(справочное)
Моменты затяжки основных резьбовых соединений
Таблица А.1
Наименование | Условия затяжки | Примечание |
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала | Затяжку производить, от средней опоры к крайним начиная с правого ряда в 2 приема: — предварительно с крутящим моментом 95…120 Н-м (9,6…12 кгс-м); — окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28…30 кгс-м). Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. | Поз. 3, рисунок 11 |
Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышек подшипников коленчатого вала | Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален. Затянуть с моментом 147…167 Н-м (15…17 кгс-м). | Поз. 4 и 5, рисунок 11 |
Болты крепления маховика 7406.1005127 | Затяжку производить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно с крутящим моментом 245…264 Н-м (25…27 кгс-м). Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. | Поз. 7, рисунок 10 |
Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя 740.21-1005106-10 | Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6 по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии. Затянуть моментом 98…117,6 Н-м (10…12 кгс-м). | Поз. 8 рисунок 13 |
Болт крепления крышки шатуна 740.1004062-11 | Затяжку производить в 2 приема: — предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м); — окончательно, контролируя 2 параметра, угол поворота гайки, равный 50°±5° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180 Н-м (11…18,3 кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки является определяющим. Допускается затяжка с крутящим моментом — 127,5…137,3 Н-м (13…14 кгс-м). | Поз. 5, 6, рисунок 8 |
Продолжение таблицы А. 1
Наименование | Условия (момент) затяжки | Примечание |
Болты крепления передней крышки блока цилиндров: — M10x1,25-6gx120 — M12x1,25-6gx120 | 49…60.8 Н-м (5…6,2 кгс-м) 88.1… 108 Н-м (9…11 кгс-м) | — |
Болты крепления головок цилиндров М16 | Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема: — первый 39…49 Н-м (4…5 кгс-м) — второй 98…127 Н-м (10…13 кгс-м) — третий 186…206 Н-м (19…21 кгс-м) | Очередность затяжки согласно рисунка 20. |
Болты крышек головок цилиндров М8 | 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) | Поз. 12 рисунок 17 |
Болты крепления картера маховика: М12 М10 | Затягивать в два приема: — первый 50…70 Н-м (5…7 кгс-м) — второй 88… 108 Н-м (9…11 кгс-м) — первый 20…30 Н-м (2…3 кгс-м) — второй 43,1…54,9 Н-м (4,4…5,6 кгс-м) | — |
Болты М10 крепления оси ведущей шестерни привода распредвала | Затягивать в два приема, окончательно с моментом — 49…61 Н-м (5…6,2 кгс-м) | — |
Болты М8 крепления масляного картера | 8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м) | — |
Болты М10 крепления масляного насоса | 49…66,8 Н-м (5…7 кгс-м) | — |
Гайки крепления стоек коромысел М10 | 41…53 Н-м (4,2…5,4 кгс-м) | — |
Г айки регулировочного винта коромысла М10 | 33…41 Н-м (3,4…4,2 кгс-м) | — |
Пробки колпаков масляного фильтра | 10,78…24,5 Н-м (1,1…2,5 кгс-м) | — |
Г айки колпаков масляного фильтра | 49…68,6 Н-м (5…7 кгс-м) | — |
Примечание — Неуказанные нормы затяжки резьбовых соединений, технические требования и методы контроля к затяжке по ОСТ 37.001.031-72, ОСТ 37.001.050-73. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Таблица Б.1
Обозначение | Диаметр коренной шейки, мм. | Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм. |
7405.1005170 Р0 7405.1005171 Р0 | 94,95 | 100 |
7405.1005170 Р1 7405.1005171 Р1 | 94,5 | 100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное)
ТАБЛИЦА РЕМОНТНЫХ ВКЛАДЫШЕЙ НИЖНЕЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
Таблица В.1
Обозначение | Диаметр шатунной шейки, мм. | Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм |
7405.1004058 Р0 | 79,95 | 85 |
7405.1004058 Р1 | 79,5 | 85 |
Армированные манжеты
Таблица Г.1
Обозначение манжеты по номенклатуре КАМАЗ | Размеры, мм | Место установки | ||
Диаметр | ширина | |||
внутренний | наружный | |||
7406.1005160 | 120 | 150 | 12 | Картер маховика |
740.1318166-01 | 99 | 125 | 12 | Крышка блока передняя |
7406.1307062-10 | 17 | 32 | 5 | Водяной насос |
7406.1111238 | 44 | 60 | 7 | Корпус переднего подшипника |
Подшипники качения
Таблица Д.1
Обозначение подшипника | Тип | Место установки | Размеры, мм | Количество на изделие | ||
Диаметр | Ширина | |||||
Внутренний | Наружный | |||||
6-3HP25155EC30 | Радиальный шарикороликовый с валиком | Водяной насос | — | 55 | 70 | 1 |
6-180603К1С9 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Вал генератора (передняя опора) | 17 | 47 | 19 | 1 |
6-180502КЗС9 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Вал генератора (задняя опора) | 15 | 35 | 14 | 1 |
206 | Шариковый радиальный однорядный | Вал ведомой шестерни | 30 | 62 | 16 | 2 |
1160305 | Шариковый радиальный однорядный с односторонним уплотнением | Маховик | 25 | 62 | 21 | 1 |
111 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 55 | 90 | 18 | 1 |
114 | Шариковый радиальный однорядный | Привод отбора мощности передний | 70 | 110 | 20 | 1 |
14.1701285 | Ролик ф 5,5×15,8 | Шестерня ведущая | — | — | — | 62 |
1180305С17 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Ролик натяжной | 25 | 62 | 21 | 1 |
1180305С17 | Шариковый радиальный с двухсторонним уплотнением | Ролик направляющий (для двигателей автобусной комплектации) | 25 | 62 | 21 | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(справочное)
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Надежная работа транспортных газовых двигателей гарантируется при условии применения рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел и специальных жидкостей.
Перечень топлив, масел и специальных жидкостей, прошедших испытания и допущенных, приведен в химмотологической карте (таблица ЕЛ).
Периодичность технического обслуживания указана в карте согласно первой категории условий эксплуатации. Периодичность обслуживания для иных категорий эксплуатации устанавливается с учетом коэффициентов корректирования (ГОСТ 21624-81).
МОТОРНЫЕ МАСЛА
Для эксплуатации двигателей рекомендуются моторные масла, прошедшие испытания в НТЦ ОАО «КАМАЗ».
По уровню эксплуатационных свойств масла должны соответствовать группам СЕ, CF-4 по классификации API (Американский институт нефти). В качестве дублирующих марок допускается применение масел группы CD по классификации API или группе Д по ГОСТ 17479.1-85, с уменьшенным сроком смены масла.
В зависимости от условий эксплуатации рекомендуется применение моторных масел следующих классов вязкости по SAE:
— SAE 15W-40 всесезонно в умеренной климатической зоне;
— SAE 5W-40, 5W-30 всесезонно в районах с холодным климатом;
— SAE 20 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в осенне-зимний период);
— SAE 30, 40 при сезонном обслуживании в умеренной климатической зоне (в весеннелетний период) или в качестве основной марки в районах с жарким климатом.
Рекомендуемый диапазон применения моторных масел, в зависимости от температуры окружающего воздуха приведен на рисунке Е. 1.
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
Система охлаждения двигателей заполняется охлаждающей жидкостью, представляющей собой водный раствор антифриза (на основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных и антипенных присадок).
В ходе эксплуатации необходимо следить за плотностью охлаждающей жидкости. Так, плотность при температуре охлаждающей жидкости 20 °С должна быть:
— ОЖ-40 «Лена» — (1,075 -1,085) г/см3;
— «Тосол-А40М» — (1,078 -1,085) 1) г/см3;
— ОЖ-65 «Лена» и «Тосол -65М» — (1,085-1,1) г/см3.
Снижение плотности охлаждающих жидкостей ниже нижнего предела недопустимо из-за отсутствия гарантии достаточной антикоррозионной защиты.
ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ СЖАТЫЙ
Природный газ — газообразное вещество без цвета и запаха, плотность его почти в два раза ниже плотности воздуха. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа.
Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему) — нижний — 5%, верхний 15%.
Для обеспечения безопасной эксплуатации двигателей с целью обнаружения случайных утечек газообразным топливам придают особый запах — одорируют, что позволяет обнаружить газ в воздухе при концентрации 1 % (по объему).
Качество газа и правила приемки и контроля поступающего газа по ГОСТ 27577-2000.
Химмотологическая карта (таблица Е.1) регламентирует номенклатуру и условия применения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и специальных жидкостей при изготовлении и эксплуатации транспортных газовых двигателей.
Химмотологическая карта
Таблица Е.1
Наименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения) | Кол. сборочных единиц в изделии | Наименование и обозначение марки ГСМ | Масса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие | Периодичность смены (пополнения) ГСМ | Рекомендации по смазке (заправке, замене масла или смазки). Норма слива или (сбора) отработавших масел. Примечание | |||
основные | дублирующие | зарубежные | основная марка | дублирующая марка | ||||
1 Система питания двигателя | — | Газ природный топливный сжатый ГОСТ 27577-2000 Газ горючий природный сжатый ТУ 51-166-83 | — | — | — | — | — | — |
2 Картер масляный двигателя | 1 | Всесезонно: Масло моторное: Уфагаоб ХД Экстра 15W-40 ТУ 0253-002-11493112-93; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40, CE/SG ТУ 0253-075-00148636 -99 (при температуре воздуха не ниже минус 20 °С); ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-40, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-30, CF-4/SG ТУ 0253-075-00148636-99 (при температуре воздуха не ниже минус 35 °С) | Летом: Масло моторное М-10ДМ ГОСТ 8581 -78 (при температуре воздуха не ниже минус 10 °С) Зимой: Масло моторное М-8ДМ ГОСТ 8581-78 (при температуре воздуха ниже плюс 5 °С) | API СЕ, CF-4 SAE 15W-40 SAE 5W-40 | 28 л | ЕО ТО-5500 ТО-2 2ТО-1 | ЕО ТО-5500 2ТО-1 | Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить Сменить масло Сменить масло Сменить масло (городские автобусы с двигателем 820.53-260). |
Продолжение таблицы Е.1
— | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 | Узел заслонки | 1 | Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Смазка Лита ТУ 38 1011308-90 | — | 0,020 кг | — | — | Смазать при ремонте и разборке узла |
4 | Стартер | 1 | Смазка Лита ТУ 38 1011308-90 | Смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | — | 0,025 кг | СТО(1 раз в 2 года) | СТО(1 раз в 2 года) | Смазать шлицевой вал привода |
5 | Болты крепления маховика | 10 | Смазка графитная УСс-А ГОСТ 3333-80 | — | — | 0,010 кг | — | — | Смазать при сборке и ремонте узла |
6 | Система охлаждения двигателя | 1 | Охлаждающая жидкость: ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С); ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02-88 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С) | Охлаждающая жидкость: «Тосол-А40М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 40°С); «Тосол-А65М» ТУ 6-57-95-96 (при температуре воздуха не ниже минус 65°С) | — | 17 л | ЕО СТО(1 раз в 2 года) | ЕО СТО(1 раз в год) | Довести уровень до нормы Сменить жидкость |