — код страны, ххх — помер сертификата
Рисунок 78. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле передней оси
Рисунок 79. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле заднего моста
На задней балке опоры кабины расположена розетка 12 для подключения кабеля 9 питания АБС прицепа и парковочная розетка 13 (рисунок 68).
Электронные блоки имеют встроенную систему контроля и диагностики и постоянно (при включении питания и в процессе движения) контролируют исправность элементов системы и электрических цепей. Поэтому система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков частоты вращения колес при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы системы зазор (см. рисунки 78 и 79) между статором и ротором датчика не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо вывесить колесо. Статор датчика, воздействуя на его торец усилием 120 — 140 Н (12 — 14кгс) или легким постукиванием неметаллическим предметом (в колесном узле заднего моста через специальное отверстие в суппорте и заглушку в щите тормоза) переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса н