Техническое обслуживание двигателя. Автомобили Камаз-6460. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Перечень работ технического обслуживания двигателя, выполняемых в начальный период эксплуатации

Таблица 7

Содержание работ

Аналогичные работы основного периода эксплуатации

Номер по таблице 8

Вид ТО

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Провести работы по ЕО согласно таблице 9

1-3

ЕО

Техническое обслуживание ТО-1000

Очистить двигатель от пыли и грязи.

Проверить:

— состояние и герметичность агрегатов и трубок системы питания топливом. смазочной системы, системы охлаждения

3

ЕО

— герметичность магистралей слива и подвода масла к турбокомпрессорам

3

ЕО

Закрепить:

— элементы соединений воздушного тракта, обратив особое внимание на тракт от воздушного фильтра к двигателю;

1

ТО-2

— скобы крепления форсунок;

— выпускные коллекторы;

1

ТО-1

— турбокомпрессоры;

1

ТО-1

— корпуса турбины и компрессора.

1

ТО-1

— болт полу муфты ведащей ТНВД

1

ТО-1

Отрегулировать:

— тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел;

3

ТО-2

— натяжение приводных ремней

2

ТО-2

Техническое обслуживание ТО-5500

Очистить двигатель от пыли и грязи

Сменить:

— масло в смазочной системе двигателя

4

ТО-2

— фильтрующие элементы фильтра очистки масла;

5

ТО-2

— фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

6

ТО-2

Первое техническое обслуживание ТО-1 (выполняемое в первый раз)

Выполнить работы в объеме по таблице 8 для ТО-1

1-2

ТО-1

Второе техническое обслуживание ТО-2 (выполняемое в первый раз)

Выполнить работы в объеме по таблице 8 для ТО-2

1-6

ТО-2

Перечень работ, выполняемых в основной период эксплуатации

Таблица 8.

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент. приспособления и материалы

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Очистить двигатель от грязи и пыли

1. Довести до нормы уровень масла в масляном картере двигателя

Уровень масла проверять через 4…5 мин. после останова двигателя, установив изделие на ровной горизонтальной площадке. Уровень должен быть около метки «В», что соответствует требуемому количеству масла в двигателе.

Емкость для масла, ветошь

2. Довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения

Проверка уровня производится на холодном двигателе. Уровень должен находиться между отметками “MIN» и “МАХ” на боковой поверхности расширительного бачка.

Емкость для охлаждающей жидкости

3. Проверить:

Состояние ремня привода генератора и водяного насоса.

Герметичность системы подвода и слива масла из турбокомпрессоров.

Соединения системы питания двигателя.

Ключ S=17×19, отвертка

Техническое обслуживание ТО-1

Очистить двигатель от грязи и пыли.

1. Проверить:

2. Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива

Работу турбокомпрессоров (на слух) при работающем двигателе. Крепление гаек турбокомпрессоров, болтов и гаек крепления коллекторов и патрубков системы впуска и выпуска, болт полумуфты ведущей ТНВД.

Сливать отстой до появления чистого топлива, вывернув сливные пробки на два-три оборота.

Емкость, ветошь

Ключ S=10, 13, 17, 19

Ключ S=14, посуда для слива отстоя

Техническое обслуживание ТО-2

Очистить двигатель от грязи и пыли

1. Проверить герметичность систем впуска и выпуска двигателя

Во избежание срыва и раздутия шлангов давление подаваемое во впускной тракт воздуха не должно превышать 20 кПа (0.2 кгс/см). Места неплотностей определять по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 минут, то впускной тракт герметичен.

Приспособление И 801.49.000

2. Отрегулировать натяжение приводных ремней

Регулировку натяжения приводных ремней проводить в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе «Система охлаждения»

Ключи S= 13, 14, 17, прибор для проверки натяжения приводных ремней.

3. Отрегулировать тепловые зазоры механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел

Величина зазора на холодном двигателе:

— для впускного клапана — 0,25-0.30 мм;

— для выпускного клапана — 0.35-0.40 мм.

Для 1, 2, 3 и 4 цилиндров передний клапан впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров — выпускной. Регулировку зазоров следует производить на холодном двигателе или после остановки двигателя, не ранее, чем через 30 мин. При этом, подача топлива должна быть выключена. Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты.

Приспособление И 801.14.000 для регулирования клапанов, набор щупов N 2, головки S= 17, 19, ломик для проворачивания коленчатого вала, динамометрический ключ.

При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения 1…4, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания топлива в первом цилиндре на угол, указанный ниже:

— положение коленчатого вала 1 — 2 — 3 — 4;

— угол поворота, град — 60 — 240 — 420 — 600;

— номера цилиндров регулируемых клапанов 1 — 5. 4-2, 6-3. 7-8.

Схема нумерации цилиндров двигателя и ТНВД приведена на рис. 61.

Последовательность операций при регулировке зазоров следующая:

— снять крышки головок цилиндров;

— проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров;

— оттянуть фиксатор смонтированный на картере маховика, повернуть его на 90° и установить в нижнее положение;

— снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком);

— проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установить его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. Указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце полумуфты ведомой на приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать (рис. 57).

Это положение коленчатого вала соответствует началу подачи топлива в 1-м цилиндре. При этом шпонка на полумуфте ведущей, при закрытых клапанах первого цилиндра, должна находиться как показано на рис. 57 (в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра).

Если риски не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком.

Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30 град. Оттянуть фиксатор, преодолев усилие пружины, повернуть его на 90 град, и установить в верхнее положение;

-повернуть коленчатый вал по ходу вращения на угол 60, установив его тем самым в положение I.

В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки);

-проверить динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров;

-проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать;

-для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.

Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0.25 мм для впускного клапана и 0.35 мм для выпускного клапана должен проходить свободно, а толщиной 0.30 мм для впускного и 0.40 мм для выпускного с усилием.

Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах:

— 4-м и 2-м (II положение);

— 6-м и 3-м (III положение);

— 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180;

— пустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;

— установить крышку люка картера сцепления и крышки головок цилиндров.

4. Сменить масло в смазочной системе двигателя

Для смены масла необходимо:

— прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70…90°С, остановить его, слить масло из картера масляного, вывернув из картера сливную пробку. Сливая масло из двигателя нужно обратить внимание, нет ли в масле воды и металлических частиц. Наличие их указывает на необходимость ремонта двигателя. Заливать масло в картер двигателя надо в следующем порядке:

— открыть горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи;

— залить масло до отметки «В» на указателе уровня масла;

— пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин, на малой частоте вращения коленчатого вала для заполнения масляных полостей в двигателе;

— остановить двигатель и по истечении 4-5 мин, долить масло до отметки «В» на указателе уровня масла. Между метками «Н» и «В» объем масла в картере составляет 4 л.

Доливать масло в картер двигателя после длительной стоянки нужно в последовательности операций, изложенных выше. При смене масла надо менять фильтрующие элементы фильтра очистки масла. Сорта масел, допускаемые к применению, приведены в химмотологической карте руководства. Несвоевременная смена масла или фильтрующих элементов, применение не рекомендуемых сортов масел и фильтроэлементов, а также загрязненных масел приводит к разрушению вкладышей и аварии двигателя.

Ключ S=27, маслораздаточная колонка 367-M3, ветошь, воронка для слива масла.

5. Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра

Смену фильтрующих элементов очистки масла необходимо осуществлять в следующем порядке:

— вывернуть сливные пробки на обоих колпаках и слить масло в емкость;

— отвернуть колпаки ключом на 27 за бобышку;

— вынуть элементы из колпаков;

— промыть дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;

— установить новые фильтроэлементы полнопоточный — в большой колпак (ближе к вентилятору), частично-поточный — в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые);

— залить в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла;

-смазать резьбу на колпаках, уплотнительные кольца и прокладки моторным маслом;

— завернуть колпаки в корпус ключом моментом 49..58.8 Нм (5.0…6.0 кгс-м);

— на работающем двигателе проверить нет ли течи масла в соединениях, при обнаружении течи произвести подтяжку или заменить уплотнительные элементы.

При обслуживании использовать фильтроэлементы: 7405.1012 040 (полнопоточный) и 7405.1017 040 (частично-поточный), изготавливаемые предприятиями. имеющими официальное заключение ОАО «КАМАЗ» на поставку в запасные части.

Ветошь, накидные ключи S= 19, 27

6. Сменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива

Для смены фильтрующих элементов необходимо:

— вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из фильтров в посуду, затем ввернуть пробки;

— вывернуть болты крепления колпаков фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтру ющие элементы;

— промыть колпаки дизельным топливом;

— установить в каждый колпак новый фильтрующий элемент с уплотнительными прокладками, установить колпаки с элементами и затянуть болты;

— прокачать систему топливопрокачивающим насосом;

— пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра.

Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.

Накидные ключи S= 14, 19

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ (СТО)

Содержание работ

Технические требования и способ проведения работ

Приборы, инструмент, приспособления и материалы

Очистить двигатель от пыли и грязи

1 Проверить и в случае необходимости отрегулировать давление начала впрыскивания топлива форсунок.

Регулируется на стенде путем установки регулировочных шайб под пружину при снятой гайке, распылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (повышение сжатия пружин) давление начала впрыскивания возрастает. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала впрыскивания на 0,3…0,35 МПа (3…3,5 кгс/см2).

Количество устанавливаемых шайб должно быть не более трех.

Давление начала впрыскивания — согласно требований таблицы 3.

Начало и конец впрыскивания топлива должны быть четкими. Распылитель не должен иметь подтеканий. Впрыскивание должно сопровождаться характерным резким звуком. Замена одной какой-либо детали (корпуса распылителя или иглы) не допускается, так как они составляют прецизионную пару.

Ключи S= 14, S=17, S= 19, стенд для проверки форсунок

2. Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива

2.1. Для проверки и регулировки угла опережения впрыскивания топлива по меткам, предварительно выключив подачу топлива и затормозив изделие, выполнить следующие операции:

2.1.1. Провернуть коленчатый вал ломиком, вставленным в отверстие на маховике до совмещения указателя на корпусе ТНВД с установочной меткой (риской) фланца ведомой полумуфты (рис. 57).

2.1.2. Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).

2.1.3. Установить фиксатор маховика в нижнее положение и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка фланца ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор затем перевести в верхнее положение.

2.1.4. Если указатель на корпусе ТНВД и установочная метка фланца ведомой полумуфты не совместились, необходимо:

-ослабить болты 13 ведомой полумуфты привода ТНВД (рис. 57) повернуть фланец ведомой полумуфты 3 до совмещения установочной риски на нем с указателем на корпусе ТНВД, затянуть болты ведомой полумуфты;

— фиксатор затем перевести в верхнее положение.

— проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыскивания топлива (как указано в п. 2.1.3).

Для точной установки угла опережения впрыскивания топлива необходимо использовать моментоскоп.

Ключи S=13, 17, гаечный кольцевой ключ S=19, монтажная лопатка, ломик для проворачивания коленчатого вала

2.2. Проверка и установка угла с помощью моментоскопа:

2.2.1 Прогреть двигатель.

2.2.2 Отсоединить трубку высокого давления восьмой секции ТНВД.

2.2.3. На штуцер восьмой секции установить моментоскоп (рис. 63).

2.2.4. Рычаг 1 управления регулятором перевести в среднее положение (рис.56).

2.2.5. Заполнить стеклянную трубку моментоскопа топливом, вращая коленчатый вал двигателя.

2.2.6. Проворачивая коленчатый вал, совместить установочную метку фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД.

2.2.7. Провернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения, перевести фиксатор маховика в нижнее положение и медленно проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Если в этот момент фиксатор войдет в паз маховика, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в верхнее положение.

2.2.8. Если паз на маховике двигателя не дошел до фиксатора, ослабить болты ведомой полумуфты и медленно поворачивать коленчатый вал по ходу вращения до западания фиксатора в паз маховика, затянуть болты, фиксатор перевести в верхнее положение и проверить точность установки угол опережения впрыскивания топлива (2.2.7).

2.2.9. Если фиксатор вошел в паз на маховике, а движение топлива в трубке не началось, то ослабить ведомой полумуфты и медленно поворачивать кулачковый вал ТНВД за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Затянуть болты, перевести фиксатор в верхнее положение и проверить точность установки угла опередения впрыскивания топлива (2.2.7).

2.3. Проверить затяжку болтов привода ТНВД динамометрическим ключом. При необходимости момент затяжки довести до значений Мкр= 63,7…73,6 Н.м 6 .5…7,5кгс.м).

3. Проверить на стенде, устранить неисправности и провести техническое обслуживание ТНВД (выполняется один раз в два года).

Отклонение начала подачи топлива секциями ТНВД относительно восьмой секции не должно превышать ±30.

Порядок работы секций: 8-4-5-7-3-6-2-1. Порядок чередования подач секциями, град.: 0-45-90-135-180-225-270-315.

Ход плунжера восьмой секции из нижнего крайнего положения до геометрического начала нагнетания — (5,65 ± 0,05) мм.

Давление, соответствующее началу открывания нагнетательных клапанов. 0,04…0,075 Мпа (0,4…0,75 кгс-м)

Стенд КИ 15711М-01

При положении рычага управления регулятором, соответствующем максимальному скоростному режиму, должны выполняться следующие условия:

— средняя цикловая подача топлива (ЦПТ) на пусковом режиме (частота вращения кулачкового вала (100±10) мин-1) должна быть 195… 220 мм3/цикл;

— частота вращения автоматического выключения пусковой подачи топлива регулятором должна быть 280…330 мин-1;

— частота вращения начала действия регулятора должна быть 1140…1160 мин-1 при давлениях масла на входе в корректор (0,25±0,05) МПа ((2,5±0,5) кгс/см2) и воздуха в корректоре 0,08…0,1 МПа (0.8… 1.0 кгс/см2);

— максимальная частота вращения автоматического выключения подачи топлива регулятором с номинального режима должна быть не более 1280 мин-1;

— средние ЦПТ, а также неравномерность подачи топлива по секциям ТНВД в зависимости от частоты вращения кулачкового вала и давления воздуха в корректоре по давлению наддувочного воздуха должны соответствовать представленным значениям в таблице 10 (при давлении масла на входе в корректор (0.25±0.05) МПа ((2.5±0.5) кгс/см2)).

Частота вращения кулачкового вала, соответствующая режиму минимального холостого хода — 300 мин-1. Цикловая подача топлива на режиме минимального холостого хода — 15-20 мм3/цикл.

Частота вращения выключения подачи топлива регулятором при положении рычага управления регулятором, соответствующем минимальному скоростному режиму должна быть не более 470 мин-1.

Давление топлива на входе в топливный насос высокого давления на режимах от максимального крутящего момента до номинального должно быть 0.13-0.19 МПа (1.3-1.9 кгс/см2).

Объемная подача топливоподкачивающего насоса при частоте рабочих циклов 1100…1300 мин , разрежении на всасывании не менее 0.02 МПа (0,2 кгс/см2) и противодавлении не менее 0,125 МПа (1,25 кгс/см2) должна быть не менее — 3 л/мин.

Разрежение на всасывании, создаваемое топливоподкачивающим насосом при полностью перекрытом сечении подводящего топливопровода, при частоте рабочих циклов 1100… 1300 мин-1, должно быть не менее 0,07 МПа (0,7 кгс/см2).

Максимальное давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом при закрытом нагнетательном трубопроводе при частоте рабочих циклов 1100… 1300 мин-1, должно быть не менее 0,55 МПа (5,5 кгс/см2).

Перед установкой ТНВД на двигатель нужно провернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока шпонка 11 вала ведомой шестерни (рис. 60) не окажется в горизонтальном положении слева, если смотреть со стороны маховика, а фиксатор не войдет в паз на маховике. При этом, следует совместить установочную метку на фланце ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД.

4. Сменить охлаждающую жидкость

Требования к охлаждающей жидкости приведены в приложении 5

Воронка, посуда для слива, ветошь

5. Снять турбокомпрессоры для очистки (выполняется один раз в два года)

Промыть внутреннюю полость корпуса компрессора, удалить отложения с поверхностей лопаток колеса компрессора. (Последовательность проведения работ см. раздел «Обслуживание системы газотурбинного наддува и охлаждения наддувочного воздуха»).

Сменные головки S=17, 13, динамометрический ключ, посуда для мойки, ветошь

6. Слить из ОНВ накопившийся конденсат

Отвернуть коническую пробку, находящуюся в нижней части коллектора ОНВ. После слива конденсата, завернуть пробку обратно.

Ключ-шестигранник S=8, посуда

Средние цикловые подачи (ЦПТ) и неравномерность подачи топлива секциями ТНВД

Таблица 9.

Модель ТНВД

Частота вращения кулачкового вала, мин-1

Давление воздуха в корректоре, МПа

Средняя ЦПТ секциями насоса, мм3/цикл

Приращение средней ЦПТ по отношению к средней ЦПТ на номинальном режиме, мм3/ цикл

Неравномерность подачи топлива по секциям насоса, %, не более

337-20.04

1100±10

0,08-0,1

147-152

7-10

6

700±10

0.08-0.1

155-160

8

500±10

0,08-0,1

140-150

14

500±10

0

80-90

16

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий