Двигатель КАМАЗ — 740.50-360, сцепление MEZ 430 и коробка передач ZF 16S 151 соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 11).
Рис. 11. Силовой агрегат, вид справа:
1 — коробка передач; 2 — турбокомпрессор; 3 — фильтр топливный; 4 — маслоналивная горловина: 5 — расширительный бачок; 6 — рычаг переключения передач; 7 — генератор; 8 — обечайка вентилятора; 9 — фильтр масляный полнопоточный; 10 — фильтр масляный частичнопоточный; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — масляный картер.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора 3 (рис. 12) к лонжеронам 1 рамы крепится через стойки 2 с помощью болтов. Силовой агрегат к передней опоре крепится через кронштейн 4.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку 7, запрессованную в переднюю опору.
Задние опоры (рис. 13) расположены с обеих сторон картера сцепления. Каждая из опор состоит из кронштейна 4, который прикреплен шестью болтами к картеру сцепления; башмака 3, соединенного с кронштейном 4 стяжным болтом 5; кронштейна 2, который охватывает башмак и присоединен болтами к лонжерону рамы, крышки 6. Между башмаком, крышкой и кронштейном расположена резиновая подушка 7, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Башмак, изготовленный из алюминиевого сплава, предохраняет от смятия запрессованная в него стальная втулка 8. Между крышкой 6 и кронштейном 1 установлена регулировочная прокладка 9.
Рис. 12. Передняя опора:
1 — лонжерон рамы; 2 — стойка передней опоры; 3 — опора передняя; 4 — кронштейн передней опоры; 5 — болт; 6- опорные шайбы; 7 — подушки передней опоры.
Рис. 13. Задняя опора силового агрегата 740.50-360:
1 — лонжерон рамы; 2 — кронштейн задней опоры; 3 — башмак задней опоры силового агрегата; 4 — задний кронштейн крепления силового агрегата; 5 — стяжной болт; 6 — крышка задней опоры; 7 — резиновая подушка; 8 — стальная втулка; 9 — регулировочная прокладка.
Рис. 14. Поддерживающая опора силового агрегата 740.50-360:
1 — лонжерон рамы; 2 — кронштейн поддерживающей опоры; 3 — балка поддерживающей опоры; 4 — подушка подвески; 5 — регулировочные шайбы; б- втулка распорная.
Поддерживающая опора.
Поддерживающая опора имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена.
Балка 3 (рис. 14.) поддерживающей опоры силового агрегата 740.50-360 крепится двумя болтами к коробке передач сверху. На концах балки поддерживающей опоры круглые резиновые амортизаторы 6, через которые балка соединяется с кронштейнами 2 поддерживающей опоры. Кронштейны болтами соединяются с лонжеронами рамы.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
При ТО-2:
— затяните болты и гайки крепления передних и задних опор силового агрегата;
— затяните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к лонжерот рамы (резьба M12), гайки крепления поддерживающей опоры к балке (резьба M16) и болты крепления бачки к коробке передач(резьба М16).
При СТО:
Проверьте состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществляйте удалением регулировочных шайб.
Ремонт
Для снятия силового агрегата с автомобиля:
— отсоедините выводы «+» и «—» аккумуляторной батареи;
— поднимите переднюю облицовочную панель кабины;
— снимите буфер;
— наклоните кабину на 60°;
— отсоедините выводы проводов и штекер от генератора;
— отсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.). клапана ЭФУ;
— снимите воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
— ослабьте хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха двигателя и отсоедините рукава;
— выверните болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снимите их;
— выверните болты крепления крыльчатки вентилятора, снимите ее и оставьте в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
— ослабьте хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоедините рукав;
— ослабьте хомут крепленця шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоедините шланг;
— отверните болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоедините патрубок;
— отсоедините воздушный фильтр;
— отсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— отсоедините толкатель привода управления подачей топлива и снимите пружину;
— отсоедините и снимите трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
— вывесите автомобиль на подъемнике для выполнения операций снизу;
— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
— слейте масло из картера двигателя;
— слейте масло из картера коробки передач;
— отсоедините левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— отсоедините от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
— отсоедините прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— отсоедините трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отверните кронштейн и снимите трубопровод;
— отсоедините маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
— отсоедините трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— отсоедините гидропривод ПГУ сцепления;
— снимите ПГУ сцепления;
— отсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки М16 и вынув болты;
— выверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— опустите автомобиль с подъемника;
— выверните болты крепления передней опоры двигателя;
— отверните самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
— зацепите захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снимите силовой агрегат автомобиля, установите его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль:
— при помощи подъемно-транспортного приспособления снимите силовой агрегат с подставки и установите его на автомобиль;
— совместите отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставьте болты М20 и закрепите опоры;
— вверните болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затяните их;
— установите крыльчатку вентилятора и закрепите ее четырьмя болтами;
— подсоедините трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
— подсоедините верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
— подсоедините шланг обогрева кабины к двигателю;
— подсоедините верхний рукав радиатора к водяной коробке, затяните хомут крепления рукава;
— соедините шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затяните хомут;
— подсоедините подводящий патрубок к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
— подсоедините патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затяните хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок подходящий к впускному коллектору;
— подсоедините толкатель управления подачей топлива;
— подсоедините маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долейте масло до уровня;
— подсоедините питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— установите воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
— подсоедините воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— установите воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
— установите воздушный фильтр;
— подсоедините выводы проводов и штекеры: датчиков температу ры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установите датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
— поднимите автомобиль с помощью подъемника;
— установите маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
— залейте масло в картер двигателя;
— залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
— прокачайте топливную систему ручным подкачивающим насосом;
— опустите кабину, предварительно вставьте палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтуйте замки:
— поставьте буфер;
— опустите переднюю облицовочную панель;
— поставьте и закрепите прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— подсоедините к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
— подсоедините гидропривод ПГУ сцепления;
— вверните болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— подсоедините левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего вверните гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— подсоедините передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты M16 и завернув гайки;
— опустите автомобиль с подъемника;
— прокачайте сцепление и долейте жидкость до уровня;
— подсоедините выводы аккумуляторных батарей;
— пустите двигатель, проверьте его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.