ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Химмотологическая карта устанавливает номенклатуру, массу (объем), условия применения, а так же сроки смены (пополнения) горюче-смазочных материалов (ГСМ) и спецжидкостей при эксплуатации двигателя (смотри таблицу Е. 1).
Периодичность технического обслуживания двигателя определяется назначением и условиями эксплуатации изделия, на которое устанавливается двигатель (смотри таблицу 10).
Обслуживание двигателя в части смены (пополнения) ГСМ проводится при следующих видах технического обслуживания:
— Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
— Второе техническое обслуживание*;
— Техническое обслуживание (ТО-1);
— Техническое обслуживание (ТО-2);
— Сезонное техническое обслуживание (СТО)
*) Второе техническое обслуживание выполняется в начальный период эксплуатации один раз за весь срок службы изделия
Таблица Е1 — Химмотологическая карта
Наименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения) | Кол. сбороч. ед. в изделии (шт.) | Наименование н обозначение марки ГСМ | Масса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие | Периодичность смены (пополнения) ГСМ | Рекомендации по смазке (заправке, замене масла или смазки). Норма слива или (сбора) отработавших масел. Примечание | ||||
основные | дублирующие | зарубежные | основная марка | дублирующая марка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Система питания топливом двигателя | — | Топливо дизельное Лукойл ЕН 590 (EN 590) Вид 1, Вид 2 ТУ 0251-018-00044434 Сорт А — при температуре воздуха +5 °С и выше; Сорт В — при температуре воздуха 0 °С и выше; Сорт С — при температуре воздуха минус 5 °С и выше; Сорт D — при температуре воздуха минус 10 °С и выше; Сорт Е — при температуре воздуха минус 15 °С и выше; Сорт F и Класс 0 — при температуре воздуха минус 20 °С и выше; Класс 1 — при температуре воздуха минус 26 °С и выше; Класс 2 — при температуре воздуха минус 32 °С и выше; Класс 3 — при температуре воздуха минус 38 °С и выше; Класс 4 — при температуре воздуха минус 44 °С и выше | — | EN 590 | — | — | — | — |
Продолжение таблицы Е.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
2 | Двигатели КАМАЗ уровня Евро-3 с картером масляным: -740.30-1009010; -740.30-1009010-10; -740.1009010-20; -740.1009010-40; -740.50-1009010; -7403.1009010 | 1 | Смотри таблицу Е.2 | Смотри таблицу Е.З | API CI-4, API СН-4 | 28 л 34 л 24 л 28 л 32 л 28 л | ЕО Второе техобслуживание ТО-2 | ЕО Второе техобслуживание 2ТО-1 | Довести уровень до нормы Сменить масло Сменить масло | |
3 | Двигатели КАМАЗ-740.63-400, уровня Евро-3 с картером масляным: -740.30-1009010; -740.30-1009010-10; -740.1009010-20; -740.1009010-40; -740.50-1009010; -7403.1009010 | 1 | Смотри таблицу Е.2 | Смотри таблицу Е.3 | API CI-4, API СН-4 | 28 л 34 л 24 л 28 л 32 л 28 л | ЕО Второе техобслуживание 16500 км | ЕО Второе техобслуживание 11000 км | Довести уровень до нормы Сменить масло Сменить масло | |
4 | Двигатели КАМАЗ уровня Евро-2 с картером масляным: -740.30-1009010; -740.30-1009010-10; -740.1009010-20; -740.1009010-40; -740.50-1009010; -7403.1009010 | 1 | Смотри таблицу Е.3 | — | API CF-4 | 28 л 34 л 24 л 28 л 32 л 28 л | ЕО Второе техобслуживание ТО-2 | ЕО Второе техобслуживание 2ТО-1 | Довести уровень до нормы Сменить масло Сменить масло | |
5 | Шлицы вала привода независимого отбора мощности (при наличии) | 1 | Моторное масло, применяемое для двигателя | — | 0,005 л | — | — | Смазать при сборке и ремонте узла |
Продолжение таблицы Е.1
1 | 2 | 3 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
6 | Стартер | 1 | Смазка ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433 | Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267 | — | 0,025 кг | СТО(1 раз в год) | СТО (1 раз в год) | Смазать шлицевой вал привода |
7 | Болты крепления маховика | 10 | Смазка графитная УСс-А ГОСТ 3333 | — | — | 0,010 кг | — | — | Смазать при сборке и ремонте узла |
8 | Система охлаждения двигателя | 1 | Охлаждающая жидкость: ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02; «Cool Stream Standard 40» ТУ 2422-002-13331543 (при температуре воздуха до минус 40 °С); ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02 (при температуре воздуха до минус 60 °С); | Охлаждающая жидкость: «Тосол-А40М» ТУ 6-57-95; «НКНХ-А40М» ТУ 2422-111-05766801 (при температуре воздуха до минус 40 °С); «Тосол-А65 М» ТУ 6-57-95 (при температуре воздуха до минус 60 °С); | — | 17 л | ЕО СТО(1 раз в 2 года) | ЕО СТО (1 раз в год) | Довести уровень до нормы Сменить жидкость |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Надежная работа двигателя и выполнение им экологических требований гарантируется при условии применения предписанных предприятием-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Для эксплуатации двигателей КАМАЗ уровней Евро-2 и Евро-3 необходимо применять дизельное топливо, отвечающее требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и стандарта EN 590 принятого Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN).
Сезонность применения топлива в регионах РФ регламентируется приложением Г ГОСТ Р 52368-2005.
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Моторные масла, допущенные для эксплуатации двигателей КАМАЗ приведены в таблицах Е.2, Е.З.
Таблица Е.2 — Перечень масел, допущенных для эксплуатации двигателей КАМАЗ уровня Евро-3
Марка масла | Производитель |
Shell Rimula D Extra 15W-40, CG-4 | SHELL |
Chevron Delo® 400 Multigrade 15W-40, CI-4/SL | CHEVRON |
Texaco Ursa Super La 15W-40, CG-4 | TEXACO |
Mobil Delvac MX Extra 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/ CF/ SL/SJ, ACEA Е7/ E5/E3/B4/B3/A2 | «Эксон Мобил Петролеум Энд Кемикал» (Бельгия) |
Mobil Delvac MX 15W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/CF-4/ CF/SL/SJ, ACEA Е7/Е5/ЕЗ/В4/ B3/A2 | |
RAVENOL Expert SHPD SAE 10W-40, CI-4/CH-4/CG-4/ CF/SL, ACEA 2002 E5/E3/A3/B3/B4, ACEA 2004 E7/A3/B3/B4 | Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH (Германия) |
RAVENOL Turbo-Plus SHPD SAE 15W-40, CI-4/CH-4/CG-4/ CF/SL, ACEA ВЗ-98/ B4-02/E3-96/E5-02 |
Таблица Е.З — Перечень масел, допущенных для эксплуатации двигателей КАМАЗ
Марка масла | Номер ТУ | Производитель |
ЛУКОИЛ-СУПЕР SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 API CF-4/SG | СТО 00044434-001-2005 | ОАО «ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсинтез», г. Пермь |
CONSOL Титан Транзит SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 0253-007-17280618-2000 | ООО «ВИАЛОИЛ», г. Москва |
НОРДИКС Турбодизель SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 0253-007-46827118-2002 | ЗАО «Дизель-Нефтепродукт», г. Москва |
Ютек Супер Дизель (U-tech Super Diesel) SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 0253-036-48120848-2004 | ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», г. Новокуйбышевск |
Ютек Супер Дизель (U-tech Super Diesel) SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 0253-312-05742746-2003 | ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», г. Ангарск |
Экстра-Дизель SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 38.301-19-136-2002 | ОАО «Сибнефть Омский НПЗ», г. Омск |
KBАЛИТЕТ-САТУРН 53/14 SAE 15W-40, API CF-4/SG | ТУ 0253-015-40065452-2000 | ООО НПП «КВАЛИТЕТ», г.Москва |
Продолжение таблицы Е.3
Марка масла | Номер ТУ | Производитель |
Экойл Турбодизель SAE 15W-40, 10W-40, API CF-4/SJ | ТУ 0253-009-39968232-2003 | ООО «Экопром», г.Уфа |
Татнефть Профи API CF-4/SG SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 | ТУ 0253-002-54409843-2003 | ООО «ТАТнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл», г.Нижнекамск |
Моторные масла серии Славнефть Ультра Дизель API CF-4/SG | ТУ 0253-501-17915330-2004 | ОАО «Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез», г. Ярославль |
Моторные масла серии ТНК Дизель Супер, ТНК Дизель Мотор Плюс API CF-4, CF/SJ | ТУ 0253-001-44918199-2005 | ООО «ТНК смазочные материалы», г. Рязань |
Моторные масла серии ТНК Дизель Супер Плюс, ТНК Дизель Супер API CG-4, CF/SJ | ТУ 0253-002-44918199-2005 | ООО «ТНК смазочные материалы», г. Рязань |
ЛУКОИЛ-СУПЕР SAE 10W-40, API CF-4/SG | СТО 00044434-001-2005 | ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», г. Нижний Новгород |
Новойл Турбо Дизель SAE 10W-40, 15W-40, API CF-4/SH | ТУ 0253-018-05766528-2004 | ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», г. Уфа |
Масло моторное SAE 20W-50, 15W-40, типа CF-4/SJ | Tsh 39.3-205:2004 | Ферганский НПЗ, г. Фергана |
Select Lubricants Magnum API CF-4/SG, SAE 10W-40, 15W-40 | ТУ 0253-005-53963514-2005 | ЗАО «НК«Селект», г.Фрязино, Московская обл. |
ZIC SD 5000 SAE 10W-30, CF-4/SH | — | SK CORPORATION, Seoul, Korea |
LIQUI MOLY Nova Super HD Motorol, SAE 15W-40, API CF-4/SG, ACEA A2-96/B2-98/E2-98 | — | LIQUI MOLI GmbH (Германия) |
Mobil Delvac Super 1400 15W-40, API CG-4/CF/SJ, ACEA E3/B4/B3/A3 | — | «Эксон Мобил Петролеум Энд Кемикал» (Бельгия) |
Shell Rimula D 15W-40, CF-4/SG | — | SHELL |
Lotos Diesel Classic 15W-40, CF-4 | — | LOTOS GRUPA (Польша) |
Рекомендуемый диапазон применения моторных масел в зависимости от температуры окружающей среды приведен на рисунке Е.1.
В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:
Рисунок Е.1- Диапазон применения моторных масел.
— SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;
— SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;
— SAE 20 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);
— SAE 30, 40 при эксплуатации в умеренной климатической зоне (в весенне-летний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
Охлаждающая жидкость — это сбалансированная смесь антифриза с водой. Наличие антифриза позволяет расширить диапазон рабочих температур, понижая температуру замерзания и повышая температуру кипения охлаждающей жидкости. Присадки, входящие в состав антифриза обеспечивают защиту системы охлаждения двигателя от кавитационной коррозии. Охлаждающая жидкость является готовым продуктом.
Для эксплуатации двигателей КАМАЗ допущены охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Перечень охлаждающих жидкостей, допущенных для эксплуатации в системе охлаждения двигателей КАМАЗ, приведен в таблице Е. 1.
Применение охлаждающих жидкостей обязательно во всех климатических зонах. В умеренной климатической зоне рекомендуется применение охлаждающих жидкостей с концентрацией антифриза — 40% (ОЖ-40 «Лена», «Тосол-А40М», «Cool Stream Standard 40»и т.д.). В холодной климатической зоне рекомендуется применение охлаждающих жидкостей с концентрацией антифриза — 65% (ОЖ-65 «Лена», «Тосол-А65М» и т.д.).
В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность охлаждающей жидкости при температуре 200С должна быть:
— ОЖ-40 «Лена» — (1,075 — 1,085) г/см3;
— «Cool Stream Standard 40» — (1,068 — 1,070) г/см3;
— «Тосол-А40М» — (1,078 — 1,085) г/см3;
— ОЖ-65 «Лена» и «Тосол -А65М» — (1,085-1,1) г/см3;
— «НКНХ-А40М» — (1,078 — 1,085) г/см3.
При плотности охлаждающей жидкости ниже минимального допустимого значения необходимо заменить жидкость. При наличии концентрата охлаждающей жидкости того же производителя возможна корректировка охлаждающей жидкости по плотности.
При плотности охлаждающей жидкости выше максимально допустимого значения следует произвести корректировку плотности ОЖ, используя деминерализованную воду.