Как проводить послерейсовые осмотры для водителей, работающих в ночную смену или со вредными условиями труда
Как проводить послерейсовые осмотры для водителей, работающих в ночную смену или со вредными условиями труда
Повышение квалификации на послерейсовые медицинские осмотры обязательно для водителей, работающих в ночную смену, с вредными и опасными условиями труда. Эти осмотры направлены на выявление признаков переутомления, профессиональных заболеваний и последствий воздействия вредных факторов.
Нормативная база проведения послерейсовых осмотров
Трудовой кодекс РФ (Статья 213)
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Приказ Минздрава России № 835н от 15.12.2014
Приказ Минтранса России № 282 от 31.07.2020
Санитарные правила и нормы для конкретных отраслей
Категории водителей, подлежащих обязательным послерейсовым осмотрам
Усиление средств защиты, сокращение времени воздействия
Повышенный шум
Шепотная речь, аудиометрия
Снижение слуха, шум в ушах
Контроль использования СИЗ, регулярная аудиометрия
Вибрация
Оценка чувствительности, проверка рефлексов
Онемение пальцев, снижение тактильной чувствительности
Виброзащитные рули, перерывы в работе
Пошаговый алгоритм проведения послерейсового осмотра
Этап 1: Подготовка к осмотру
Организация рабочего места:
Обеспечение adequate освещения
Подготовка необходимого оборудования
Проверка исправности измерительных приборов
Подготовка документации:
Журнал послерейсовых осмотров
Индивидуальные карты водителей
Бланки для дополнительных исследований
Этап 2: Проведение осмотра
Сбор анамнеза:
Жалобы на самочувствие
Особенности выполнения рейса
Наличие чрезвычайных ситуаций
Физикальное обследование:
Измерение артериального давления и пульса
Оценка состояния слизистых и кожных покровов
Проверка координации движений
Специальные тесты:
Тесты на утомление
Проверка времени реакции
Оценка когнитивных функций
Этап 3: Оформление результатов
Документ
Обязательные реквизиты
Срок хранения
Ответственный за заполнение
Журнал послерейсовых осмотров
Дата, время, ФИО водителя, результаты измерений, заключение
3 года
Медицинский работник
Индивидуальная карта водителя
Динамика показателей, рекомендации, случаи отстранения
5 лет после увольнения
Медицинский работник
Акт о выявленных нарушениях
Описание нарушений, принятые меры, рекомендации
5 лет
Медицинский работник и руководитель
Оборудование для послерейсовых осмотров
Базовое оборудование:
Тонометр автоматический или механический
Термометр
Стетофонендоскоп
Алкометр
Специализированное оборудование:
Прибор для оценки времени реакции
Аудиометр
Вибрационное чувствительное оборудование
Пульсоксиметр
Критерии для отстранения от следующей смены
Показатель
Норма
Умеренные отклонения
Выраженные отклонения (отстранение)
Артериальное давление
120-139/80-89 мм рт.ст.
140-159/90-99 мм рт.ст.
Выше 160/100 мм рт.ст.
Пульс
60-90 уд/мин
50-59 или 91-100 уд/мин
Ниже 50 или выше 100 уд/мин
Время реакции
До 15% увеличения от исходного
15-25% увеличения
Более 25% увеличения
Профилактические мероприятия
Организационные меры
Оптимизация графиков работы:
Чередование ночных и дневных смен
Обеспечение достаточного времени для отдыха
Введение дополнительных перерывов
Медицинское сопровождение:
Регулярные периодические медицинские осмотры
Вакцинация против гриппа
Профилактические осмотры у узких специалистов
Индивидуальные рекомендации для водителей
Для работающих в ночную смену:
Соблюдение гигиены сна
Рациональное питание
Использование светотерапии
Для работающих с вредными факторами:
Строгое использование СИЗ
Соблюдение правил личной гигиены
Регулярные медицинские обследования
Ответственность за непроведение послерейсовых осмотров
Нарушение
Статья КоАП РФ
Штраф для должностных лиц
Штраф для юридических лиц
Непроведение обязательного послерейсового осмотра
Статья 11.32
7 000 — 10 000 руб.
70 000 — 100 000 руб.
Нарушение порядка проведения осмотра
Статья 11.32
5 000 — 7 000 руб.
50 000 — 70 000 руб.
Допуск к работе без послерейсового осмотра
Статья 11.32
10 000 — 15 000 руб.
100 000 — 150 000 руб.
Правильно организованные послерейсовые осмотры для водителей, работающих в ночную смену и с вредными условиями труда, являются важным элементом системы охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. Они позволяют своевременно выявлять признаки переутомления, профессиональных заболеваний и предотвращать возможные аварийные ситуации. Комплексный подход к организации осмотров, включающий современные методы диагностики, качественное оборудование и индивидуальный подход к каждому водителю, способствует сохранению здоровья работников и повышению общей безопасности на транспорте.