Эксплуатация автомобиля. Автомобили Камаз-6460. Руководство по устройству, техническому обслуживанию и ремонту

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

Подготовка к эксплуатации

Перед началом эксплуатации автомобиля необходимо выполнить следующее.

Проверить наличие комплектующих изделий и принадлежностей, соответствие номеров шасси и двигателя номерам, указанным в прилагаемых к автомобилю товаросопроводительных документах.

Установить на место изделия и принадлежности, поставляемые с автомобилем.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать действие механизма подъема и опускания кабины, ограничителя и запорного устройства, передней облицовочной панели, вентиляционного люка, стеклоподъемников дверей кабины, натяжение ремней привода вентилятора, генератора и жидкостного насоса.

Проверить и при необходимости подтянуть крепления колес, довести до нормы давление воздуха в шинах.

Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев шарниров рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков, сошки рулевого механизма. При необходимости закрепить и зашплинтовать.

Проверить уровень и, при необходимости, долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок системы охлаждения, рабочую жидкость в бачок главного цилиндра сцепления, топливо в баки, масло в картеры двигателя, коробки передач, ведущих мостов автомобиля, в бачок насоса рулевого гидроусилителя.

После заправки топливного бака заполнить топливом систему питания двигателя. Для этого освободить рукоятку ручного топливоподкачивающего насоса и перемещать ее вверх-вниз в течение 2-3 мин. Затем зафиксировать рукоятку.

Для обеспечения длительной и надежной работы двигателя следует:

— проверить систему, обеспечивающую очистку воздуха, поступающего в двигатель, устранить малейшие подсосы воздуха через неплотности в системе на участке между воздухоочистителем и двигателем;

— провести своевременную смену моторного масла и фильтрующих элементов фильтра очистки масла;

— применять высококачественные моторные масла, рекомендуемые Руководством по эксплуатации.

После замены масла в смазочной системе двигателя или после продолжительного (более 7 дней) простоя перед пуском двигателя обеспечьте подачу масла к трущимся парам прокруткой коленчатого вала двигателя стартером без подачи топлива в цилиндры:

— рукоятку останова переместите в верхнее положение;

— включите стартер и проверните коленчатый вал до начала отклонения стрелки на указателе давления масла до тех пор, пока не погаснет лампочка сигнализатора аварийного падения масла. Помните, что время непрерывной работы стартера ограничено 15-20 с.

Проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях. Батареи, разряженные более 50% (в холодный период времени года на 25%), необходимо подзарядить.

Примечание: По особому требованию на автомобиле могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение одного года с момента изготовления. Приведите сухозаряженные батареи в рабочее состояние в соответствии с рекомендациями, приведенными в подразделе «Аккумуляторные батареи».

Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Проверить крепление проводов на выводах батарей.

Пустить двигатель и проверить его работу в режиме холостого хода.

Проверить работу стеклоочистителей, омывателя ветровых стекол, внутреннего и наружного освещения.

Проверить в движении работу двигателя, сцепления, механизма переключения передач, тормозных систем, контрольно-измерительных и сигнальных приборов.

Проверить герметичность и, при необходимости, устранить неисправности: в системах охлаждения и смазочной, питания двигателя топливом и воздухом, в рулевом гидроусилителе, гидроприводе сцепления, пневмоприводе тормозных систем, коробке передач, мостах.

Пуск, работа и останов двигателя

Порядок выполнения пуска двигателя зависит от его теплового состояния и температуры окружающего воздуха.

Пуск двигателя без применения ЭФУ

Для пуска двигателя без применения ЭФУ нужно выполнить следующее:

1. Прокачать систему питания топливом насосом предпусковой прокачки до открытия перепускного клапана ТНВД.

2. Убедиться, что рычаг переключения передач КП находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении.

3. Кратковременно нажать на кнопку выключателя массы, включить аккумуляторные батареи.

4. Нажать на педаль подачи топлива, переместив ее до упора, и отпустить до среднего положения.

5. Включить стартер поворотом ключа выключателя приборов и стартера во второе нефиксированное положение.

6. После начала работы двигателя немедленно отпустить ключ выключателя приборов и стартера, который повернется в первое положение.

Сразу после пуска прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 40°С при частоте вращения коленчатого вала 1000—1600 мин-1. После этого можно начинать работу под нагрузкой.

При пуске прогретого двигателя выполнение требования п. 1 и 4 необязательно.

В случае неудачной попытки пуск двигателя повторить с выдержкой между включениями 1 — 2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определить и устранить причину неисправности.

Пуск двигателя с применением ЭФУ

Для пуска двигателя с применением ЭФУ необходимо выполнить следующее:

1. Прокачать систему питания топливом насосом предпусковой прокачки до открытия перепускного клапана ТНВД.

2. Убедиться, что рычаг переключения передач КП находится в нейтральном положении, а рукоятка останова двигателя в нижнем положении.

3. Кратковременно нажать на кнопку выключателя массы и включить аккумуляторные батареи.

4. Нажать на кнопку включения ЭФУ и удерживать ее в течение всего времени пуска, одновременно наблюдая за показанием стрелки вольтметра.

5. После загорания сигнализатора нажать до упора на педаль подачи топлива.

6. Не отпуская кнопки включателя ЭФУ, включить стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение не более чем на 15 с.

7. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25-30 с.

8. Удерживать кнопку включателя ЭФУ до начала устойчивой работы двигателя, но не более 60 с от момента включения стартера.

Необходимо учитывать, что ресурс штифтовых свечей ЭФУ сильно зависит от времени включенного состояния, которое не должно превышать 2 минут с момента включения стартера.

ВНИМАНИЕ!Нельзя допускать работу не прогретого двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно пускать двигатель стартером можно только после перерыва 1-2 мин. Если при пуске двигателя в условиях отрицательных температур появляются на первой или второй попытках регулярные вспышки в цилиндрах двигателя, то допускается исключить перерывы между попытками. При этом суммарное время включенного состояния стартера не должно превышает 45 с.

Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.

Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампы для прогрева воздуха при пуске двигателя.

Работа двигателя

В период эксплуатации двигателя необходимо соблюдать следующие рекомендации:

— двигатель не должен работать на режиме холостого хода в течение длительного времени (более 10 мин), т.к. это приводит к интенсивному закоксовыванию поршневых колец;

— не допускается длительная работа двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 60 °С, т.к. в этих условиях несгоревшее топливо смывает масло со стенок гильз цилиндров и разжижает масло в картере двигателя;

— следите за давлением масла и температурой охлаждающей жидкости; данные для их контроля приведены в технической характеристике двигателя. Если давление масла или температура охлаждающей жидкости выходят за пределы, указанные в технической характеристике, то остановите двигатель;

— не допускается перегрев охлаждающей жидкости выше 100°С;

— двигатель не должен работать более 1 минуты с полной нагрузкой и частотой вращения ниже величины, соответствующей максимальному крутящему моменту;

— работа двигателя в диапазоне, превышающем максимальную частоту вращения, может привести к повреждению двигателя; при движении под уклон используйте низшие передачи коробки передач в сочетании с моторным (вспомогательным) и рабочим тормозом;

— в процессе эксплуатации двигателя обращайте особое внимание на отклонения в работе двигателя (необычные шумы, вибрации, перебои в работе снижение мощности, дымление, утечки топлива, масла и охлаждающей жидкости). Следите за показаниями приборов.

Рекомендуемые режимы работы двигателя

Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя, на проточные части компрессора и турбины, нельзя допускать длительной работы двигателя на режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.

При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в баллоны тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения коленчатого вала не менее 1000—1200 мин-1.

Перед остановкой двигателя после его работы под нагрузкой, необходимо установить режим холостого хода длительностью не менее 3-х минут во избежание перегрева подшипника турбокомпрессора и закоксовывания ротора. Резкая остановка двигателя после работы под нагрузкой запрещается.

Останов двигателя

Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1-3 минут на режиме холостого хода.

Для останова двигателя должна быть уменьшена частота вращения коленчатого вала до минимальной. Затем должна быть вытянута до конца рукоятка останова двигателя и оставлена в таком положении. Или можно воспользоваться системой вспомогательного тормоза.

После окончания работы необходимо отключить аккумуляторные батареи автомобиля.

Управление коробкой передач и тормозными системами

Рациональное использование передач позволяет не перегружать двигатель и экономить топливо.

Порядок переключения передач приведен в приложении 17.

При движении по сухим дорогам с уклонами до 3% надо правильно выбирать передачи коробки передач и использовать рабочую тормозную систему автопоезда, не допуская резких торможений, приводящих к блокировке колес. Необходимо помнить, что тормозной путь автопоезда при блокировке колес значительно возрастает. Резкое торможение может привести к складыванию и заносу автопоезда.

При первых признаках складывания или заноса автопоезда надо отпустить педаль рабочей тормозной системы и тормозить автомобиль вспомогательной тормозной системой, ликвидируя занос поворотом управляемых колес автомобиля в сторону заноса.

При движении автопоезда на дорогах с уклонами более 3% для замедления движения следует использовать низшие передачи коробки передач в сочетании с рабочей и вспомогательной тормозными системами автопоезда.

Рабочей тормозной системой автопоезда управляют из кабины педалью, соединенной с двухсекционным тормозным краном, который приводит в действие тормозные механизмы колес задней тележки, передней оси и полуприцепа.

Вспомогательной тормозной системой управляют кнопкой, расположенной на полу кабины. Вспомогательной тормозной системой нужно пользоваться во всех случаях для уменьшения скорости автомобиля и обязательно при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.

Применять вспомогательную тормозную систему наиболее эффективно на четвертой низшей (4Н) и третьей высшей (ЗВ) передачах, но при этом частота вращения коленчатого вала двигателя не должна быть оптимальной, в противном случае могут разрушиться детали механизма газораспределения двигателя. Для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя надо притормаживать автомобиль рабочей или запасной тормозными системами.

Для затормаживания на стоянке надо установить рукоятку стояночного тормозного крана в положение «заторможено». При этом срабатывают тормозные механизмы колес задней тележки автомобиля и полуприцепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятка тормозного крана должна быть установлена в положение «расторможено».

При отсутствии воздуха в пневмосистеме надо подавать сжатый воздух от автономного источника под давлением 637-784 кПа (6,5-8,0 кгс/см2) к выводу А или В (рис. 138), используя шланг для накачки шин либо другой шланг с соединительной гайкой M16x1,5.

В случае отсутствия запаса сжатого воздуха автомобиль можно растормозить специальными устройствами, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого нужно вывернуть винты 9 (рис. 152) механизма аварийного растормаживания, расположенные в верхней части энергоаккумуляторов, на 65-70 мм.

Для затормаживания запасной тормозной системой следует пользоваться тормозным краном стояночной тормозной системы, который имеет следящее устройство, позволяющее притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

Эксплуатация нового автомобиля.

Надежность и экономичность автомобиля, а также его долговечность зависят от приработки деталей, агрегатов в период эксплуатации нового автомобиля- первые 1000 км пробега. Необходимо помнить, что в период эксплуатации нового автомобиля должны соблюдаться следующие требования:

— максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч;

— автомобиль не должен эксплуатироваться в тяжелых дорожных условиях;

— масса перевозимого груза не должна превышать 75% номинальной грузоподъемности;

— недопустимы перегрев двигателя и его работа с пониженным уровнем масла в картере двигателя.

После остановки автомобиля следует проверять степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров главных передач мостов. При повышенном нагреве надо проверить наличие смазочного материала в агрегатах и при необходимости их довести до нормы; если количество смазочного материала соответствует норме, то нужно найти неисправность и устранить ее.

В период эксплуатации нового автомобиля нужно постоянно следить за состоянием всех деталей креплений, подтягивая при этом ослабленные соединения. Особое внимание должно обращаться на крепления сошки, картера рулевого механизма, шаровых пальцев рулевых тяг, поворотных рычагов, кронштейнов реактивных штанг, кронштейнов задней подвески и тормозных камер, фланцев карданных валов, стремянок рессор.

Нужно своевременно устранять неисправности, ведущие к ненормальной работе агрегатов и сборочных единиц автомобиля.

Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом

Для сцепки тягача с полуприцепом необходимо.

— затормозить полуприцеп стояночной тормозной системой;

— установить полуприцеп на опорном устройстве так, чтобы накатная плита была по высоте ниже плиты седельного устройства тягача, но не ниже кромок скосов седла;

— отвести в сторону предохранитель саморасцепки, поставить рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение;

— осторожно подать автомобиль назад так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора, при этом сцепка происходит автоматически, т.е. рычаг управления расцепкой должен переместиться в крайнее заднее положение;

— затормозить тягач стояночной тормозной системой;

— убедиться, что рычаг управления расцепкой находится в крайнем заднем положении, а предохранитель саморасцепки- в рабочем положении (шток перекрыт предохранителем);

— поднять опорные устройства полуприцепа в крайнее верхнее положение;

— соединить автоматические головки шлангов пневмопривода тормозных систем полуприцепа с соответствующими головками пневмосистемы автомобиля;

— вставить в розетку тягача штепсельную вилку электрооборудования полу прицепа;

— растормозить стояночную тормозную систему полу прицепа.

Для расцепки тягача с полуприцепом необходимо:

— затормозить полуприцеп стояночной тормозной системой;

— опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги;

— разомкнуть соединительные головки шлангов пневмопривода тормозных систем, закрыть головки защитными крышками и закрепить их на кронштейне фары освещения седельносцепного устройства;

— отсоединить штепсельную вилку электрооборудования полуприцепа от розетки тягача;

— отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение;

— включить первую передачу в коробке передач и на малой скорости двигаться вперед до полной расцепки с полуприцепом.

Эксплуатация автомобиля в холодный период времени

В этот период эксплуатации необходимо выполнять следующее.

Перед пуском двигателя нажать до упора на педаль сцепления.

Ежедневно сливать отстой из топливных фильтров. После слива отстоя пустить двигатель на 3-4 мин для удаления воздушных пробок из системы питания топливом.

Ежедневно сливать конденсат из ресиверов во избежание его замерзания в приборах и трубках подвода воздуха. При замерзании конденсата нельзя прогревать тормозные аппараты открытым пламенем (паяльная лампа, факел). Для этой цели применяется горячая вода.

На переднюю часть кабины под облицовочную панель установить утеплитель.

Следить за плотностью электролита в аккумуляторных батареях, которая должна меняться в зависимости от климатической зоны. В случае необходимости доливки в электролит дистиллированной воды во избежание замерзания воду доливать непосредственно перед пуском двигателя.

Переключатель посезонной регулировки генераторной установки установить в положение 3 (зима).

Для обмыва ветровых стекол использовать смесь воды со специальной жидкостью НИИСС-4, объемные соотношения которых менять в зависимости от температуры окружающего воздуха.

При длительной стоянке заторможенного автомобиля возможно примерзание тормозных накладок к барабанам. Во избежание этого перед постановкой автомобиля на стоянку просушить тормозные механизмы, сделав несколько последовательных торможений.

Надежная работа системы охлаждения и отопителя кабины гарантируется при использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза ТОСОЛ А-40 или ТОСОЛ 40. Только в случаях крайней необходимости допускается кратковременное использование воды.

При заправке системы охлаждения двигателя водой закрыть краны сливных отверстий и кран отопителя. После прогрева двигателя до температуры 80°С открыть кран отопителя кабины рычажком на панели приборов и долить воду в расширительный бачок до заполнения 2/3 его объема.

Нельзя прикрывать кран отопителя более, чем на половину хода рычажка управления краном, а при температуре ниже минус 20°С открыть его полностью.

Нельзя включать вентиляторы отопителя при неработающем двигателе, а также при недостаточно прогретом.

По окончании работы слить воду через краны радиатора отопителя, радиатора системы охлаждения и два крана (с левой и правой сторон) блока цилиндров.

Особенности вождения автомобиля

При правильном вождении автомобиля увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива и повышаются эффективность использования автомобиля и срок его службы.

Перед началом движения следует прогреть двигатель.

Начинать движение можно только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнализаторы, что свидетельствует о заполнении привода тормозных систем сжатым воздухом.

При трогании с места нужно включить первую передачу. Переключать передачи следует плавно, обязательно выключив сцепление. При этом рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автомобиля с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.

При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств нужно контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. Во всех режимах движения нужно ориентироваться на зеленое поле указателя тахометра.

Скорость движения на маршруте должна выбираться с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя- зеленое поле тахометра.

Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя.

Превышение предельной частоты вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.

Следует помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1200-1600 мин-1. При дальнейшем снижении частоты вращения от нагрузки теряется мощность и требуются дополнительные затраты энергии на разгон автомобиля.

При разгоне автомобиля не рекомендуется включать высокуюпередачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.

Масса перевозимого груза не должна превышать установленной нормы, так как перегрузка влияет на безопасность движения.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.

Следует помнить, что снижение давления воздуха в шинах на 100 кДа (1 кгс/см2) против заданного ведет к увеличению расхода топлива на 1-1,5 л на 100 км пути. При движении по дорогам с твердым покрытием недопустимо давление в шинах ниже 320 кПа (3,2 кгс/см2).

Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сигнализаторы. Необходимо следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.

Движение на подъемах необходимо осуществлять с учетом следующих рекомендаций.

Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы преодолевать на низших передачах коробки передач, учитывая при выборе передачи нагрузку автомобиля, длину и крутизну подъема. По возможности использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, медленно спустить автомобиль задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках запрещается выключать двигатель и передачу в коробке передач, так как при движении накатом выключаются рулевой гидроусилитель и компрессор пневмопривода тормозных систем автомобиля.

Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автомобиль рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сцепление и переключать передачи.

Движение по скользким и обледенелым дорогам.

В случае заноса, не выключая сцепления и поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нужно плавно уменьшить подачу топлива. Для замедления движения при заносе надо пользоваться вспомогательной тормозной системой или притормаживать стояночной тормозной системой. В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.

Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны. Перед троганием автомобиля с места на скользком участке дороги должен быть заблокирован межосевой дифференциал. При этом загорается сигнализатор и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги нужно притормозить и немедленно разблокировать дифференциал. Если автомобиль забуксовал, следует затормозить колеса автомобиля, заблокировать межосевой и межколесные дифференциалы, включить вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления. Если автомобиль продолжает буксовать, нужно расчистить колею под колесами.

При движении во время тумана, дождя, снега, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, которые включаются клавишей. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги.

При движении в ненастную погоду нужно включать стеклоочистители, регулярно протирать боковые стекла кабины и зеркала заднего вида. Не следует забывать просушивать тормозные механизмы торможением.

При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.

Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем не допускается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее:

— соединить шлангом трубки высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включить радиатор для охлаждения масла;

— заглушить нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;

— долить в бачок насоса масло, доведя его уровень до уровня указателя. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

— двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, следя за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры 100°С надо остановить автомобиль и охладить масло.

Буксирование автомобиля

Для буксирования неисправного автомобиля используется специально изготовленный жесткий буксир (рис. 180). Применение буксиров других конструкций допускается при снятом переднем буфере.

При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для заполнения тормозного пневмопривода сжатым воздухом используется шланг для накачивания шин. Шланг подсоединяется к клапану, расположенному на конденсационном ресивере.

Рис. 180. Жесткий буксир:

а — для автомобилей типа 6×4; б — для автомобилей укомплектованных передними буксирными вилками.

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий