4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

4.2. Трансмиссия

Привод выключения сцепления

Привод выключения сцепления (рисунок 15) гидравлический с пневмоусилителем.

В эксплуатации предусмотрена регулировка полного и свободного хода педали сцепления. Регулировка полного хода, который должен быть 125 мм, производится перед регулировкой свободного хода упорными болтами 4 и 8 при отпущенных контргайках. По завершении регулировки упорные болты законтрить гайками.

Для исключения давления жидкости в гидросистеме привода сцепления при невыключенном сцеплении необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления, изменяя длину штока 4 (рисунок 16), вращая за толкатель 2 при отпущенной гайке 3 так, чтобы свободный ход педали 1 до упора штока 4 в поршень главного цилиндра 5 был равен 5 — 7 мм.

Заполнение привода сцепления рабочей жидкостью и его прокачка производится при отсутствии воздуха в пневмосистеме автомобиля в следующем порядке:

проверни, величину свободного и полного хода педали сцепления и, при необходимости, отрегулировать;

снять защитный колпак с клапана 6 (рисунок 15) и на головку клапана надеть шланг, свободный конец которого опустить в сосуд с рабочей жидкостью. Затем отвернуть перепускной клапан 6 на один оборот и наполнить жидкостью бачок 5 главного цилиндра 2;

следя за уровнем жидкости в бачке, плавным нажатием на педаль сцепления прокачать гидравлический привод усилителя до полного исчезновения пузырьков воздуха в сосуде;

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

после прокачки завернуть перепускной клапан, снять шланг и надеть колпачок;

довести уровень жидкости в бачке до отметки на 15 мм ниже заливной горловины.

Допускается заполнение системы жидкостью производить через пропускной клапан ПГУ6 под давлением 2-3 кгс/см2. При этом жидкость должна выходить в бачок 5. Прокачку производить до полного исчезновения пузырьков воздуха в жидкости, выходящей в бачок 5.

После заполнения системы жидкостью необходимо проверить эффективность работы привода сцепления. Для этого при наличии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля необходимо нажать на педаль сцепления до упора и проверить легкость включения передач в КП. При нормальной работе сцепления и его привода при работающем двигателе передачи в КП должны включаться без заеданий и шума.

Для автомобилей, оснащенных коробкой передач с делителем при выжатой до упора педали сцепления кронштейн 7 (рисунок 16) должен перемещать шток клапана делителя КП, установленного на передней панели кабины на (3+0,5) мм. При этом воздух должен поступать к делителю КП. Регулировка производится при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля перемещением кронштейна 7 при отпущенных болтах 8.

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Рисунок 16. Блок управления сцепления с тормозами

1- педаль; 2 — толкатель; 3 — гайка; 4 — шток; 5 — гидроцилиндр; 6 — болт, 7 — кронштейн; 8 — болт

Коробка передач МАЗ — 543205

Предупреждение

1.Применение загрязненных или не указанных в настоящем руководстве сортов масла не допускается.

2.Не допускается включать передачу в основной коробке, пока не включится выбранный диапазон демультипликатора, то есть пока не загорится контрольная лампа при включении медленного диапазона или пока не погаснет при включении быстрого диапазона. Время переключения демультипликатора 0,5 — 1,0 сек.

3.При движении автомобиля категорически запрещается включать первую передачу в основной коробке передач при включенном быстром диапазоне демультипликатора.

4.Первую передачу и передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля и при включенном медленном диапазоне в демультипликаторе.

5.Не допускается включать медленный диапазон демультипликатора при скорости автомобиля выше минимальной скорости, указанной в таблице 1.

6.Не допускается переключать передачи во время движения автомобиля при включенном отборе мощности.

7.Не допускается увеличение числа оборотов двигателя, при торможении автомобиля двигателем, сверх максимальных оборотов холостого хода.

8.Максимальная температура масла в коробке передач 120°С. Допускается кратковременная работа (в течение не более 2-х часов) при температуре масла до 145°С.

Подготовка коробки передач к эксплуатации

Перед эксплуатацией необходимо проверить подключение систем управления коробкой передач к соответствующим системам автомобиля:

пневмосистемы управления демультипликатором к пневмокрану механизма переключения передач, расположенному в рычаге переключения передач, и редукционного клапана к пневмосистеме автомобиля;

питания автоматической системы блокировки электроннопневматического типа (АСБП) к электросхеме автомобиля;

питания контрольной лампы включения медленной передачи в демультипликаторе и лампы включения передачи заднего хода к электросистеме автомобиля;

рычага валика переключения передач к приводу управления коробкой передач.

Проверить уровень масла в коробке передач, для чего вывернуть из заливного отверстия, расположенного на правой стороне картера коробки передач, пробку с указателем уровня, а затем вставить пробку с указателем в отверстие до упора в резьбу. Уровень масла должен быть по верхней метке на указателе. После проверки уровня масла завернуть пробку в отверстие.

Проверить работу АСБП, для чего сначала убедиться, что при включенной медленной передаче в демультипликаторе контрольная лампа горит, а при переключении на быструю передачу — гаснет. Переключение передач в демультипликаторе производить переключателем диапазонов, расположенным на рукоятке рычага переключения передач, при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 450 — 490кПа (4,5 — 4,9кгс/см2).

Таблица 1

Передаточное число ведущегомоста

Шины

Скорость движения автомобиля,км/ч

минимальная

максимальная

7,14

26

28

6,59

28

30

5,49

33

36

4,84

38

41

3,97

46

50

6,94

11.00R20, Гк=0,525м

26

29

6,4

28

31

5,33

34

37

4,59

40

43

4,2

43

47

3,86

47

51

3,57

51

55

6,59

28

30

5,49

33

36

4,84

37

41

3,97

46

50

6,4

315/80R22.5, Гк=0,523м

28

31

5,33

34

37

4,59

40

43

4,2

43

47

3,86

47

51

3,57

51

55

7,79

24

26

7,14

27

29

6,59

29

31

5,49

35

38

4,84

39

43

3,97

48

52

7,57

12.00R20, Гк=0,547м

25

27

6,94

27

30

6,4

30

32

5,33

36

39

4,59

41

45

4,2

45

49

3,86

49

53

3,57

53

58

Разогнать автомобиль до скорости на 5 — 10 км/ч выше максимальной скорости, указанной в таблице 1. Максимальную скорость по таблице определить для каждого автомобиля в зависимости от передаточного числа заднего моста и установленных на автомобиле модели шин. Выжать сцепление, выключить передачу в основной коробке передач, включить медленную передачу в демультипликаторе и следить за контрольной лампой и скоростью автомобиля.Если переключение происходит сразу (загорится контрольная лампа) после включения медленной передачи в демультипликаторе при скорости выше максимальной скорости, указанной в таблице 1 — АСБП неисправно. В пом случае необходимо, не отпуская педаль сцепления, снизить скорость на 5 км/ч ниже минимальной, указанной в таблице 1, после чего производить переключение. Если включение медленной передачи в демультипликаторе происходит при скорости автомобиля ниже минимальной, указанной в таблице 1, — АСБП исправно.

Проверку работы пневмоблокировки включения 1-й передачи и заднего хода в основной коробке передач производить в следующей последовательности:

установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

включить медленную передачу в демультипликаторе и убедиться, что усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода составляет 5 — 10 кг;

включить быструю передачу в демультипликаторе и проверить усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода; усилие должно быть в 4 — 5 раз больше по сравнению с включением на медленной передаче в демультипликаторе.

Техническое обслуживание

Работы по техническому обслуживанию являются обязательными и должны выполняться строго в установленные сроки.

Техническое обслуживание коробки передач по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

техническое обслуживание после обкатки автомобиля (2000 км пробега);

первое техническое обслуживание (ТО — 1);

второе техническое обслуживание (ТО — 2).

Периодичность техобслуживания коробки передач (ТО— 1 и ТО — 2) соответствует периодичности техобслуживания автомобиля, на котором она установлена.

При техническом обслуживании необходимо обеспечить условия, исключающие попадание пыли и грязи внутрь узлов коробки передач.

Ежедневное техническое обслуживание

Проверить внешним осмотром, нет ли подтекания масла из коробки передач. Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором. Места утечки воздуха определяются на слух. Поочередно перемещая переключатель диапазонов в верхнее и нижнее положение, прослушать воздухопроводы при нейтральном положении рычага в основной коробке и при любой включенной передаче. При обнаружении утечек масла или воздуха выявить причину и устранить неисправность.

Техническое обслуживание после обкатки автомобиля

После обкатки автомобиля слить масло из картера коробки передач, очистить магнит сливной пробки от металлических частиц, крышку, установленную снизу на нижнем картере, очистить от продуктов износа. Масло из коробки сливать сразу после работы в горячем состоянии. После слива масла промыть картер коробки жидким индустриальным маслом, например, И -12А или И — 20А по ГОСТ 20799 — 88. Запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином. Свежее масло залить до верхней метки на указателе уровня.

Первое техническое обслуживание (ТО — 1)

Проверить уровень масла и при необходимости долить.

Техническое обслуживание через одно ТО — 2

Заменить масло в коробке передач с выполнением операций технического обслуживания после обкатки автомобиля.

Очистить и смазать смазкой Литол — 24 ГОСТ 21150 — 87 золотник, поршень, внутренние поверхности цилиндров воздухораспределителя, манжеты поршня и внутренние поверхности цилиндра переключения демультипликатора.

Проверить работу АСБП по методике, изложенной в разделе «Подготовка коробки передач к эксплуатации». Проверить давление воздуха на выходе из редукционного клапана, которое должно быть в пределах 450 — 500кПа (4.5 — 5 кгс/см2). Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором. Обнаруженные утечки воздуха устранить подтягиванием болтов пли заменой уплотнительных шайб.

Трансмиссионные масла, разрешенные для применения в коробке передач, и рекомендуемые классы вязкости трансмиссионных масел в зависимости от температуры окружающего воздуха, °С, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Маркамасла

Номерстандарта

Предприятие-изготовитель

ТСп-15к (SAE85W-90)

ГОСТ 23652-79

АО «Омский НПЗ»

TAD-17H (SAE85W-90, GL-5)

ГОСТ 23652-79

АО «Завод им. Шаумяна». АО «Лукойл-Волгоград-нефтепереработка»

Ангрол ТСп-15к (SAE85W-90)

ГОСТ 23652-79

АО «Ангарская нефтянаякомпания»

ЯрМарка Гипоид ТМ 5-18 (SAE85W-90,GL-5)

ТУ 0253-021-00219158-96

АООТ «Ярослав нефтеоргсинтез» и СП«Яр.Марка»

Ярмарка Супер ЭТМ 5-18 (SAE85W-90,GL-5)

ТУ 0253-018-00219158-96

АООТ «Ярославнефтеоргсинтез» и СП«Яр.Марка»

«ЯрМарка Т» ТМЗ-18 (SAE80W-90,GL-3)

ТУ 0253-019-00219158-96

АООТ «Ярославнефтеоргсинтез» и СП«Яр.Марка»

«Омскойл К» ТМ 3-18 (SAE80W-90,GL-3)

ТУ 38.301-19-95

АО «Омский НПЗ»

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Примечание:

1.При температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С допускается применять смесь разрешенного для применения трансмиссионного масла (85%) с дизельным топливом марки «А» или «3» (15%)

2.Масло МТ-16П ГОСТ 6360-83 допускается для применения в коробке передач с сокращенным вдвое сроком замены

3.Разрешается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не менее GL-4, класса вязкости по таблице 2

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения

Причинанеисправности

Способ устранения

Затруднено включение передач иосновной коробке передач. Включение первой передачи и заднего ходапроисходит со скрежетом

Неполное выключение сцепления (сцепление»ведет»)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления илизаменить поврежденные детали

Затруднено включение второй, третьей,четвертой, пятой передач, включение их происходит соскрежетом

Износ конусных колецсинхронизаторовЗаменить синхронизатор

Не включаются передачи в основнойкоробке передач

Износ зубчатых венцов каретки синхронизатора,зубчатых муфт, установленных нашестернях 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передач, зубчатой мусрты включения первойпередачи и заднего хода или зубчатых венцов шестерен первой передачи изаднего хода

Заменить неисправные детали

Износ деталей или разрегулировка дистанционногопривода переключения передач

Заменить неисправные детали; отрегулироватьдистанционный привод переключения передач

Включение передач в демультипликаторепроисходит с ударом и скрежетом

Повышенное давление в пневмосистеме управлениядемультипликатором

Отрегулировать редукционный клапан

Износ конусных колец в синхронизаторе. Износблокирующих фасок пальцев и каретки синхронизатора

Заменить синхронизатор

Невыключение или замедленноевключение передач в демультипликаторе при

Износ резины впускного клапана

Заменить клапан

Износ уплотнительного кольца стержняклапана

Заменить у плотнительное кольцо

Неравномерное прилегание впускного клапана к буртикукорпуса

Заменить неисправные детали

Заедание впускного клапана в отжатомположении

Промыть, продуть и смазать стержни клапана иотверстие крынки. При необходимости стержень заполировать

Затвердевание уплотнительного кольца корпусавпускного клапана

Заменить у плотнительное кольцо

Износ или затвердевание у плотнительньк колец штокапоршня силового цилиндра

Заменить уплотнительные кольца

Воздух выходит через сапун коробки передач привключенной медленной передаче в демультипликаторе

Износ или затвердевание уплотнительного кольца поршнявоздухораспределителя

Заменить у плотнительное кольцо

Износ или затвердевание у плотнительных колецзолотника воздухораспределителя

Заменить уплотнительныекольца

Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения (окончание)

Причинанеисправности

Способ устранения

Низкое давление в пневмосистеме коробкипередач

Износ или затвердевание манжеты поршня силовогоцилиндра

Заменить манжету

Разрыв диафрагмы впускного клапанавоздухораспределителя

Заменить диафрагму

Воздух выходит через сапун коробкипередач

Разрыв диафрагмы блокировочного устройства первойпередачи и заднего хода

Заменить диафрагму

Воздух выходит через сапун коробки передач привключенной быстрой передаче в демультипликаторе

Самовыключение передач на ходуавтомобиля

Неполное включение передачи из-за износа сухарейвилок, из-за разрегулировки дистанционного привода управления

Подтянуть крепления, заменить изношенные детали,отрегулировать привод управления

Износ зубчатых муфт шестерен и каретоксинхронизаторов в связи с неполным включением

Заменить изношенные детали

Повышенный шум при работе коробкипередач

Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепленияк картеру маховика

Подтянуть болты

Износ зубьев шестерен

Заменить шестерни

Износ подшипников валов или шэстерен

Заменить шестерни

Недостаточно масла и коробок передач

Долить масло до верхней метки на указателе уровнямасла

Течь масла из коробкипередач

Износ или потеря эластических манжет

Заменить манжеты

Повышенное давление в картере

Промыть сапун

Нарушение герметичности по уплотняющимповерхностям

Подтянуть крепежные детали

Включение медленного диапазона прискоростях автомобилей

Размыкание контактов электроцепи

Восстановить контакт

Обрыв 15 проводов системы АСБП

Заменить провод

Неисправно реле блокировки АСБП

Заменить реле 6312.3 747

Неисправен датчик скорости

Заменить датчик скорости 1101.3843

Неисправен клапан блокировки

Заменить неисправные детали

Привод управления коробкой передач

Привод коробки передач МАЗ — 543205 и ЯМЗ — 239 показан на рисунке 17. В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки привода коробки передач:

регулировка положения рычага в продольном направлении;

регулировка положения рычага в поперечном направлении;

регулировка блокировочного устройства телескопических элементов привода.

Порядок регулировки следующий:

установить рычаг 2 в нейтральное положение;

продольным перемещением пластины 16 при отпущенных болтах 17 установить угол а рычага 1;

изменением длины тяги 3 установить угол ?.

При недостаточном ходе пластины 16 или диапазоне регулировки тяги 3 отпустить болты 5, сдвинуть или повернуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку углов а, в, как указано выше.

Угол а должен быть 80°, угол в — 90°.

Регулировку блокировочного устройства телескопических элементов производить при поднятой кабине следующим образом:

расшплинтовать палец 8 и отсоединить тягу 6 от вилки 9 рычага привода коробки передач;

ослабить контргайку 13 и вывернуть хвостовик 14 до упора резьбы;

задвинуть внутреннюю тягу 6 до упора выступов серьги 12 в пазы наконечника 15;

удерживая механизм в сжатом состоянии, ввернуть хвостовик до момента блокировки механизма втулкой К) под воздействием пружины 11:

затянуть контргайку 13, проверить четкость работы механизма блокировки. При заблокированном механизме осевой и угловой люфты должны быть

минимальными. В разблокированном положении втулка 10 смещена влево.

Перемещение удлинителя должно быть плавным, без заеданий, и механизм блокировки должен обеспечивать четкую фиксацию удлинителя тяги в исходном положении.

При подсоединении тяги 6 к вилке 9 отверстие в серьге под палец 8 должно располагаться над продольной осью тяги 6.

Регулировку привода производить при неработающем двигателе.

При подъеме кабины масло под давлением от насоса подъема кабины через шланг 7 подается в цилиндр блокировочного устройства и происходит разблокирование механизма 6.

После опускания кабины для надежной фиксации телескопического механизма 6 в заблокированном положении необходимо переместить рычаг переключения передач 1 вперед по ходу автомобиля движением, аналогичным включению передачи. При этом механизм блокируется и в дальнейшем готов к работе.

Схема переключения передач КП МАЗ — 543205 и ЯМЗ — 239 см. рисунок 18.

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Рисунок 17. привод управления коробкой передач

1рычаг; 2 — рычаг; 3,4- тяги; 5,17- болт; 6 — тяга (телескопический механизм); 7 — шланг; 8 — палец; 9 — вилка; 10 — втулка; 11 — пружина; 12 — серьга; 13 — контргайка; 14 — хвостовик; 15 — наконечник; 16 -пластина; 18 — переключатель

Привод управления коробкой передач с двигателем MAN

При управлении коробкой передач руководствоваться следующим:

1.Управление основной КП и демультипликатором осуществляется с помощью рычага КП согласно схеме изображенной на рисунке 19 (КП ZF).

2.Переходе медленного диапазона демультипликатора на быстрый осуществляется движением рычага в нейтральном положении в направлении от себя, преодолевая усилие фиксатора, с быстрого диапазона на медленный — в обратной последовательности.

3.Управление делителем осуществляется флажком на рукоятке рычага коробки переключения передач. Переход с медленного диапазона (L) на быстрый (S) и обратно осуществляется нажатием до упора на педаль сцепления после перевода флажка в соответствующее положение. Переключение возможно без выключения передачи в основной КП.

Регулировка привода управления коробкой передач

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся следующие регулировки привода коробки передач:

регулировка положения рычага в продольном направлении;

регулировка положения рычага в поперечном направлении;

регулировка блокировочного устройства телескопических элементов привода.

Регулировка положения рычага 1 (рисунок 20) в продольном и поперечном направлении производится перемещением и вращением тяги 5 в хвостовике 6 при отпущенных болтах 7.

При этом угол а должен быть 85°, угол е=90°. Угол а можно регулировать и перемещением пластины 3 при отпущенных болтах 2.

Регулировка блокировочного устройства телескопических элементов аналогична КП МАЗ — 543205 (см. выше). Регулировка привода производится при неработающем двигателе.

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Рисунок 18. Схема переключения передач КП МАЗ — 543205, ЯМЗ — 239

М — медленный диапазон; Б — быстрый диапазон

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Рисунок 19. Схема переключении передач КП ZF

L — медленный диапазон; S — быстрый диапазон

4.2 Трансмиссия. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ

Рисунок 20. привод управления коробкой передач

1 — рычаг; 2, 7 — болт; 3 — пластина; 4 — шланг; 5 — механизм помежуточпый; 6 — хвостовик; 8 — рычат

Привод коробки передач автомобилей МАЗ — 544004, 544003, 534004, 534003 показан на рисунке 21.

Переключение основной коробки производится рычагом 1 механизма дистанционного управления. Дополнительная коробка управляется переключателем диапазонов 18, расположенным на рычаге 1 переключения передач.

При нижнем положении переключателя диапазонов включается быстрый диапазон в дополнительной коробке, при верхнем — медленный диапазон.

В процессе эксплуатации, при необходимости, производятся:

регулировка угла наклона рычага 1 в продольном направлении;

регулировка угла наклона рычага 1 в поперечном направлении;

регулировка блокировочного устройства телескопического механизма. Для регулировки угла наклона рычага в продольном направлении следует:

установить рычаг 2 в нейтральное положение, затянув фиксатор нейтрального положения на механизме переключения 20 (для КП ЯМЗ — 238М).

Нейтральное положение коробки передач проверить перемещением валика рычага 2 в осевом направлении путем нажатия на него рукой. При этом валик должен перемещаться на величину 30 — 35 мм;

ослабить затяжку болтов 17 и продольным перемещением пластины 16 установить угол «а» 90 градусов;

при недостаточном ходе пластины 16 отпустить болты 5, сдвинуть тягу 6 относительно хвостовика 4, затянуть болты 5 и повторить регулировку угла «а» перемещением пластины 16.

Регулировка рычага 1 в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 3 путем отсоединения одного из наконечников с отворачиванием гайки его крепления с последующей регулировкой длины таким образом, чтобы рычаг 1 занял вертикальное положение.

После регулировки вернуть фиксатор нейтрального положения в исходное положение (для КП ЯМЗ — 238М).

Регулировку блокировочного устройства телескопического механизма следует производить следующим образом:

р

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий