Руководство должно прикладываться к двигателю и передаваться с ним в случае обмена или продажи.
Руководство предназначено для инженерно-технического персонала, механиков, водителей и слесарей ремонтных служб автотранспортных и других предприятий, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием указанных двигателей и может быть использовано в организациях, проектирующих изделия с ними.
ОАО «КАМАЗ» сохраняет за собой право совершенствовать конструкцию двигателей без предупреждения потребителей. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, повышающей их надежность, а также разработкой новых комплектаций двигателей для изделий народно-хозяйственного назначения, в конструкцию могут быть внесены не отраженные в настоящем экземпляре изменения.
ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Долговечность Вашего двигателя всецело зависит от его своевременного технического обслуживания.
Соблюдайте периодичность проведения обслуживания в полном объеме.
Ведите постоянный учет проведенных операций обслуживания в сервисных талонах «Паспорта двигателя» или «Сервисной книжки» изделия.
Перед эксплуатацией двигателя внимательно изучите настоящее руководство и, в дальнейшем, соблюдайте изложенные в нем рекомендации.
Для обеспечения безупречной работы двигателя применяйте запасные части только производства ОАО «КАМАЗ» или предприятий-изготовителей, с которыми ОАО «КАМАЗ» имеет соответствующие соглашения. Установка различного навесного оборудования и механизмов на двигатель допускается только при письменном согласии НТЦ ОАО «КАМАЗ». В противном случае двигатель не подлежит гарантийному обслуживанию.
Помните, что в начальный период эксплуатации нового двигателя прирабатываются трущиеся поверхности, поэтому его ресурс, надежность и технико-экономические показатели в эксплуатации зависят от выполнения требований пункта 2.2.3 «Обкатка двигателя» настоящего руководства.
При эксплуатации двигателя применяйте марки топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей в соответствии с требованиями, приведенными в разделе «Эксплуатационные материалы» настоящего руководства.
Следите за состоянием фильтрующих элементов воздушного, топливного и масляного фильтров.
Ежедневно проверяйте состояние трубопроводов и соединений. Не допускайте подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла. Своевременно очищайте от пыли и грязи все части двигателя от загрязнения.
При загорании лампы-сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе, остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров предохраняйте резьбовые отверстия, особенно под болты крепления головок цилиндров, от попадания в них жидкости или загрязнений при разборке двигателя.
Следите за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя — при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости остановите двигатель, найдите и устраните неисправность.
При появлении неисправностей, связанных с утечкой охлаждающей жидкости, допускается заливка в систему охлаждения воды только на время, необходимое для доставки изделия к месту ремонта. Постоянное использование воды в системе охлаждения запрещается.
При проведении электросварочных работ непосредственно на изделии, с целью предотвращения выхода из строя реле регулятора напряжения генератора и электронной системы управления двигателем, отсоедините провода от:
— клеммы «плюс» генератора;
— клемм «плюс» и «минус» аккумкуляторной батареи;
— разъемов электронного блока управления двигателем.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ
1.1 Назначение двигателей
Двигатели предназначены для установки на одиночные автомобили, автомобильные тягачи, автобусы, железнодорожный транспорт, сельскохозяйственную, дорожностроительную и другую технику, поставляемую на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным или тропическим климатом (далее изделия), а также поставляемые в запасные части к указанным изделиям.
Двигатели, изготовленные в исполнении «У» по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С (предельных рабочих температурах от минус 50 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3.
Двигатели, изготовленные в исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С (предельных рабочих температурах от минус 10 до плюс 50 °С), относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С, скорости ветра до 20 м/с, запыленности до 1 г/м3 .
Двигатели могут эксплуатироваться в районах, расположенных на высоте до 4300 метров над уровнем моря при снижении мощностных, экономических, экологических и других показателей до 20 %, с возможностью преодоления перевалов до 4650 м.
По дымности отработавших газов двигатели 740.35-400, 740.37-400, 740.38-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400 и 740.65-240 соответствуют требованиям Правил № 24-03 ЕЭК ООН.
По выбросам в атмосферу загрязняющих веществ с отработавшими газами двигатели 740.35-400, 740.37-400 и 740.38-360 соответствуют требованиям Правил № 49-02В ЕЭК ООН (ЕВРО-2) и Правил № 96-01 ЕЭК ООН, двигатели 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400 и 740.65-240 — Правил № 49-04А ЕЭК ООН (ЕВРО-3).
1.2 Технические характеристики двигателей
Основные параметры и технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.
1.3 Состав двигателей
Иллюстрации, приведенные на следующих страницах, показывают расположение основных деталей и узлов, а также навесных агрегатов двигателя.
Общий вид, поперечный и продольный разрезы двигателя с V-образным ТНВД «ЯЗДА» приведены на рисунках 1, 3, 5. Конструктивные отличия двигателя с рядным ТНВД «BOSCH» показаны на рисунках 2, 4, 6.
Рисунок 1 — Общий вид двигателя с V — образным ТНВД «ЯЗДА»
Рисунок 2 — Общий вид двигателя с рядным ТНВД «BOSCH»
Таблица 1 — Основные технические параметры и характеристики двигателей
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения | Модели двигателей | |||||||
740.35-400 | 740.37-400 | 740.38-360 | 740.60-360 | 740.61-320 | 740.62-280 | 740.63-400 | 740.65-240 | |
Тип двигателя | Дизельный, с воспламенением от сжатия | |||||||
Тип рабочего процесса | Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания, расположенную в поршне | |||||||
Число тактов | Четыре | |||||||
Число цилиндров | Восемь | |||||||
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90° | |||||||
Порядок работы цилиндров согласно нумерации по ГОСТ 23550-79 | 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8 | |||||||
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 | Правое (по часовой стрелке, если смотреть со стороны вентилятора) | |||||||
Диаметр цилиндра, мм | 120 | |||||||
Ход поршня, мм | 130 | |||||||
Рабочий объем двигателя, л | 11,76 | |||||||
Степень сжатия | 16,8 | |||||||
Максимальная полезная мощность по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с) | 272 (370) | 280 (381) | 250 (340) | 265 (360) | 235 (320) | 206 (280) | 294 (400) | 176(240) |
Максимальный полезный крутящий момент по Правилам № 85-00 ЕЭК ООН, максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-81, Н м (кгс-м) | 1539 (157) | 1726(176) | 1530 (156) | 1570 (160) | 1373 (140) | 1177(120) | 1764 (180) | 980(100) |
Частоты вращения коленчатого вала, мин1: | ||||||||
— номинальная | 2200±50 | 1900±50 | ||||||
— при максимальном крутящем моменте | 1400±100 | 1300±100 | 1300±50 | |||||
— на холостом ходу: | ||||||||
— минимальная | 600±20 | |||||||
— максимальная | 2530-80* 2480-80** | 2150-50 |
Продолжение талицы 1
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения | Модели двигателей | |||||||
740.35-400 | 740.37-400 | 740.38-360 | 740.60-360 | 740.61-320 | 740.62-280 | 740.63-400 | 740.65-240 | |
На двигателе установлен один из вариантов системы питания топливом: | ||||||||
Вариант 1. V-образный ТНВД фирмы «ЯЗДА» с электронным регулятором | ||||||||
Топливный насос высокого давления | 337-24 | — | 337-23 | 337-23.01 | 337-23.02 | — | автомобиль 337-23.03 автобус 337-23.04 | |
Электронный блок управления | ЭЛАРА 50.3763.400 | ЭЛАРА 50.3763.360 | ЭЛАРА 50.3763.320 | ЭЛАРА 50.3763.280 | ЭЛАРА 50.3763.240 | |||
Форсунки | ЯЗДА 274-22 | ЯЗДА 274-20 | ЯЗДА 274-40, ЯЗДА 274-41 | |||||
с распылителями | ЯЗДД 335-31 | ЯЗДА 335-30 | ЯЗДА 335-90, DLLA 148 P | |||||
давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2) | 24,5…25,69 (250… 262) | 24,52…25,69 (250…262) | 24,52.. .25,69 (250…262) | |||||
* Для двигателей 740.35-400 с V-образным ТНВД ЯЗДА или с рядным ТНВД BOSCH с электронным регулятором. ** Для двигателей 740.35-400 с рядным ТНВД BOSCH с механическим регулятором. | ||||||||
Вариант 2 Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с электронным регулятором | ||||||||
Топливный насос высокого давления | — | PE8P120A920/5RV (0 402 698 817) | PE8P120A920/5RV (0 402 698 818) | |||||
Электронный блок управления | MS6.1.37-400 | MS6.1.38-360 | MS6.1.60-360 | MS6.1.61-320 | MS6.1.62-280 | MS6.1.63-400 | MS6.1.65-240 | |
Форсунки | АЗПИ 216-02, 216-02А | АЗПИ 216, 216А | ||||||
с распылителями | DLL А 148Р 1462 (0 433 171 906) или АЗПИ 906 | DLLA 148Р 1460 (0 433 171 904) или АЗПИ 904 | ||||||
давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2) | 26,48…27,66 (270…282) | |||||||
Топливный насос высокого давления | — | |||||||
В 401 881 162 | В 401 881 163 | В 401 881 164 |
Продолжение талицы 1
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения | Модели двигателей | |||||||
740.35-400 | 740.37-400 | 740.38-360 | 740.60-360 | 740.61-320 | 740.62-280 | 740.63-400 | 740.65-240 | |
Вариант 3 Рядный ТНВД фирмы «BOSCH» с механическим регулятором | ||||||||
Форсунки | АЗПИ 216-02, 216-02А | — | ||||||
с распылителями | DLLA 148Р 1462 (0 433 171 906) или АЗПИ 906 | |||||||
давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2) | 26,48…27,66 (270…282) | |||||||
Основные данные, необходимые для регулировки двигателей | ||||||||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, градусов поворота коленчатого вала до в.м.т.: — двигатели с V-образным ТНВД «ЯЗДА» — двигатели с рядным ТНВД фирмы «BOSCH» | ||||||||
9±1 | — | 9+1 | ||||||
9±1 | 11±1 | |||||||
Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, °С | 75…95 | |||||||
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см2): — номинальной — минимальной холостого хода, не менее | 392…539 (4,0…5,5) 98(1,0) | |||||||
На двигателе установлены: | ||||||||
Турбокомпрессоры (ТКР) | S2B/7624TAE/0,76D9 фирмы “Schwitzer” или ТКР 7С-6 | |||||||
Фильтр тонкой очистки топлива | 740.21-1117010, ТУ 37.104.021-76 | |||||||
Элемент фильтрующий топливный | ЭФТ 714-1117040 (740.1117040-01), ТУ 4591.060.00232058-99 или ВКЯП 260.165.000 (740.1117040-02), ТУ 4566-010-05754293-99 или ЭФТ 001.1117000 (740.1117040-04), ТУ 23.51396560.03-2002 | |||||||
Фильтр очистки масла | 7406.1012010, ТУ 37.104.177-93 | |||||||
Элемент фильтрующий очистки масла (полно-поточный) | 7405.1012040, ТУ 37.104.176-93 |
Продолжение талицы 1
Наименование параметров, характеристик и единицы измерения | Модели двигателей | |||||||
740.35-400 | 740.37-400 | 740.38-360 | 740.60-360 | 740.61-320 | 740.62-280 | 740.63-400 | 740.65-240 | |
Элемент фильтрующий тонкой очистки масла (частично-поточный) | 7405.1017040, ТУ 37.104.176-93 или 7405.1017040-02, ТУ 4566-002-27929592-96 | |||||||
Термостат | ТС-107-01, ТУ 37.003.1275-87 | |||||||
Стартер | СТ142-10, СТ142-Б1 или СТ142-Б2, ТУ 37.003.1375-88 или 2502.3708-31, ТУ 37.003.1059-81 или HEF 95-L 24V (0 001 241 016) фирмы «BOSCH» или AZF 4554 фирмы «ISKRA» | |||||||
Компрессор воздушный одноцилиндровый | 53205-3509015 или LP 3995 или LP 3998 фирмы «KNORR-BREMSE». Передаточное отношение привода 0,94 | |||||||
Насос рулевого усилителя | 4310-3407200, ТУ 37.104.075-90 или 6520-3407200, ТУ 4531-021-05748393-2003 или 6540-3407200, ТУ 37.104.17.073-97 или 4674117 фирмы «РРТ». Передаточное отношение привода 1,25 | |||||||
Генератор | Мощностью от 1,0 до 4,0 кВт (в зависимости от комплектации) со встроенным регулятором напряжения | |||||||
Передаточное отношение привода | ||||||||
2,90 | 3,19 | |||||||
Клапан электрофакельного устройства (ЭФУ) | 1102.3741, ТУ 37.003.740-79 | |||||||
Свечи ЭФУ | 1102.3740, ТУ 37.003.741-80 | |||||||
На двигателе предусмотрены места для подсоединения: — охладительного устройства охлаждающей жидкости; — охладителя наддувочного воздуха (ОНВ); — подогревателя жидкостного двигателя (ПЖД) |
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали. В расточки полублоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр. Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал. Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости.
Система смазки — комбинированная.
Система питания — разделенного типа с V-образным или рядным насосом высокого давления с механическим или электронным регулятором.
Система охлаждения наддувочного воздуха с охладителем типа воздух-воздух.
Состав поставки двигателей:
— двигатель на транспортной подставке или раме с моторными системами, шт……. 1
— запасные части, инструмент и принадлежности, комплект………………………………… 1
— дополнительные детали и узлы, комплект…………………………………………………………. 1
— эксплуатационная документация, комплект……………………………………………………….. 1
— товаросопроводительная документация, комплект ……………………………………………. 1
Рисунок 3 — Поперечный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»:
1 — фильтр масляный; 2 — жидкостно-масляный теплообменник; 3 — форсунка; 4 — патрубок маслоналивной; 5 — коллектор впускной; 6 — труба подводящая; 7 — насос рулевого усилителя; 8 — коллектор выпускной; 9 — головка цилиндра; 10 — блок цилиндров; 11 — поршень; 12 — стартер.
Рисунок 4 — Поперечный разрез двигателя с рядным ТНВД «БОШ»
Рисунок 5 — Продольный разрез двигателя с V- образным ТНВД «ЯЗДА»:
1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД; 3 — компрессор; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 5 — картер агрегатов; 6 — турбокомпрессор; 7 — маховик; 8 — картер маховика; 9 — картер масляный; 10 — пробка слива масла; 11 — желоб маслораспределительный; 12 — коленчатый вал; 13 — форсунка охлаждения поршня; 14 — масляный насос; 15 — гаситель крутильных колебаний; 16 — шкив коленчатого вала; 17 — вал распределительный; 18 — вентилятор с муфтой.
Рисунок 6 — Продольный разрездвигателя с рядным ТНВД «БОШ»:
1 — топливный насос высокого давления (ТНВД); 2 — привод ТНВД.