Представьте картину: едете вы, никого не трогаете, а тут вдруг машина как будто «задыхается». Тяга пропала, дым из трубы повалил, чек на приборке загорелся. Диагностика – вердикт: клапан ЕГР «приказал долго жить». И тут у многих владельцев дизелей возникает крамольная мысль: а не избавиться ли от этого «геморроя» раз и навсегда? Отключить, заглушить, вырезать… Но так ли это безобидно, и вообще – зачем этот ЕГР нужен, кроме как создавать проблемы? Давайте разберемся без лишней «воды».
ЕГР – зло или «меньшее из двух зол»? Развеиваем туман непонимания.
Вообще-то, ЕГР – это клапан рециркуляции отработавших газов. Звучит сложно, но на деле все относительно просто. Задумка инженеров была благая – снизить вредные выбросы в атмосферу, эти самые оксиды азота (NOx). Как? Часть выхлопных газов, вместо того чтобы лететь в трубу, возвращается обратно во впускной коллектор, смешивается со свежим воздухом и снова идет в цилиндры. Теоретически – выбросы должны стать чище. На практике… часто получается как в поговорке: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Система ЕГР на наших дорогах не всегда ведет себя идеально. Вот типичные «симптомы»:
- Клапан клинит. Может заклинить в открытом или закрытом положении. В первом случае – дым столбом, мотор «троит». Во втором – мощность падает, машина «не едет».
- Все забивается сажей. Каналы ЕГР зарастают наглухо этой самой сажей, как «труба у кочегара». Отсюда – перегрев и поломки.
- Антифриз «уходит». Бывает, охладитель ЕГР начинает течь. И это уже серьезно – можно «поймать» гидроудар.
Так что, миф о том, что ЕГР – это «абсолютное зло», не совсем верен. Система-то по идее полезная, но вот исполнение… надежность, скажем так, оставляет желать лучшего.
Как «выключить» ЕГР из игры? Два пути – «грубый» и «хитрый».
Если «достало» – есть два основных способа «покончить» с ЕГР.
Способ №1: «Заглушка – и в кусты!» (Физическое отключение).
Берется кусок металла потолще (миллиметра 3 хватит, не меньше), вырезается заглушка по форме клапана, ставится на место с паронитовой прокладкой – и вуаля! Поток газов перекрыт «намертво». Но тут возникает нюанс: ЭБУ (электронный мозг машины) начинает «ругаться». Ошибки сыпятся, как «из рога изобилия», двигатель часто переходит в аварийный режим. Потому что «мозг» не понимает, почему ЕГР вдруг перестал работать.
Способ №2: «Перепрошивка мозгов» (Программное отключение).
Тут нужны специалисты, которые «на ты» с компьютерными «хитростями». Они влезают в прошивку ЭБУ и «стирают» из памяти все упоминания о ЕГР. Система как бы «забывает», что такой клапан вообще существует. Способ более «тонкий», но требует опыта и знаний. Неправильно «ковырнешь» прошивку – можно наломать таких «дров», что потом «не расхлебаешь». Диагностика может «полечь», например.
На заметку — получить консультацию по отключению ЕГР бесплатно можно на сайте chip-expert.pro/chip-tuning/egr-off — студия тюнинга Чип-Эксперт.
А что «в плюсе», если ЕГР отключить? «Сладкие» стороны медали.
- Мотор дышит «чистым» воздухом. Без всякой сажи и масляных испарений во впуске. Цилиндры гораздо меньше загрязняются.
- Динамика «бодрее». Машина резвее откликается на педаль газа. Потому что в цилиндры поступает только чистый воздух, а не смесь с выхлопными газами.
- Забудьте про ремонт ЕГР. Не нужно больше тратиться на замену клапана каждые два-три года. Экономия, как никак!
Но есть и «темная» сторона. Минусы отключения ЕГР, о которых не все говорят.
- Расход топлива может вырасти. Двигатель работает на «обогащенной» смеси, потому что воздух теперь только чистый, без «разбавления» выхлопными газами. Особенно на дизелях это заметно бывает.
- Техосмотр – «русская рулетка». На современных машинах (Евро-4, Евро-5, Евро-6) отключение ЕГР без удаления сажевого фильтра (DPF) – это «бомба замедленного действия». Фильтр забьется очень быстро. Да и на техосмотре могут «завернуть», если прибор покажет «неправильные» выбросы.
- Перегрев – не шутки. Без ЕГР температура в цилиндрах растет. Для турбомоторов это критично может быть. Нужно быть осторожнее, особенно в жару и под нагрузкой.
Страшилки про отключение ЕГР. Верить или нет?
«Отключишь ЕГР – мотор через год «крякнет»!»
Не совсем так. Если все сделано грамотно, мотор скорее даже «выиграет». Меньше сажи, меньше проблем с закоксовкой. Но важно учитывать особенности машины. Например, на новых дизелях с сажевым фильтром (DPF) отключение ЕГР без удаления фильтра – это плохая идея. Фильтр забьется очень быстро.
«Отключение ЕГР – это незаконно!»
В российских законах нет прямого запрета на такие модификации. Но при продаже машины или на техосмотре могут быть вопросы. Тут уж как повезет и как «договоришься». В теории систему можно «вернуть в зад» – заглушку снять, прошивку залить обратно. Но кто будет этим заниматься ради техосмотра?
Кстати многие надежные автомастерские предлагают услугу возврата к заводской прошивке. Подробнее читайте на сайте по Чип-тюнингу https://chip-expert.pro.
Кому «резать» ЕГР, а кому – «семь раз отмерь»?
«Зеленый свет» на отключение ЕГР, если:
- Клапан уже «достался» – ломается постоянно, а менять его нет ни сил, ни желания, ни денег.
- Машина уже «не молода» – старше 2010 года, и система ЕГР работает «через пень-колоду».
- Вы часто «летаете» по трассе, где нужна максимальная отдача мотора на высоких оборотах.
«Красный свет» – не трогайте ЕГР, если:
- Машина почти «с конвейера» – свежее 2017 года и с сажевым фильтром (DPF). Тут лучше не «химичить».
- Ездите в основном по городу, «тошните» в пробках, и мотор редко крутится выше средних оборотов.
- Планируете продавать машину в скором времени или хотите сохранить гарантию (если она еще есть).
ЕГР – друг или враг? Итоги «на чистую воду».
Отключение ЕГР – это не панацея, но и не «конец света». Главное – понимать, что вы делаете и зачем. Если система работает исправно – лучше ее не трогать. Но если ЕГР превратился в «черную дыру», высасывающую деньги и нервы, то отключение – вполне себе вариант. Только не забудьте: просто воткнуть заглушку – это полдела. Без программного отключения ЭБУ все равно будет «думать», что ЕГР есть, и может начать «капризничать».
P.S. И помните – каждая машина индивидуальна. Решение об отключении ЕГР должно зависеть от вашего стиля езды, возраста и модели автомобиля. Прежде чем «резать по живому» – посоветуйтесь с хорошим механиком, который знает «болячки» именно вашей марки. Иногда проще и дешевле оказывается просто заменить этот «злополучный» клапан, чем потом разгребать последствия непродуманных действий.

