Общие положения
Длительная и безотказная эксплуатация автобуса возможна только при его регулярном и качественном техническом обслуживании с соблюдением требований и рекомендаций, изложенных в эксплуатационной документации.
Виды и периодичность технического обслуживания автобуса соответствуют видам и периодичности технического обслуживания шасси.
- Техническое обслуживание предназначено для поддержания автобусов НЕФАЗ в исправном состоянии. Оно является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке.
- Марки и количество смазочных материалов и технических жидкостей, применяемых при обслуживании и ремонте, указаны в Химмотологической карте «Руководства по эксплуатации».
Виды технического обслуживания
ТО автобусов подразделяется на следующие этапы:
- техническое обслуживание в начальный период эксплуатации;
- техническое обслуживание в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автобуса выполняются следующие виды обслуживания:
- ежедневное обслуживание(ЕО);
- техническое обслуживание ТО-1000;
- техническое обслуживание ТО — 5000;
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от категорий условий эксплуатации.
В начальный период эксплуатации ТО-1000 выполняется один раз в интервале первых 500-1000 км пробега,
ТО-5000 выполняется один раз в интервале первых 4000-5000 км пробега.
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и поддержание надлежащего внешнего вида. Ежедневное техническое обслуживание автобуса выполняется раз в сутки перед выездом (часть работ) или по возвращении с линии.
Основным назначением обслуживания ТО-1000 и ТО-5000является предупреждение появления неисправностей путем выполнения профилактических крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ на автобусе.
Учитывая, что в начальный период происходит интенсивная приработка, взаимо-установка элементов конструкций, выполнять работы в этот период необходимо с особой тщательностью.
Периодичность технического обслуживания
В основной период эксплуатации периодическое обслуживание выполняется в зависимости от категорий условий эксплуатации и от годового пробега автобуса. Основным назначением общего техобслуживания является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно — диагностических, крепежных, регулировочных и смазочноочистительных работ.
Допустимое отклонение от нормативов периодичности технического обслуживания в основной период эксплуатации составляет ±10%.
В основной период эксплуатации автобуса выполняются следующие виды обслуживания.
Для автобусов с годовым пробегом менее 120 000 км:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание ТО-10000;
- техническое обслуживание ТО-30000;
- техническое обслуживание ТО-40000;
- техническое обслуживание ТО-80000;
- техническое обслуживание, выполняемое периодичностью один раз в год осенью;
- техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в два года.
Для автобусов с годовым пробегом 120000 км и более:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание ТО-10000;
- техническое обслуживание ТО-30000;
- техническое обслуживание ТО-60000;
- техническое обслуживание ТО-120000;
- техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в год осенью;
- техническое обслуживание, выполняемое с периодичностью один раз в два года. Основным назначением периодических обслуживании:ТО-10000, ТО-30000О, ТО-40000 (ТО-60000*), ТО-80000 (ТО-120000*)является выявление и предупреждение неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ.
Дополнительно к работам по техническому обслуживанию автобуса необходимо:
- проверить работоспособность радиооборудования, электрооборудования и осветительных приборов (при ежедневном обслуживании);
- проверить крепление кронштейнов и хомутов системы отопления салона и охлаждения двигателя; при повреждение крепежных соединений — заменить их; в местах соединения при протекание жидкости необходимо затянуть червячные хомуты (Мз=5…6Нм).
Все виды технического обслуживания имеют индивидуальные перечни операций, т.е. ни одна операция ТО-10000 не входит ни в ТО-30000, ни в ТО-40 000 (ТО-60000*), ни в ТО-80000 (ТО-120000*) в свою очередь, операции ТО-30000 не входят в ТО-40000 (ТО-60000*), ни в ТО-80000 (ТО-120000*), операции ТО-40000 (ТО-60000*) не входят в ТО-80000 (ТО-120000*).
При проведении технического обслуживания допускается выполнение как отдельных видов ТО, так и нескольких видов ТО одновременно. При выполнении операций техобслуживания рекомендуется пользоваться «ГРАФИКАМИ проведения ТО автобусов с соответствующими годовыми пробегами» (см. Таблицы 6 и 7).
(*) — Техобслуживание автобусов с годовым пробегом 120000 км и более.
Корректировка периодичности в зависимости от категорий эксплуатации и режимы ТО
Таблица 1 — Корректировка периодичности в зависимости от категорий условий эксплуатации
Категории условий эксплуатации | Условия движения | ||
---|---|---|---|
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших городах (более 100 тыс. жителей) | |
I | Д1-Р1, Р2, РЗ | — | — |
II | Д1-Р4 Д2-Р1, Р2, РЗ, Р4 | Д1-Р1, Р2, РЗ,Р4 Д2-Р1 | — |
III | Д1-Р5 Д2-Р5 | Д1-Р5 Д2-Р2, РЗ, Р4, Р5 | Д1-Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5 Д2-Р1, Р2, РЗ, Р4 |
Дорожные покрытия:
- Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
- Д2 — битумные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Типы рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
- Р1 — равнинный (до 200 м);
- Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
- Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);
- Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000м);
- Р5 — горный (свыше 2000м).
Таблица 2 — ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ автобусов с годовым пробегом менее 120 000 км
Наименование ТО | Расчетный пробег автобуса в зависимости от категории условий эксплуатации, тыс.км. | ||
---|---|---|---|
Категории условий эксплуатации | |||
I | II | III | |
Коэффициент корректировки периодичности | |||
1 | 0,9 | 0,8 | |
ТО-1000 | 1 | 1 | 1 |
ТО-5000 | 5 | 5 | 5 |
ТО-10000 | 10 | 9 | 8 |
ТО-10000 | 20 | 18 | 16 |
ТО-10000+ТО-30000 | 30 | 27 | 24 |
ТО-10000+ТО-40000 | 40 | 36 | 32 |
ТО-10000 | 50 | 45 | 40 |
ТО-10000+ТО-30000 | 60 | 54 | 48 |
ТО-10000 | 70 | 63 | 56 |
ТО-10000+ТО-40000 +ТО-80000 | 80 | 72 | 64 |
ТО-10000+ТО-30000 | 90 | 81 | 72 |
ТО-10000 | 100 | 90 | 80 |
ТО-10000 | 110 | 99 | 88 |
ТО-10000+ТО-30000+ТО-40000 | 120 | 108 | 96 |
ТО-10000 | 130 | 117 | 104 |
ТО-10000 | 140 | 126 | 112 |
ТО-1000+ТО-30000 | 150 | 135 | 120 |
ТО-10000+ТО-40000+ТО-80000+ТО (1раз в 2 года) | 160 | 144 | 128 |
ТО-10000 | 170 | 153 | 136 |
ТО-10000+ТО-30000 | 180 | 162 | 144 |
ТО-10000 | 190 | 171 | 152 |
ТО-10000+ТО-40000 | 200 | 180 | 160 |
ТО-10000+ТО-30000 | 210 | 189 | 168 |
ТО-10000 | 220 | 198 | 176 |
ТО-10000 | 230 | 207 | 184 |
ТО-10000+ТО-30000+ТО-40000+ТО-80000 | 240 | 216 | 192 |
ТО-10000 | 250 | 225 | 200 |
ТО-10000 | 260 | 234 | 208 |
ТО-10000+ТО-30000 | 270 | 243 | 216 |
ТО-10000+ТО-40000 | 280 | 252 | 224 |
ТО-10000 | 290 | 261 | 232 |
ТО-1000О+ТО-30000 | 300 | 270 | 240 |
ТО-10000 | 310 | 279 | 248 |
ТО-10000+ТО-40000+ТО-80000+ТО (1раз в 2 года) | 320 | 288 | 256 |
ТО-10000+ТО-30000 | 330 | 297 | 264 |
ТО-10000 | 340 | 306 | 272 |
ТО-10000 | 350 | 315 | 280 |
ТО-10000+ТО-30000+ТО-40000 | 360 | 324 | 288 |
ТО-10000 | 370 | 333 | 296 |
ТО-10000 | 380 | 342 | 304 |
ТО-10000+ТО-30000 | 390 | 351 | 312 |
ТО-10000+ТО-40000+ТО-80000 | 400 | 360 | 320 |
ТО-10000 | 410 | 369 | 328 |
ТО-10000+ТО-30000 | 420 | 378 | 336 |
ТО-10000 | 430 | 387 | 344 |
ТО-10000+ТО-40000 | 440 | 396 | 352 |
ТО-10000+ТО-30000 | 450 | 405 | 360 |
ТО-10000 | 460 | 414 | 368 |
ТО-10 |