КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Схема карданных передач автомобиля КАМАЗ зависит от колесной формулы (см. табл. 29).
Комплекты карданных валов для конкретных автомобилей зависят от колесной базы и передаваемого момента (см. табл. 30).
Карданная передача автомобилей 6х4 (рис. 173) состоит из двух карданных валов: привода промежуточного 2 и заднего 4 мостов.
Карданная передача полноприводных автомобилей (рис. 172) состоит из четырех карданных валов: основного вала между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала привода промежуточного моста, вала привода заднего моста и вала привода переднего моста.
Карданные валы (рис. 174 и 175) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.
Все шарниры карданной передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.
Уплотнение (рис. 176) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины.
В конструкции карданных валов применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы. Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой.
На автомобилях КАМАЗ-53229,КАМАЗ-55111, КАМАЗ-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.
Порядок эксплуатации, технического обслуживания и ремонта аналогичен изложенному в соответствующих разделах Руководства по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ типа 6х4.
Рис. 172. Карданная передача: 1 — вал привода переднего моста;Рис. 174. Карданный вал: 1 — фланец-вилка; 2 — игольчатый подшипник;
2 — основной вал; 3 — вал привода промежуточного моста;3 — уплотнение; 4 — крестовина; 5 — скользящая вилка; 6 — гайка; 7, 9, 11 — разрезные шайбы;
4 — вал привода заднего моста 8 — войлочное кольцо; 10 — резиновое кольцо; 12 — вал; 13 — стопорная пластина; 14 — опорная пластина
Рис. 173. Карданная передача: 1 — вал привода промежуточного моста; 2 — мост промежуточный; 3 — вал привода заднего моста; 4 — мост задний
Рис. 175. Карданный вал: 1 — фланец-вилка; 2 — вилка скользящая; 3 — гайка; 4 — вал; 5 — пластина замочная; 6 — пластина опорная; 7 — подшипник игольчатый; 8 -уплотнение торцевое; 9 — манжета радиального уплотнения; 10 — манжета торцевая; 11 — масленка; 12 — крестовина
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При сервисе 2:
— проверитьсостояниеизазорвшарнирахкарданных валов, зазор не допускается;
— закрепитьфланцыкарданныхвалов.
Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов должны быть затянуты с моментом 80—90 Н.м (8—9 кгс- м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Н.м (6—7 кгс- м), болты
крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Н.м (12—14 кгс. м);
—смазать шарниры карданных валов
При сервисе С проверить наличие зазора в шли-цевых соединениях карданных валов, зазор не допускается.
При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину. Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив
один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал.
РЕМОНТ
Карданные валы рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Перед разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин.
Для снятия подшипников карданных валов следует использовать съемник И-801.33.000. Предварительно надо снять опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть болты. Ввернуть болты 2 (рис. 177) съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником 3 в подшипник, ввернуть винт 5 в траверсу 4 до выпрес-совки смежного подшипника на 15—20 мм. Свернуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать манжеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку.
Для снятия крестовины шарнира необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вилки вала.
Сборку шарнира следует производить только с использованием новых или вполне пригодных манжет из числа снятых ранее. Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно заполнить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой ¹ 158 в количестве
Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить
— в каждый подшипник основного вала —
—в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста —
Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:
—торцовые манжеты предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через
отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа;
—крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты.
Сборку шарнира с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установить опорные и стопорные пластины. Болты затянуть с моментом
14—17 Н.м (1,4—1,7 кгс•м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта.
Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены;
смазать шарниры с помощью пресс-масленок, заложив в полость шарниров основного вала
Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий смазочный материал и снова собрать вал. Во время
сборки карданного вала надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой.
При смазывании шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить
вала —
Для того, чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке
крепления манжеты шлицевого соединения.
После замены деталей следует динамически отбалансировать карданные валы при 2000 мин-1 с точностью:
35 г•см — для карданных валов привода переднего и заднего мостов;
50 г•см — для основного карданного вала;
100 г•см — для карданного вала промежуточного моста.
Балансировка карданных валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов осуществляется приваркой балансировочных пластин.
Основной карданный вал балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.
Рис. 176. Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины: 1 — стакан подшипника; 2 — манжета радиального уплотнения; 3 — манжета торцовая; 4 — шип крестовины
Таблица 29
Схемы карданных передач автомобилей КАМАЗ
Неполноприводные | Полноприводные | |||||
Кол-во осей Модели автомобилейКАМАЗ | 2 43253 | 3 53229 55111 65115 | 4 6540 | 2 4326 | 3 43114 4311543118 | 4 6350 |
Кол-во карданов Рисунок | 1 | 2 173 | 3 | 3 | 4 172 | 5 |
Рис. 177. Снятие съемником подшипников карданных валов: 1 — вилка; 2 — болт; 3 — наконечник; 4 — траверса; 5 — винт
Рис. 178. Оправка на-прессовки торцового уплотнения на шип крестовины заднего моста
Рис. 179. Оправка для напрессовки торцового уплотнения на шип крестовины промежуточного моста