ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ, КОЛЕСА, ШИНЫ. Руководство по ремонту и техническому обслуживаниюавтомобилей КамАЗ

ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ, КОЛЕСА, ШИНЫ

Автомобили КАМАЗ различных моделей и комп­лектаций имеют передние оси, колеса и шины раз­личающиеся: применяемыми колесами и шинами; дисковыми или бездисковыми колесами; типами тормозных камер и тормозных механизмов; наличи­ем или отсутствием игольчатых подшипников в шкворневом узле; материалом балки; наличием ли­того суппорта; материалом накладок тормозных ко­лодок; подшипниками ступицы колес.

Передняя ось в сборе со ступицами, колесами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции показаны на рис. 211. Балка передней оси с поворот­ными кулаками, рычагами рулевой трапеции в сборе показана на рис. 212.

Передняя ось в сборе со ступицами, тормозными механизмами и тягой рулевой трапеции для модерни­зированных автомобилей КамАЗ показан на рис. 213.

Рис. 211. Передняя ось: 1 — колесо с шиной в сборе; 2 -прижим колеса; 3, 16 — гайки; 4 — шпилька; 5, 15 — болты; 6 — гайка подшипников; 7, 8 — шайбы, гайки и контргайки замковые; 9 — крышка ступицы; 10 — контргайка; 11, 14 -подшипники; 12 — прокладка; 13 — ступица; 17 — барабан тормозной; 18 — кольцо упорное; 19 — кольцо манжеты; 20-крышка кулака; 21- упор поворотного кулака; 22 — рычаг поворотного кулака; 23 — тяга продольная рулевая; 24 -клин шкворня; 25 — подшипник опорный; 26 — кулак левый поворотный; 27 — рычаг поворотного кулака поперечной тяги; 28 — шкворень; 29 — втулка шкворня; 30 -тяга поперечная рулевая трапеции; 31 — манжета; 32 -механизм тормозной в сборе; 33 — балка переднего моста

Рис. 212. Передняя ось и поворотные кулаки: 1 — болт; 2, 30 — шайбы пружинные; 3 — крышка нижняя поворотного кулака; 4 — прокладка крышки; 5 — втулка шкворня; 6 — кулак левый поворотный переднего моста; 7, 27, 29 — гайки; 8 -шплинт разводной; 9 — масленка; 10 — шкворень; 11 — клапан предохранительный; 12 — крышка верхняя поворотного кулака; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — обойма сальника; 15 — шайба кулака; 16 — шайба регулировочная; 17 -полукольцо сальника; 18 — кольцо опорного подшипника; 19 — штифт; 20 — шайба опорного подшипника; 21 — кулак правый поворотный; 22 — сегментная шпонка; 23 — рычаг правый поворотного кулака к тяге рулевой трапеции; 24 -балка переднего моста; 25 — рычаг поворотного кулака к тяге сошки рулевого механизма; 26 — упор поворотного кулака; 28 — рычаг левый поворотного кулака к тяге рулевой трапеции; 31 — клин шкворня

Рис. 213. Передняяось модернизированных автомобилей


Конструкция ступицы с тормозным барабаном обеспечивает установку на автомобили дисковых колес с креплением по типу ISO. В шкворневых узлах передней оси запрессованы игольчатые под­шипники, которые перед установкой смазываются смазкой Литол-24. Между подшипниками устанав­ливается полиамидная втулка. Введено уплотнение шкворневого узла лепестковыми резиновыми ман­жетами.

Передняя ось (см. рис. 212) неразрезная, с пово­ротными кулаками вилочного типа и цилинд­рическими шкворнями. В отверстия кулаков 6 и 21 под поршень 10 запрессованы втулки 5 шкворней, выполняющие роль подшипников скольжения. От осевого перемещения шкворень 10 зафиксирован клином 31 и гайкой 29 с шайбой 30. Шкворень установлен вверх торцом с прорезью. Отверстия в кулаках после установки шкворня закрывают крыш­ками 3 и 12 с прокладками 4 для защиты подшипни­ков от грязи и пыли. Верхняя крышка в отличае от нижней имеет предохранительный клапан 11 для выхода смазки. Между нижними торцами проуши­ны балки 24 и кулаками установлены опорные под­шипники, состоящие из опорного кольца 18 и шай­бы 20. Шайбы зафиксированы от проворачивания штифтами 19 в расточках на поворотных кулаках. Между верхними торцами проушин балки и кулака­ми установлены шайбы 15 и 16 толщиной 1,5 мм и 0,25 мм, с помощью которых регулируют осевой зазор в шкворневом соединении.

Подшипники скольжения и опорные подшип­ники смазывают через масленки 9.

Верхний 25 и нижние 23 и 28 рычаги закреплены в кулаках гайками 7 со шплинтами 8. Рычаги от проворачивания в кулаках зафиксированы сег­ментными шпонками 22. Углы поворота кулаков ограничены упорами 26,

ввернутыми во фланцы поворотных кулаков и зафиксированными гайками 27. Упоры при максимальном повороте колес упира­ются в бобышки на балке оси.

На цапфах кулаков (см. рис. 211) гайкой 6, контр­гайкой 10 и замковыми шайбами 7 и 8 закреплены ступицы 13 колес.

На ступице имеются пять спиц, равномерно расположенных по окружности. Концы спиц закан­чиваются коническими опорами, предназначенны­ми для посадки конической поверхности обода. Угол конуса 28° обеспечивает при затяжке гаек 3 с мо­ментом 245… 294 Н.м (25… 30 кгс.м) силу трения, необходимую для надежного соединения обода со ступицей и предохранение обода от поворота при торможении. В теле ступицы между спицами име­ются пять отверстий, предназначенных для болтов 15 крепления тормозного барабана 17. Гайки 16 болтов самоконтрящиеся.

Для уменьшения износа шин и улучшения ус­тойчивости и управляемости автомобиля ступица в сборе с тормозным барабаном балансируется.

Ступица вращается на двух конических роли­ковых подшипниках 11 и 14. На внутренней и внешней обоймах подшипников имеется марки­ровка, которая должна в точности совпадать для обеих обойм. Внутренняя обойма

подшипника 14 упирается в упорное кольцо 18.

Подшипниковая сборочная единица снаружи за­щищена от пыли и грязи крышкой 9 с прокладкой 12, с обратной стороны — манжетой 31, уста­новленной в расточке ступицы, рабочие кромки манжеты опираются на кольцо 19.

Тормозные механизмы 32 передних колес смон­тированы на суппортах, которые крепятся болтами к фланцам поворотных кулаков. Рулевая трапеция передней оси включает поперечную тягу 30, шаро­вые пальцы которой

коническими хвостовиками плотно входят в конические отверстия рычагов и закреплены гайками со шплинтами. Аналогично крепится продольная рулевая тяга 23 к рычагу пово­ротного кулака и к тяге сошки рулевого механизма.

Поперечный угол наклона шкворня и угол развала колес обеспечиваются при изготовлении деталей переднего моста. Эти углы не регулируются. Про­дольный угол наклона шкворня определяется поло­жением переднего

моста, относительно рессоры — обеспечивается кронштейнами амортизатора.

Рис. 214. Колесо с балансировочными грузами: 1 — обод колеса; 2 — кольцо замочное; 3 — кольцо бортовое; 4 — груз балансировочный в сборе; 5 — шина; 6 — камера; 7 — лента ободная; 8 — заклепка; 9 — груз балансировочный; 10 — пружина

Колеса (рис. 214) — бездисковые, трехкомпонентные. Съемное бортовое кольцо 3 удерживается на ободе замочным разрезным кольцом 2, установленным в канавке обода 1. По внутреннему диаметру, под канав­кой

для замочного кольца, обод имеет коническую поверхность для центровки колеса при установке на ступицу. Передние колеса закреплены на спицах сту­пиц пятью прижимами на шпильках с гайками.

Рис. 215. Заднее колесо с тормозным барабаном в сборе:1 — ступица; 2 — прижим заднего колеса; 3 — обод; 4 — шина; 5 — камера; 6 — кольцо проставочное; 7-кольцо бортовое; 8 — кольцо замочное; 9 — барабан тормозной

Колеса задние (рис. 215) сдвоенные. Обод 3 задне­го внутреннего колеса установлен на конической поверхности спиц задней ступицы 1. Расстояние между шинами сдвоенных колес обеспечено проста-вочным распорным

кольцом 6, которое для увеличе­ния жесткости гофрировано. Проставочное кольцо передает также на внутреннее колесо усилие затяжки гаек и прижимов, крепящих наружное колесо.

Наружное колесо установлено на конических по­верхностях прижимов 2 крепления колес, поэтому прижимы задних колес отличаются от передних. Для предотвращения проворачивания колес на спицах, в случае ослабления

затяжки, каждый обод имеет по два выштампованных ограничителя-упора. Для модернизированных автомобилей

Колеса — дисковые, размер 178-508(7,0-20), с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO4107-79(см. рис. 216).

Рис. 216. Колесодисковое


Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замоч­ным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.

Колеса задние сдвоенные(см. рис. 217), монтиру­ются на ступицу по центральному отверстию в дисках колес и закрепляются 10 гайками с шайбами. Для доступа к вентилю внутренних колес применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.

Рис. 217. Колеса дисковые сдвоенные

Шины — радиальные, пневматические, 12-слой-ные. Колеса в сборе с шинами подвергаются перед установкой на автомобиль балансировке. Балан­сировка производится грузами 4 (см. рис. 214), устанавливаемыми на

бортовое кольцо. Вес балан­сировочного груза 0,179 кг. Количество баланси­ровочных грузов не более пяти на колесо.

Шины модернизированных автомобилей

Шины модернизированных автомобилей —пневма­тические камерные, размер 10.00 R20 (280R508),норма слойности 16. Максимальная нагрузка на шину 29,4 кН(3000кгс).

Давление в шинах автомобилей полной массы кПа (кгс/см2):

автомобили

колес переднейтележки

колес заднейтележки

53229 5511165115

795±20(8,1±0,2)

735±20 (7,5±0,2) 725±20(7,4±0,2)

660±20 (6,7±0,2)588±20 (6,0±0,2) 637±20(6,5±0,2)

Колесо запасное на автомобиле КамАЗ-53229 уста­новлено в горизонтальном положении на кронштей­не 1 (см. рис. 218),который закреплен на правом лонжероне рамы.

Рис. 218. Держатель запасного колеса: 1 — кронштейн; 2 -тарельчатая пружина ворота; 3 — храповик ворота; 4 -гайка; 5 — канат ворота; 6 — вкладыш каната ворота; 7 — вал ворота; 8 — опора заднего колеса

Колесо запасное на автомобилях-самосвалах Ка-мАЗ-55111 и КамАЗ-65115 вместе с механизмом подъе­ма закреплены на переднем борту платформы справа. (см. рис. 219).

Рис. 219. Установка запасного колеса самосвала

При проведении технического обслуживания (сервис 1) гайки крепления колес должны быть затянуты равно­мерно в два-три приема согласно схеме, указанной на рис. 220 с моментом 54-67 кгс.м. После 100 — 150 км пробега следует проверить крепление колес и при необходимости подтянуть до указанного момента.

Рис. 220. Порядокзатяжки гаек колеса


При проведении ремонта:

— для снятия передних колес поднимите колесо домкратом, установите подставку, отверните десять

гаек крепления колеса к ступице, подкатите тележку и снимите колесо;

для снятия колес ведущих мостов после проведе­
ния аналогичных операций снимите наружное коле­
со, отверните гайку крепления удлинителя вентиля
внутреннего колеса и снимите колесо.

Процесс подъема и опускания запасного колеса на автомобиле КамАЗ-53229 аналогичен изложенно­му в соответствующем разделе «Руководства по тех­ническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ типа 6х4».

Для подъема запасного колеса самосвала:

поставьте колесо вертикально и пропустите канат через одно из отверстий в диске колеса, обхватите колесо вокруг профиля шины и зафикси­руйте канат скобой;

вращая механизм подъема запасного колеса, поднимите его;

поворачивая поворотный кронштейн, заведите колесо и наденьте центральным отверстием в диске на крюк;

ослабив натяжение каната, совместите отвер­стия в диске с болтами крепления и переместите колесо по крюку до упора диска в кронштейны;

закрепите колесо гайками с шайбами. Для опускания запасного колеса самосвала:

отверните две гайки с шайбами;

с помощью механизма подъема запасного коле­са приподнимите колесо до выхода центрального отверстия в диске с крюка;

поворачивая поворотный кронштейн, выведите колесо наружу и опустите его, вращая механизм подъема-опускания запасного колеса;

отсоедините скобу от каната и выведите канат из колеса.

Последовательность разборки колес и монтажа шин на модернизированных автомобилях показана на рисунках 221 и 222.

Колесо запасное на автомобилях КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-53212, КамАЗ-54112, КамАЗ-55102 установлено в горизонтальном положении на кронштейне 1 (рис. 223), который закреплен пятью болтами на правом

Рис. 223. Держатель запасного колеса автомобилей моделей 5320, 5410, 53212, 54112, 55102: 1 — кронштейн запасного колеса; 2 — пружина тарельчатая ворота; 3 — храповик ворота; 4 — гайка; 5-канат ворота; 6 — вкладыш каната ворота; 7 — вал ворота; 8 — опора запасного колеса; 9 -защелка ворота; 10 — пружина защелки

лонжероне рамы (кроме автомо­билей КамАЗ-55111).

На кронштейне установлен механизм подъема и опускания запасного колеса.

Вал ворота от проворачивания в обратном на­правлении удерживается храповиком 3 и защелкой 9 ворота. Защелка ворота на оси зафиксирована от осевого перемещения шплинтом и постоянно под­жата к храповику пружиной 10.

Канат зафиксирован в опоре 8 колеса при помощи головки 0,18 мм из сплава цинка. Фиксация каната в отверстии на валу ворота осуществляется двумя вкладышами каната, и головки 0,12 мм из сплава цинка на другом конце каната.

На автомобиле-самосвале КамАЗ-55111 запасное колесо и механизм подъема закреплены на переднем борту платформы справа.

Колеса и шины для полноприводных автомобилей

Рис. 224. Колесо с шиной в сборе: 1 — камера; 2 — бортовое кольцо; 3 — ободная лента; 4 — балансировочный груз; 5 — обод колеса; 6 — замочное кольцо; 7 — покрышка

Колесо состоит из покрышки 7 (рис. 224), камеры 1, ободной ленты 3, диска, соединенного с ободом 5, бортовых колец 2 и замочного кольца 6. К ступице колесо прикреплено десятью шпильками.

Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 226) предназначена для повышения проходи­мости автомобиля на трудных участках дороги путем снижения давления воздуха в шинах: в случае проко­ла она

позволяет кратковременно продолжать дви­жение до базы без замены колеса при условии, что подача компрессора может восполнить утечку возду­ха из поврежденной шины.

Система управляется из кабины водителя, что позволяет постоянно контролировать давление воз­духа в шинах по манометру, расположенному на панели приборов, и поддерживать давление в преде­лах нормы.

В систему регулирования входят: кран управления давлением с клапаном-ограничителем, ограничива­ющим падение давления в пневмосистеме ниже 550кПa (5,5 кгс/см2), краны запора воздуха, пневмопро-воды, головки
подвода воздуха.

Рис. 225. Кран управления давлением воздуха в шинах: 1

упорная шайба; 2—пружина клапана-ограничителя; 3—направляющий стакан; 4 — крышка клапана-ограничителя; 5 — мембрана клапана-ограничителя; 6

корпус крана; 7—распорное кольцо манжеты; 8— втулка; 9—манжета; 10—направляющая золотника; 11— уплотнительное кольцо; 12—золотник крана в сборе; 13—регулировочный болт; I—от общей пневмосистемы; II—в шины; III—в окружающую среду

Кран управления давлением воздуха в шинах (рис. 225) золотникового типа. Золотник 12 перемещается в корпусе 6 и уплотнен манжетой 9. Находящееся на золотнике упорное кольцо ограничивает ход золот­ника. Золотник через

штифт соединен с тягой рычага 2 (см. рис. 226) крана. Рычаг крана имеет три положе­ния: левое положение рычага соответствует накачке воздуха в шины, среднее — нейтральное, правое — выпус

Оцените статью
REMKAM.RU
Добавить комментарий