РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Рис. 155. Раздаточная коробка: 1 — фланец первичного вала: 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 — подшипники; 5 — ведущее зубчатое колесо; 6 — крышка верхнего люка; 7 — зубчатое колесо отбора мощности;
9—муфта включения коробки отбора мощности; 10 —коробка отбора мощности; 11 — маслосборник; 12 —зубчатое колесо низшей перс-дачи; 14 — крышка подшипника; 15 — сателлит; 18 — вал привода задних
мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 —коренное зубчатое колесо; 21 — зубчатое колесо низшейпередачи дифференциала; 22 — солнечное зубчатое колесо; 23 — передняя обойма; 24— картер раздаточной
коробки; 25 — зубчатое колесо высшей передачи: 20 —крышка картера раздаточной коробки; 27 — магнитная пробка; 28, 30. 41 — муфты; 31 — ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидо
метра: 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34— пружина: 35 — шток; 36 — мембрана: 37 — выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42— зубчатое колесо постоянного зацепления
Раздаточная коробка (рис. 155) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки.
Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках. На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.
Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.
Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках. Шариковый подшипник 3 первичного
вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.
К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности.
Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.
Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и коренным 20 зубчатыми колесами, коренное зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного
зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в
трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.
Рис. 156. Раздаточная коробка модернизированных полноприводных автомобилей
На модернизированных полноприводных автомобилях в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения (см. рис. 156):
— вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный – 43114-1802025;
— усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники – 7311А;
— вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);
— объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).
Рис. 157. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой: 1 — кран переключения передач; 2 — сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 — механизмы переключения передач: 4 — выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 — штоки; 6, 13 — нажимные пружины; 7, 11 — возвратные пружины; 8, 10 — стаканы; 9 — пневмопроводы; 15 — шарик; 16 — штифт; à—к муфте 41 (см. рис. 155), b — к муфте 28 (см. рис. 155)
Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис. 157), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.
При установке рукоятки крана 1 в положение Iвключена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис. 155.
При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение Í включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис. 155) перемещается вправо.
При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.
При этом муфты 41 и 28 (см. рис. 155) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис. 157), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.
При возврате рукоятки крана 1 в положение Iпружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов Ê) и 8 в крышки. При этом воздух из механизмов переключения
выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.
Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневмока-мерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.
Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов.
раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник 11 (см. рис. 155), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При сервисе 2:
— проверить внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжеты валов раздаточной коробки;
— закрепить раздаточную коробку и коробку отбора мощности;
— довести до нормы уровень масла в картере
раздаточной коробки;
—очистить от грязи предохранительные клапаны. При сервисе С:
—закрепить фланцы раздаточной коробки. Дополнительно осенью сменить масло в картере коробки. Смена масла в раздаточной коробке. Масло следует заливать через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой. Уровень масла контролировать по нижнему отверстию, также закрытому пробкой. Сливать масло нужно через отверстие в нижней части крышки картера, вывернув магнитную пробку 27 (см. рис. 155). При смене масла необходимо промыть и очистить магнит.
РЕМОНТ
Для разборки раздаточной коробки надо:
—вывернуть магнитную пробку 27 (см. рис. 155) и слить масло;
—разобрать коробку в следующем порядке: рас-кернить и отвернуть гайку крепления фланца вала 18 привода заднего моста, снять фланец;
—вывернуть болты крепления крышки подшипника 17 вала привода заднего моста, снять крышку с манжетой и прокладкой, маслоотгонную шайбу; вывернуть болты крепления крышки заднего подшипника 15 вала привода переднего моста, снять крышку с прокладкой. Съемником (рис. 158) снять подшипник 17 ;
—вывернуть болты крепления крышки 26 (см. рис. 155) картера раздаточной коробки и снять крышку с валами и прокладкой;
—вывернуть болты крепления коробки 10 отбора мощности и выпрессовать коробку;
—вывернуть болты крепления и снять крышку 14 заднего подшипника промежуточного вала 39 с прокладкой;
—снять крышку бокового люка картера с прокладкой, расшплинтовать и вывернуть стопорный болт вилки включения коробки отбора мощности; вывернув болты крепления механизма включения коробки отбора мощности, снять его;
—отвернуть гайки и снять крышку 6 верхнего люка с прокладкой. Расшплинтовать и вывернуть стопорные болты вилок переключения передач;
—вывернуть болты крепления механизмов переключения передач, снять механизмы с регулировочными и уплотнительными прокладками;
—вывернуть болты и снять картер привода переднего моста с прокладкой;
—раскернить и. отвернуть гайку крепления фланца первичного вала, снять фланец;
— вывернуть болты и снять крышку переднего подшипника 3 первичного вала с прокладкой;
— снять опорную шайбу и спрессовать шариковый подшипник 3;
— вынуть из крышки картера первичный вал 2 в сборе;
— вывернуть болты и снять крышку переднего подшипника 40 промежуточного вала 39;
— вынуть из выточек подшипников 40 и 29 промежуточного вала и дифференциала упорные кольца; выпрессовать вал 39 и дифференциал из крышки картера раздаточной коробки.
Рис. 158. Снятиеподшипника зубчатого колеса вала привода заднегомоста |
Для разборки первичного вала следует: съемником (рис. 159) снять с первичного вала 1 (рис. 160) внутреннее кольцо 2 переднего подшипника в сборе; снять с вала упорное кольцо 6 и съемником (рис. 161) снять внутреннее кольцо 5 (см. рис. 160) заднего подшипника в сборе; спрессовать с вала зубчатое колесо 3 и снять шпонку 4.
Рис. 159. Съемник И801.25.000 переднего подшипника первичного вала
Рис. 160. Вал первичный раздаточной коробки: 1 — вал первичный; 2,5 — внутренние кольца подшипников; 3— зубчатое колесо; 4—шпонка; 6—упорное кольцо
Рис. 161. Снятие внутреннего кольца роликоподшипника зубчатого колеса низшей передачи привода заднего моста
Для разборки промежуточного вала нужно:
— установить вал на верстак, раскернить и отвернуть гайки 1, 12 (рис. 162), снять шайбы 2;
— съемником (рис. 163) снять с вала 4 (см. рис. 162) подшипник 3, а съемником (рис. 164) — внутреннее кольцо подшипника 10 (см. рис. 162);
Рис. 162.Вал промежуточный раздаточной коробки: 1, 12 — гайки; 2, 11, 13—шайбы; 3—подшипник; 4—вал промежуточный; 5— зубчатое колесо постоянного зацепления; 6 — муфта; 7 — втулка: 8 — зубчатое колесо первой передачи; 9—ролики подшипника; 10—внутреннее кольцо подшипника
— снять шайбы 13 и зубчатое колесо 8 первой передачи промежуточного вала с роликами 9 и распорной втулкой 7;
— снять с вала зубчатое колесо 5 постоянного зацепления с муфтой 6;
— снять с зубчатого колеса 5 муфту 6 включения первой передачи.
Для разборки дифференциала надо:
— установить дифференциал на верстак. Зажать в тисках, раскернить и отвернуть гайку 2 (рис. 165);
— съемником (рис. 166) снять с передней обоймы 1 (см. рис. 165) шариковый подшипник 3;
Рис. 163. Снятие внутреннего кольца заднего подшипника промежуточного вала
Рис. 164. Снятиевнутреннего кольца переднего подшипника промежуточноговала |
— снять муфту 5 и шлицевую втулку 4, зубчатое колесо высшей передачи с роликами 6, опорную шайбу 9, втулку 8; отогнуть стопорную пластину 10 и вывернуть болты 11;
— снять упорное кольцо 17, съемником (см. рис. 161) снять внутреннее кольцо 16 (см. рис. 165) роликового подшипника;
— спрессовать зубчатое колесо 14 низшей передачи с втулкой при помощи двух технологических болтов, ввернутых в отверстия передней обоймы;
— снять зубчатое колесо 13 привода заднего моста;
— вывернуть болты 18, снять заднюю обойму 19 дифференциала;
— снять четыре сателлита 15 с втулками и зубчатое колесо 12 привода переднего моста.
Для разборки коробки отбора мощности следует:
— установить коробку в тисках. Раскернить и отвернуть гайку 10 (рис. 167), снять шайбу 9; фланец 8 коробки с манжетой;
— вывернуть винты 11, снять крышку 6 стакана подшипников с прокладкой 5, шайбу 7;
— выпрессовать вал 1 из стакана 4 ñ подшипниками в сборе;
Рис. 166. Снятие подшипника обоймы дифференциала
— съемником (рис. 168) снять с вала 1 (см. рис.167) два шариковых подшипника 2 и распорную втулку 3.
Для разборки картера переднего моста нужно:
— установить картер в сборе с валом привода на верстак, зажать в тисках;
— раскернить и отвернуть гайку 1 (рис. 169), снять шайбу 2, фланец 3 ñ вала 21 привода переднего моста;
Рис. 167. Коробка отбора мощности: 1 — вал коробки; 2— шарикоподшипники; 3 — втулка распорная; 4 —стакан подшипников; 5 — прокладка; 6 — крышка; 7, 9— шайбы; 8 — фланец; 10 — гайка; 11 — винт; À — торец стакана
Рис. 168. Снятие подшипников вала привода коробки отбора мощности