Подвеска. Автомобили Камаз-6460. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

ПОДВЕСКА

Подвеска автомобиля воспринимает основные динамические нагрузки от воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и повышения устойчивости при движении в его передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия и стабилизатор поперечной устойчивости.

Передняя подвеска (рис. 93) состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя гидравлическими, телескопическими амортизаторами и двумя полыми резиновыми буферами сжатия. В средней части рессоры прикреплены двумя стремянками 15 к площадке балки передней оси. Между рессорами и балкой установлены кронштейны 14 крепления амортизаторов 5 и стабилизатора поперечной устойчивости 17.

Рис. 93. Передняя подвеска автомобилей КамАЗ-6460:

1 — передний кронштейн рессоры; 2 — рессора; 3 — рама автомобиля; 4 — буфер; 5 — амортизатор;6 — верхний кронштейн амортизатора; 7 — задний кронштейн рессоры; 8 — опора рессоры; 9, 20 — стяжные боты; 10 — упругий элемент; 12 — накладка рессоры, 14 — нижний кронштейн амортизатора; 15 — стремянка рессоры; 16 — палец крепления стабилизатора; 17 — штанга стабилизатора; 18 — стойка стабилизатора; 19 — накладка ушка; 21 — болт крепления ушка; 22 — ушко рессоры; 23 — палец ушка.

Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 22 и пальцев 23 прикреплены к кронштейнам 1. Внутри отъемных ушков установлены бронзовые втулки, повышающие износостойкость соединений с пальцами рессор. Задние концы передних рессор опираются на сменные опоры рессоры 8.

Все листы рессор прямоугольного сечения. Всего 11 листов. Пальцы рессор смазываются через масленку.

Амортизаторы передней подвески соединены с рамой автомобиля и передней осью при помощи пальцев и резиновых втулок. Втулки компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля на раму.

При движении автомобиля по дороге с небольшими препятствиями амплитуда колебаний подвески незначительна и сопротивление, создаваемое амортизаторами, невелико. На неровной дороге амплитуда колебаний подвески возрастает, при этом амортизатор оказывает большое сопротивление, предотвращая раскачивание автомобиля и поглощая энергию как при плавном так и при резком сжатии и отдаче рессор.

Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 4, закрепленные на лонжеронах рамы.

Передняя подвеска имеет стабилизатор поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии на автомобиль поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость движения автомобиля. Стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой изогнутую в одной плоскости штату постоянного сечения диаметром 45 мм.

Концы штанги стабилизатора пальцами 16 и полиуретановыми втулками закреплены к кронштейнам на балке передней оси. Штанга 17 стабилизатора стойками 18 шарнирно соединена с кронштейнами, установленными на левом и правом лонжеронах рамы. В проушины стоек стабилизатора установлены полиуретановые обоймы, которые компенсируют перекосы и смягчают ударные нагрузки.

Рис.94. Амортизатор:

1 — верхняя головка; 2 — кожух защитный; 3 — гайка; 4 — сальник; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — корпус сальника; 7 — шток; 8 — поршень; 9 — поршневое кольцо; 10 — гайка; 11 — корпус клапана сжатия; 12 — нижняя головка; 13 — корпус; 14 — цилиндр.

Амортизатор (рис. 94) верхней проушиной прикреплен к кронштейну на раме, а нижней — к нижнему кронштейну амортизатора.

Техническая характеристика амортизатора

Таблица 16.

Диаметр, мм:

поршня

50

штока

20

резервуара наружный

77

Ход штока до упора ограничителя хода, мм

300

Расстояние между осями проушин, мм:

в сжатом состоянии

475

в растянутом состоянии

775

Наибольшая сила сопротивления на клапанном режиме при скорости поршня 0,52 м/с, Н:

при отбое

8050

при сжатии

1800

Количество амортизаторной жидкости АЖ-12Т, ГОСТ 23008-78, л

1,7

Принцип действия гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительном перемещении подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля имеющаяся в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению штока и гасит колебания рессор.

В зависимости от скорости перемещения штока (колебания подвески) работа амортизатора подразделяется на два режима:

1. Дроссельный режим работы амортизатора.

При малых скоростях перемещения штока (ровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через перепускные клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

2. Клапанный режим работы амортизатора.

С увеличением скорости движения поршня примерно до 0,2…0,25 м/с (неровная дорога) амортизаторная жидкость проходит через клапаны в зависимости от хода сжатия или отбоя.

Задняя подвеска (рис. 95) балансирная, на двух полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, имеющими резинометаллические шарниры, не требующие смазывания. Концы рессор скользят по опорам 2, приваренным к балкам мостов. Подвеска автомобиля снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена подрессоренной части автомобиля при действии поперечной (боковой) силы, повышает устойчивость автомобиля.

Рессоры 1 в средней части прикреплены стремянками 13 к башмаку 5 рессоры. При прогибе рессор концы их скользят в опорах. При ходе мостов вниз рессоры удерживаются в опорах ограничителями 17 и 18 качания мостов. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 3.

Тягово-сцепные и тормозные усилия передаются на раму шестью реактивными штангами 8и 9.

Балансирное устройство состоит из двух осей 43, запрессованных в кронштейны 4, и башмаков 5 с запрессованными в них втулками 33 из антифрикционного материала. Кронштейны балансирного устройства соединены стяжкой 45. В крышке 6 имеется маслозаливное отверстие с пробкой 86.

Для предотвращения вытекания смазки в башмаках установлены резиновые армированные манжеты, а для защиты манжеты от грязи — уплотнительные кольца 7. Башмаки закреплены на осях разрезными гайками 31, стянутыми болтами 52.

Рис. 95. Задняя подвеска:

1 — рессора задняя; 2 — опора задней рессоры; 3 — буфер задней рессоры; 4 — кронштейн балансира; 5 — башмак рессоры; 6 — крышка башмака; 7 — кольцо уплотнительное; 8, 9 — штанга реактивная; 10 — рычаг нижней реактивной штанги; 11 — втулка стабилизатора; 12 — рама; 13 — стремянка задней рессоры; 14 — накладка задней рессоры; 16 — болт центровой рессоры; 17 — ограничитель качания моста задний; 18 — ограничитель качания моста передний (правый и левый); 20 — проставка клиновая (правая и левая); 23 — штанга стабилизатора; 24 — подушка стабилизатора; 25 — стойка стабилизатора; 26 — ось стабилизатора; 27 — кронштейн стабилизатора; 31 — гайка башмака; 33 — втулка башмака; 38 — рычаг верхний передний; 39 — рычаг верхний задний; 41 — кронштейн верхней реактивной штанги; 43 — ось балансира; 44 — кольцо; 45 — стяжка кронштейнов балансира; 47 — гайка; 86 — пробка маслозаливного отверстия.

Штанга реактивная (рис. 96) по конструкции представляет цельнокованую штангу с двумя наконечниками, в которые посредством проставочного и упорного колец установлен двухопорный резинометаллический шарнир.

Рис. 96. Реактивная штанга:

1 — шарнир реактивной штанги; 2 — штанга реактивная; 3 — кольцо проставочное: 4 — кольцо упорное.

Техническое обслуживание

При сервисе 1 смажьте пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.

При сервисе 2:

— проверьте внешним осмотром состояние амортизаторов и реактивных штанг, при необходимости устраните неисправности;

— затяните болты крепления отъемных ушков, гайки стопорных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески;

— затяните гайки крепления реактивных штанг;

— затяните болты крепления рычагов верхних реактивных штанг;

— затяните гайки стремянок рессор передней и задней подвесок. Для сохранения продольного наклона шкворней затягивайте гайки стремянок рессор передней подвески в следующем порядке: сначала затяните гайки передней (по ходу автомобиля) стремянки, затем — задней;

При сервисе С:

— проверьте состояние шарниров реактивных штанг, при появлении люфта шарниры замените;

— проверьте уровень масла в башмаках задней подвески, при необходимости долейте масло до уровня заливных отверстий;

— затяните гайки болтов и шпилек крепления кронштейнов задней подвески к раме.

Ремонт

При разборке рессор. Замерьте зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,08…0,23 мм при номинальном диаметре пальца 29,95…30,00 мм. Если зазор больше 2 мм, то замените изношенные детали.

При износе концов первых коренных листов рессор задней подвески в местах контакта с опорой наполовину толщины поменяйте местами первый и третий листы.

Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные и боковые поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56-62) на глубину 2-4 мм.

При износе этого слоя произведите его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. При износе более 10 мм боковых поверхностей коренных листов рессоры в местах контакта с щекой опоры, поверните 3 коренных листа на 180° вокруг центрового болта.

При сборке рессор смажьте графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смажьте пальцы передних рессор.

Во избежание поломок рессор и износа щек башмаков при проведении ремонта:

— гайки крепления передних рессор затягивайте с моментом 650-750 Н-м (65-75 кгс-м);

— гайки крепления задних рессор затягивайте с моментом 950-1050 Н-м (95-105 кгс-м);

Для регулирования осевого зазора в башмаке балансирного устройства:

— поднимите автомобиль за раму и установите на подставки. Обеспечьте возможность поворачивания балансира, отделив концы задней рессоры от опор мостов или сняв рессору;

— заверните разрезную гайку так, чтобы балансир не поворачивался от руки;

— отверните гайку на 1/6 оборота, затяните стяжной болт с моментом 98…132 Н.м (10…13 кгс-м) и проверьте возможность поворачивания балансира от руки. Если балансир не поворачивается, дополнительно отпустите разрезную гайку, предварительно ослабив стяжной болт.

При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до устранения следов износа и установите ремонтные (уменьшенные по внутреннему диаметру) втулки. При номинальном диаметре оси балансира 121,937…122 мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть 0,145…0,308 мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не более 1,0 мм.

Амортизаторы заменяйте при снижении максимальных сил сопротивления на ходе сжатия и отбоя более чем на 25% по сравнению с нижним пределом, указанным в табл. 17.

Силы сопротивления амортизатора при ходе отбоя и ходе сжатия

Таблица 17.

Скорость поршня, м/с

Сила сопротивления, N (кгс)

при ходе отбоя

при ходе сжатия

0,2 (дроссельный режим)

2900…5300 (295…540)

300…900 (30…91)

0,52 (клапанный режим)

5950…8050 (606…820)

1200…1800 (122…183)

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла, снимите амортизатор с автомобиля и подтяните гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, замените амортизатор.

Примечание: Ремонт амортизаторов производится на заводе-изготовителе.

Замена передней рессоры.

Для снятия передней рессоры:

— отверните гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снимите болт;

— отсоедините амортизатор в нижнем кронштейне;

— поднимите за раму переднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите на нее автомобиль, при этом обеспечьте зазор между коренным листом и опорой на заднем кронштейне рессоры 40…80 мм;

— отверните гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снимите болты и выбейте палец;

— закрепите рессору в подъемном приспособлении;

— отверните гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снимите накладку рессоры;

— подъемным приспособлением снимите рессору с передней оси.

Для установки передней рессоры:

— подъемным приспособлением опустите рессору на переднюю ось, предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору;

— установите накладку рессоры;

— вставьте стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и затяните гайки стремянки;

— подведите передний конец рессоры к кронштейну, совместите отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставьте палец и стяжной болт и закрепите;

— поднимите за раму переднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;

— вставьте упругий элемент, опору рессоры и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепите его.

— присоедините амортизатор к передней оси;

Проконтролируйте момент затяжки гаек стремянок.

Смажьте палец ушка рессоры пресс-масленку до появления свежей смазки из втулки ушка.

Замена задней рессоры.

Для снятия задней рессоры:

— снимите ограничители качания мостов;

— поднимите за раму заднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите автомобиль на нее, при этом обеспечьте зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25…30 мм;

— отверните гайки стремянок рессоры и снимите стремянки, накладку рессоры;

— подъемным приспособлением снимите рессору с башмака.

Для установки задней рессоры:

— подъемным приспособлением установите рессору на башмак, совместив головку центрового болта рессоры с отверстием в башмаке;

— установите накладку рессоры, стремянки и затяните гайки стремянок:

— поднимите заднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;

— установите ограничители качания мостов. Проконтролируйте моменты затяжки гаек стремянок.

Замена стабилизатора:

Для снятия стабилизатора:

— снимите стопорные кольца,

— выбейте полиуретановые подушки из стоек;

— отверните гайку пальца крепления стабилизатора;

— выбейте палец, удалите полиуретановые втулки;

— снимите штангу стабилизатора.

Установку стабилизатора производите в обратном порядке.

Передняя ось, колеса, шины

Передняя ось в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции показаны на рис. 98. Балка передней оси с поворотными кулаками, рычагами рулевой трапеции в сборе показана на рис. 99.

Рис. 98. Передняя ось с тормозами:

1 — прокладка; 2 подшипник; 3 — гайка подшипников; 4 — ось передняя; 5 — крышка;6 — ступица переднего колеса; 7 — гайка крепления колеса; 8 — колесо; 9 — шина; 10 — болт стяжной.

Рис. 99. Передняя ось и поворотные кулаки:

1 — кулак поворотный; 2 — манжета; 3 — тяга рулевой трапеции; 4 — балка передней оси; 5 — шкворень; 7 — шайба шкворня; 8 — втулка распорная; 9 — рычаг поворотного кулака; 11 — рычаг тяги сошки; 12 — кольцо манжеты; 13 — крышка верхняя; 14 — крышка нижняя; 16 — кольцо уплотнительное; 19 — подшипник; 20 — масленка; 31 — шайба.

Техническая характеристика

Таблица 18.

Продольный наклон шкворня относительно рамы

2°40

Поперечный наклон шкворня

3°30

Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса

44°- 48°

Развал колес

1°30

Схождение колес (по центру закраин ободов), мм

1.2-2.5

Размер обода, мм (дюймы)

216-508 (8.5-20)

Размер шины, мм

320R508(12.00R20)

Модель шины

У-4; 4Д-304, н.с.18

Давление в шинах, кРа (кгс/см):

передней оси;

задней тележки

8,7

8,7

Допустимая статическая нагрузка, N (кгс):

на одинарную шину;

на сдвоенные шины

37500 (3750)

32500(3250)

Допустимый дисбаланс передней ступицы с тормозным барабаном в сборе, Н-см (кгс-см)

Допустимый дисбаланс колеса с шиной в сборе, Н-см (кгс-см)

Допустимый зазор между балкой и кулаком по оси шкворня

Передняя ось в сборе со ступицами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции показана на рис. 98.

Конструкция ступицы с тормозным барабаном обеспечивает установку на автомобили дисковых колес с креплением по типу ISO.

Передняя ось (рис. 99) неразрезная, с поворотными кулаками вильчатого типа и коническими шкворнями. Между верхними торцами проушин балки и кулаками установлены шайбы 31 толщиной 1,5 мм и 0,25 мм, с помощью которых регулируют осевой зазор в шкворневом соединении.

Подшипники скольжения и опорные подшипники смазывают через пресс-масленки 20.

Верхний и нижние поворотные рычаги закреплены на кулаках шпильками с коническими разрезными втулками и самоконтрящимися гайками. Углы поворота кулаков ограничены упорами, ввернутыми во фланцы поворотных кулаков и зафиксированными гайками. Упоры при максимальном повороте колес упираются в бобышки на балке оси.

На цапфах кулаков (рис. 98) гайками 3 закреплены ступицы 6 колес.

Для уменьшения износа шин и улучшения устойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.

Ступица вращается на двух конических роликовых подшипниках 2. На внутренней и внешней обоймах подшипников имеется маркировка, которая должна в точности совпадать для обеих обойм. Внутренняя обойма подшипника упирается в упорное кольцо.

Подшипниковый узел снаружи защищен от пыли и грязи крышкой 5 с прокладкой 1, с обратной стороны- манжетой, установленной в расточке ступицы; рабочие кромки манжеты опираются на кольцо 12 (рис. 99).

Тормозные механизмы передних колес смонтированы на суппортах, которые крепятся болтами к фланцам поворотных кулаков. Рулевая трапеция передней оси включает поперечную тягу, шаровые пальцы которой коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов 9 и закреплены гайками со шплинтами. Аналогично крепится продольная рулевая тяга к рычагу поворотного кулака и к тяге сошки рулевого механизма.

Поперечный угол наклона шкворня и угол развала колес обеспечиваются при изготовлении деталей передней оси. Эти углы не регулируются. Продольный угол наклона шкворня определяется подвеской передней оси.

Рис. 100. Колесо дисковое:

1 — диск; 2 — обод; 3 — кольцо замочное; 4 — груз балансировочный; 5 — кольцо бортовое;6 — колесо.

Колеса — дисковые, размер 216-508 (8,5-20), с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107-79 (рис. 100).

Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.

Колеса задние сдвоенные (рис. 101), монтируются на ступицу по центральному отверстию в дисках колес и закрепляются 10 гайками с шайбами. Для доступа к вентилю внутренних колес применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.

Рис. 101. Колесо дисковое сдвоенное:

1 — колесо с шиной; 5 — гайка с шайбой; 6 — кронштейн; 5 — удлинитель вентиля.

Рис. 102. Колесо запасное:

1 — опора запасного колеса; 2 — кронштейн запасного колеса; 3 — гайка; 4 — заглушка; 5 — вал ворота; 6 — канат ворота: 7 — вкладыш-каната ворота; 8 — защелка ворота; 9 — пружина защелки ворота; 10 — храповик ворота; 11 — пружина тарельчатая; 12 — болт; 13,14 — гайка; 15 — шайба пружинная; 16, 17 — шплинт.

Колесо запасное вместе с механизмом подъема закреплены на правом лонжероне рамы (рис. 102)

Техническое обслуживание

При ежедневном техническом обслуживании проверьте внешним осмотром техническое состояние шин, колес и крепление колес, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке и, при необходимости, удалите застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди и другие предметы; установите недостающие на вентилях камер колпачки. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протрите шины досуха.

Давление воздуха в шинах колес проверяйте манометром. Снижение давления на 25% от нормального сокращает срок службы шин на 35…40%. Учитывайте также, что расход топлива увеличивается на 1… 1.5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98.1 кПа (1 кгс/см2).

При сервисе 1:

— затяните гайки крепления колес;

— доведите до нормы давление в шинах;

— смажьте шкворни поворотных кулаков.

Для накачки шин отверните колпачок 15 регулятора давления (рис. 296) и наверните штуцер шланга. Перед накачкой шин необходимо снизить давление в ресиверах до величины 608…637 кПа (6,2…6,5 кгс/м2), в этом случае происходит включение регулятора и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.

Во время подкачивания шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса: при случайном выскакивании из канавки замочное кольцо может травмировать.

Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более, чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.

При сервисе 2:

— проверьте шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;

— при необходимости переставьте колеса;

— отрегулируйте величину схождения передних колес;

— отрегулируйте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).

Переставьте колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин передних колес, поменяв их местами с любыми другими колесами автомобиля, имеющими шины с хорошим состоянием протектора.

Схождение передних колес проверьте в следующем порядке:

— проверьте давление в шинах передних колес. При необходимости доведите его до нормы;

— установите передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;

— замерьте линейкой 2182 расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади на высоте центров колес;

— прокатите автомобиль вперед на половину оборота передних колес;

— замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободов колес спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колес. Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободов колес до и после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колес, которая должна, составлять 1,2…2,5 мм. При несоответствии схождения колес данной величине отрегулируйте его изменением длины поперечной рулевой тяги. Для этого ослабьте затяжку болтов соединения обоих наконечников и, ввертывая тягу в наконечники при большом схождении и вывертывая при малом, обеспечьте указанную выше величину схождения передних колес. После этого затяните гайки болтов крепления наконечников, обеспечив момент затяжки 49…61 Н-м (5..6,2 кгс-м).

Проверьте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах) покачиванием вывешенных на подъемнике колес в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого хода и качаний. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или, если при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулируйте затяжку подшипников ступиц.

При сервисе С:

— проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах всех колес);

— смените смазку в подшипниках ступиц задних и передних колес.

Для проверки подшипников ступиц колес и замены смазки в них снимите ступицы задних и передних колес. Снимите ступицы с большой осторожностью, чтобы не повредить у плотнительные манжеты. Повреждение манжеты может привести к проникновению смазки из ступиц в тормозной механизм и попаданию пыли и грязи в подшипниковый узел ступицы.

Для снятия ступиц передних колес:

— снимите крышку 5 ступицы (рис. 98);

— отверните стяжной болт гайки 3;

— отверните гайку 3 крепления подшипников;

— снимите ступицу съемником (рис. 103), для этого наденьте лапы 1 на шпильки ступицы и закрепите гайками колеса. Упирая наконечник 5 в поворотный кулак, вворачивайте винт 4 в траверсу 3 до полного снятия ступицы.


Рис. 103. Снятие ступицы переднего колеса съемником:

1 — лапа; 2 — ось; 3 — траверса; 4 — винт; 5 — наконечник

Снятие ступиц задних колес приведено в разделе «Ведущие мосты».

При оценке состояния подшипников рабочие поверхности наружных колец и ролики не должны иметь видимых следов рисок, задиров, трещин, цветов побежалости. Ролики должны свободно вращаться в сепараторе.

Для смазывания подшипников ступиц передних колес удалите старую смазку и заполните необходимым количеством смазки пространство между роликами и сепаратором равномерно по всей окружности.

Регулирование подшипников ступиц передних колес проводите в следующем порядке:

— снимите крышку ступицы и ослабьте гайку подшипника, затем, поворачивая ступицу (колесо), проверьте легкость вращения. В случае тугого вращения, которое не является следствием трения тормозных колодок о барабан, снимите ступицу и выясните, не вызвано ли это повреждением подшипников или манжеты;

— поворачивая ступицу (колесо) в обоих направлениях для правильной установки роликов между кольцами подшипников, затяните гайку 3 (рис. 98) подшипника до начала торможения ступицы (колеса);

— отверните гайку приблизительно на 1/6 оборота и затяните стяжной болт гайки.

— проверьте вращение ступицы (колеса), проворачивая в двух направлениях. Вращение ступицы (колеса) должно быть свободным и равномерным, при этом заметный осевой люфт не допускается.

Качество регулирования подшипников проверьте контрольным пробегом до 10 км.

Если наблюдается сильный нагрев, повторите регулирование.

Регулирование подшипников ступиц колес промежуточного и заднего мостов проводите аналогично. Гайка 5 (рис. 158) подшипника ступицы после регулирования фиксируется стопорным болтом 4.

Ремонт

При проведении ремонта:

— для снятия передних колес ослабьте гайки крепления колеса, поднимите колесо домкратом, установите подставку, отверните десять гаек крепления колеса к ступице, подкатите тележку и снимите колесо;

— для снятия колес ведущих мостов после проведения аналогичных операций снимите наружное колесо, отверните гайку крепления удлинителя вентиля внутреннего колеса и снимите колесо.

Для подъема запасного колеса следует положить его замочным кольцом вверх, ввести внутрь обода опору 1 запасного колеса. Вращая вал 5 ключом для затягивания гаек крепления колес, надо приподнять опору запасного колеса и обеспечить совпадение поверхностей колеса и опоры. При дальнейшем вращении вала на него наматывается канат и опора вместе с колесом поднимается вверх. В поднятом положении колесо нужно закрепить двумя гайками с шайбами.

Для опускания колеса надо отвернуть две гайки крепления запасного колеса к кронштейну и нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин (после регулировки гайку 14 нужно зашплинтовать).

При правильной регу лировке колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного усилия 8…20 кг. Самопроизвольное опускание колеса не допускается.

Для разборки колеса положите его бортовым кольцом вверх и выпустите воздух из шины. Порядок разборки показан на рис. 104.

Рис. 104. Разборка колеса.

— поставьте прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отожмите борт шины вниз;

— в образовавшийся зазор вставьте изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка опиралась на прямую лопатку;

— передвигаясь по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины прямой и изогнутой лопаткам и, снимите борт с конической полки замочного кольца;

— вставьте конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отожмите кольцо из канавки;

— приподнимите замочное кольцо вверх, опираясь на бортовое кольцо изогнутой лопаткой;

— продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, заведите конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца;

— удерживая замочное кольцо рукой, выжмите его прямой лопаткой из канавки обода.

Снимите бортовое кольцо и, перевернув колесо, снимите борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.

Поставьте колесо вертикально, выньте обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, после чего утопите вентиль в паз; извлеките обод из шины.

Не выбивайте обод из шины ударами по замочной части обода.

I — положите шину на обод с некоторым перекосом и вставьте вентиль в вентильный паз. Приподнимите шину со стороны вентиля и наденьте на обод;

II — наденьте бортовое кольцо и вставьте в канавку обода противоположную от разреза часть замочного кольца; утопите сначала одну часть кольца и затем другую.

Для монтажа шины на обод колеса вложите камеру в покрышку и вставьте ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком. Подкачайте камеру и заверните золотник. После этого проделайте операции, показанные на рис. 105:


Рис. 105. Монтаж шины

Не утапливайте замочное кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки, так как это приведет к появлению на нем забоин и деформации.

Убедитесь, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины. Если в некоторых местах кромка кольца упирается в борт шины, заправьте кромку под борт шины.

Поставьте колесо в специальное предохранительное ограждение или положите замочным кольцом вниз. Подкачайте шину до давления не более 98,1 кПа (1 кгс/см2). Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, доведите давление до нормального.

Обод, бортовое и замочное кольца не должны иметь трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке), а соприкасающиеся поверхности п

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий